Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Помаз А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца Варварина Руслана Александровича на решение Кузьминского районного суда адрес от 24 ноября 2022 года, которым постановлено:
" В удовлетворении исковых требований Варварина Руслана Александровича к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным и отмене решения от 5.04.2022 г. NКУВД-001/2021-51037241/16 об отказе государственного кадастрового учета в отношении нежилого помещения, обязании осуществить кадастровый учет перепланировки нежилого помещения - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Варварин Р.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес о признании незаконным и отмене решения от 05 апреля 2022 года NКУВД-001/2021-51037241/16 об отказе государственного кадастрового учета в отношении нежилого помещения, возложении обязанности осуществить кадастровый учет перепланировки нежилого помещения, мотивируя свои требования тем, что Варварин Р.А. и фио являются собственниками нежилого помещения с кадастровым номером 77:16:0010105:8649, расположенного по адресу: адрес. 01 декабря 2021 года Варварин Р.А. обратился в МБУ "МФЦ городского адрес и предоставил документы, необходимые для осуществления деятельности по государственному кадастровому учету в связи с изменением сведений о площади и планировки помещения. 10 декабря 2021 года Управление Росреестра по Москве уведомило административного истца о приостановлении государственного кадастрового учета, данное уведомление, по мнению административного истца, содержало только ссылки на нормы права без указания причин приостановления. 21 декабря 2021 года административный истец вновь предоставил документы Управление Росреестра по Москве с целью устранения причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета. 05 апреля 2022 года административный ответчик принял решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учет, которое административный истец полагает необоснованным и нарушающим его права и законные интересы, гарантированные действующим законодательством Российской Федерации.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями действующего законодательства, не имеется.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Как установлено судом первой инстанции, Варварин Р.А. и фио являются собственниками нежилого помещения с кадастровым номером 77:16:0010105:8649, расположенного по адресу: адрес.
С целью улучшения условий эксплуатации помещения собственниками была произведена самовольная перепланировка, в ходе которой были произведены следующие работы: демонтаж существующих и монтаж новых внутренних ступеней; демонтаж и установка дверных блоков в существующих проемах; устройство пола без увеличения нагрузки на перекрытие; демонтаж существующих ступени и пандуса в осях "А/10-Н" и устройство новой входной площадки со ступенями и пандусом в осях "А/12-16"; частичная закладка оконных проемов; переустройство ступеней лестницы и демонтаж части пандуса в осях "А/4-7"; устройство дверных проемов (эвакуационных выходов) на месте остекления, в т.ч. с частичной закладкой оконного проема по оси "А"; разборка существующих и устройство новых ненесущих перегородок, в т.ч. с дверными проемами в соответствии с проектными решениями; закладка, расширение и устройство новых дверных проемов в перегородках; демонтаж и установка сантехнического оборудования с подключением к существующим стоякам водоснабжения и канализации, а также выполнение работ по гидроизоляции пола в санузлах; декоративная обшивка стен и колонн.
Данная перепланировка произведена без соответствующих разрешений.
18 марта 2021 года комиссией в составе представителей Мосжилинспекции составлен Акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме на ранее выполненные работы без решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое решение требуется. В соответствии с данным Актом комиссия решила, что работы по перепланировке в Помещении выполнены в соответствии с требованиями нормативных документов, действующих для многоквартирных домов, что подтверждается следующими документами: Техническим заключением о допустимости и безопасности выполненной перепланировки от 07 октября 2020 года, в соответствии с которым выполненную перепланировку можно считать допустимой, безопасной и не противоречащей положениям и требованиям действующих нормативных документов; Заключением санитарно-эпидемиологической экспертизы N168-20 от 24 ноября 2022 года, в соответствии с которым помещение соответствует: СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях"; СН 2.2.4/2.1.8.562-96. "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки"; СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий".
В Управление Росреестра по Москве было представлено заявление NКУВД-001/2021-51037241 от 01 декабря 2021 года об осуществлении государственного кадастрового учета изменений характеристик объекта недвижимости "Площадь", "Описание местоположения помещения" в отношении объекта недвижимости - помещения, расположенного по адресу: адрес, с кадастровым номером 77:16:0010105:8649, площадью 777, 8 кв.м.
10 декабря 2021 года Управление Росреестра по Москве уведомлениями от 10 декабря 2021 года NКУВД-001/2021-51037241/1, (/2), (/3), (/4) приостановило осуществление учетных действий в отношении спорного объекта, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации.
27 декабря 2021 года Управление Росреестра по Москве уведомлениями от 27 декабря 2021 года NКУВД-001/2021-51037241/5, (/6), (/7), (/8) сообщило о неустранении причин приостановления, указав на необходимость представления дополнительных документов.
05 апреля 2022 года Управление оформленными уведомлениями от 05 апреля 2022 года NКУВД-001/2021-51037241/9, (/10), (/11), (/12) повторно сообщило о неустранении причин приостановления и уведомлениями от 05 апреля 2022 года NКУВД-001/2021-51037241/13, (/14), (/15) отказало в осуществлении государственного кадастрового учета изменений характеристик спорного объекта ввиду истечения срока приостановления и неустранения причин, ставших основаниями приостановления.
Согласно сведениям ЕГРН спорный объект недвижимости - нежилое помещение, площадью 777, 8 кв.м, расположенное в здании с кадастровым номером 77:16:0010105:8532, которое является многоквартирным жилым домом. Спорный объект принадлежит на праве общей долевой собственности Варварину Р.А. (4/5) (77:16:0010105:8649-77/051/2021-4 от 11 июля 2021 года) и фио (1/5) (77:16:0010105:8649-77/051/2021-5 от 11 июля 2021 года); обременен арендой: арендатор ООО "Агроторг" (77-77/003-77/003/002/2016-641/2 от 30 ноября 2016 года).
Для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по заявлению был представлен Технический план от 14 февраля 2022 года в отношении спорного объекта. К Техническому плану был приложен Акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме от 18 марта 2021 года N0097-АПП, выданный Государственной жилищной инспекцией адрес, а также Техническое заключение о допустимости и безопасности выполненной перепланировки от 01 января 2020 года Nб/н, выданное ООО "КонсалтПрокт" и прочие документы.
При проведении правовой экспертизы государственным регистратором было выявлено противоречие в графических сведениях о помещении между сведениями единого государственного реестра недвижимости об объекте и сведениями технического плана (комната 61). Дверной проем между комнатами 61 и 62а был заложен. Данное заложение было согласовано Актом Мосжилинспекции.
Согласно представленному Акту от 18 марта 2021 года согласование комнат в спорном объекте не осуществлялось в отношении всего объема помещений.
Так, комната 61 не подпала под согласование уполномоченным органом.
Управление Росреестра по Москве указало заявителю на то, что комната 61, доступ к которой обеспечивался через комнату 62 (после согласования 62а), отсутствует. Доступ к комнатам 58, 59, 60 обеспечивается через комнату 61. Следовательно, отсутствие указанного дверного проема лишает возможности беспрепятственного (любого) доступа к отмеченным комнатам.
Иные работы заказчиком работ согласованы не были, Актом Мосжилинспекции также не подтверждаются.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение Управления Росреестра по Москве об отказе в предоставлении государственной услуги соответствует закону, поскольку запрашиваемое требование могло бы привести к недостоверности сведениям ЕГРН их фактическому положению.
Выводы суда судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу частей 3 и 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (пункт 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений, перечень которых содержится в части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ.
Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации определен статьей 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и предусматривает в соответствии с пунктом 3 части 1 названной статьи проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно п. 7.3 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе, технический план.
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены ст. 21 Закона о регистрации, согласно которой технический план представляется в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о регистрации технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Исходя из положений ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 N508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах" при проведении работ, затрагивающих архитектурный облик многоквартирного дома, техническое заключение о допустимости и безопасности проведенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме подлежат согласованию с Комитетом по архитектуре и градостроительству адрес (далее - Москомархитектура).
Переустройство и (или) перепланировка помещений в многоквартирном доме, связанные с передачей в пользование части общего имущества, при которых создание входов, входных групп (лестниц, крылец) в подвальные либо цокольные помещения или входов и входных групп на первые этажи зданий в пределах габаритов земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, допускаются при условии наличия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование заявителю части данного земельного участка, оформленного протоколом.
В случае, когда земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, выполнение работ по переустройству и (или) перепланировке, предусматривающих создание входов, входных групп (лестниц, крылец) в подвальные либо цокольные помещения или входов и входных групп на первые этажи зданий, осуществляется при наличии договора на размещение такого некапитального объекта, оформленного в порядке, установленном Правительством Москвы, при условии, что габариты размещаемых входов и входных групп не нарушают границ примыкающих земельных участков.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, а также учитывая, что согласно представленным в материалы дела схемам помещения, комната 61, доступ к которой обеспечивался через комнату 62 отсутствует после согласования комнаты 62а, а доступ к комнатам 58, 59, 60 обеспечивался через комнату 61 и в настоящее время отсутствие дверного проема препятствует доступу в указанные комнаты, при этом, указанные работы административным истцом согласованы не были и Актом Мосжилинспекции не подтверждаются, судебная коллегия по административным делам соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований ввиду соответствия решения Управления Росреестра по Москве об отказе в государственном кадастровом учете изменений характеристик спорного объекта недвижимости законодательству, регулирующему спорные правоотношения.
Таким образом, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилхарактер правоотношений, лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановилрешение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные судом первой инстанции.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении вышеприведенных норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кузьминского районного суда адрес от 24 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Текст мотивированного апелляционного определения составлен 28 сентября 2023 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.