Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при секретаре Черных В.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе Виноградовой Ольги Анатольевны на решение Бабушкинского районного суда адрес от 24 октября 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении административных исковых требований Виноградовой Ольги Анатольевны, действующей в интересах несовершеннолетнего фио, к Комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав адрес о признании постановления незаконным отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Виноградова О.А, действующая в интересах несовершеннолетнего фио обратилась в Бабушкинский районный суд адрес с административным иском к Комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав адрес о признании постановления от 15.03.2022 N 5/4 о проведении индивидуальной профилактической работы незаконным.
Требования мотивированы тем, что она является матерью несовершеннолетнего фио, паспортные данные, который обучается в ФГКОУ "Московское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации" (далее - МосСВУ). В Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес (далее - Комиссия) поступили материалы в отношении ее сына о систематическом нарушении им воинской дисциплины и правил внутреннего распорядка, а также материалы двух постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенных ОМВД России по адрес на основании заявлений фио и фио (КУСП N 20997 от 14.11.2021 и N 20524 от 06.11.2021). По результатам рассмотрения указанных материалов Комиссия вынесла постановление от 15.03.2022 N 5/4, которым было предписано органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних организовать индивидуально-профилактическую работу с несовершеннолетним фио, ФГКОУ МосСВУ было поручено организовать профилактическую работу с несовершеннолетним фио; законным представителям несовершеннолетнего было рекомендовано усилить контроль за воспитанием сына. Полагала, что вынесенное Комиссией постановление, противоречит положениям Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", т.к. фио не относится к категории лиц, в отношении которых может проводиться индивидуальная профилактическая работа; при вынесении постановления не был привлечен военный прокурор; должностными лицами Комиссии неправомерно были применены меры административно-правового воздействия, чем были нарушены права и законные интересы несовершеннолетнего.
В суде первой инстанции административный истец Виноградова О.А. и ее представители фио и фио, заявленные требования поддержали в полном объеме; представители административного ответчика Комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав адрес фио и фио исковые требования не признали.
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Суд первой инстанции в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц и постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Заинтересованное лицо МосСВУ, извещенное о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, своего представителя в суд не направил.
Судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица МосСВУ.
Проверив материалы дела, выслушав административного истца фио, её представителей фио и фио, возражения представителя административного ответчика фио обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение Бабушкинского районного суда адрес от 24 октября 2022 года, отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Виноградова О.А. является матерью несовершеннолетнего фио, паспортные данные, который обучается в МосСВУ.
В Комиссию поступили материалы в отношении несовершеннолетнего фио, свидетельствующие о систематическом нарушении им воинской дисциплины и правил внутреннего распорядка, а также материалы двух постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенных ОМВД России по адрес на основании заявлений фио (КУСП N 20997 от 14.11.2021) и фио (КУСП от 06.11.2021 N 20524).
По результатам рассмотрения указанных материалов Комиссия 15.03.2022 вынесла постановление N 5/4, которым было предписано органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних организовать индивидуально-профилактическую работу с несовершеннолетним фио, ФГКО МосСВУ было поручено организовать профилактическую работу с несовершеннолетним фио; законным представителям несовершеннолетнего было рекомендовано усилить контроль за воспитанием сына.
Из данного постановления следует, что 01.10.2021 на адрес несовершеннолетний фио нанес несовершеннолетнему фио два удара строительным молотком по спине, в связи с чем последнему были причинены побои. Мать несовершеннолетнего фио - фио в связи с изложенными обстоятельствами, обратилась с заявлением в ОМВД России по адрес. Постановлением от 15.11.2021 было отказано в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего фио, в связи с наличием в его деяниях признаков состава административного правонарушения по ст. 6.1.1 КоАП РФ.
Кроме того, 06.11.2021 г. несовершеннолетний фио, находясь на адрес, вылил кипяток на голову несовершеннолетнего фио, в связи с чем последнему были причинены ожоги второй степени в области головы, шеи, уха и спины. В связи с изложенными обстоятельствами мать несовершеннолетнего фио - фио обратилась с заявлением в ОМВД России по адрес. Постановлением от 24.11.2021 было отказано в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего фио, в связи с наличием в его деяниях признаков состава административного правонарушения по ст. 6.1.1 КоАП РФ (л.д. 89-97).
Из характеристики несовершеннолетнего фио следует, что на протяжении трех лет обучения в МосСВУ, у него наблюдается снижение интереса к обучению, ухудшилось состояние дисциплины. Отсутствие мотивации к обучению привело к тому, что фио закончил год с неудовлетворительными оценками по нескольким предметам. Для фио была разработана индивидуальная программа для устранения неуспеваемости, однако последний демонстративно проявляет нежелание учиться. Также из характеристики следует, что фио систематически нарушает дисциплину, распорядок дня, у него низкая работоспособность, игнорирует требования командиров, провоцирует конфликтные ситуации, друзей не имеет (л.д.134).
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.06.1999 N 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 15.10.2013 N 845, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку несовершеннолетний обоснованно был поставлен на профилактический учет, у административного ответчика, который располагал сведениями об антиобщественных действиях несовершеннолетнего, имелись для этого законные основания.
Выводы суда судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" для целей указанного Закона лицо, не достигшее возраста 18 лет, совершающее антиобщественные действия, признается несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, в отношении которого проводится индивидуальная профилактическая работа по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Согласно статье 2 названного Федерального закона основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
К категории лиц, в отношении которых органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу, относятся, в том числе, несовершеннолетние, совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность (пункт 8 статья 5 указанного Федерального закона).
Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 названного Федерального закона, если они зафиксированы, среди прочего, в постановлении руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел (пункт 3 статьи 6 указанного Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" к органам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся комиссии по делам несовершеннолетних.
Комиссии совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявляют и берут на учет несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, беспризорных, а также оставивших общеобразовательные организации и неработающих несовершеннолетних, принимают решение об их устройстве и контролируют выполнение принятых решений.
По результатам рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетних комиссии применяют меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством адрес.
В соответствии с пп. 1, 8, 9 п. 1, пп. 5 п. 2 ст. 21 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел иных муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, отделов (управлений) внутренних дел на транспорте: - проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 4 - 14 пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними; других несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя; - информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих.
Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также имеют право в установленном порядке вести учет правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, лиц, их совершивших, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, а также собирать и обобщать информацию, необходимую для составления статистической отчетности.
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий; антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, в частности, совершивших антиобщественных действия.
Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона, если они зафиксированы в следующих документах: 1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 2) приговор, определение или постановление суда; 3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел; 4) документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
Согласно Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 15.10.2013 N 845, указанные подразделения проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность (пункт 2.1); информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и условиях, этому способствующих (пункт 2.9); вносят в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия; ведут учет правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, лиц, их совершивших.
В соответствии с пунктами 49.1.3 - 49.1.4 названной Инструкции на профилактический учет с заведением УПК ставятся несовершеннолетние, совершившие правонарушение, в том числе до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; совершившие антиобщественное действие.
Фактические обстоятельства и собранные материалы свидетельствуют об антиобщественном поведении ребенка, который причинил вред здоровью других детей; такое антиобщественное поведение несовершеннолетнего, подтверждено совокупностью собранных по делу доказательств.
При таких данных, учитывая наличие заявлений родителей несовершеннолетних курсантов фио и фио о причинении вреда их сыновьям фио, несовершеннолетний фио обоснованно был поставлен на профилактический учет; а также наличие у административного ответчик, сведений об антиобщественных действиях несовершеннолетнего, решение административного ответчика является правомерным; оспариваемое решение и действия имеют целью защиту прав и законных интересов ребенка, направлены на устранение причин и условий, способствовавших совершению несовершеннолетним противоправных и антиобщественных действий; с несовершеннолетним требуется проводить индивидуально-профилактическую работу в установленном порядке, направленную на соблюдение правил общежития и исключение такого отрицательного поведения в будущем.
Учитывая изложенное, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226, статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит правомерным вывод суда о том, что административными ответчиками в рассматриваемых правоотношениях требования действующего законодательства соблюдены; оспариваемое решение принято в рамках предоставленной компетенции, с соблюдением порядка принятия и рассмотрения материалов, при наличии к тому оснований и без нарушения прав административного истца и ее несовершеннолетнего сына.
Доводы истца об отмене постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении её несовершеннолетнего сына, не может повлечь отмены постановленного решения, поскольку само по себе указанное обстоятельство об отсутствии такого характера действий несовершеннолетнего не свидетельствует; конфликт 01 октября 2021 года и его последствия в виде полученной травмы несовершеннолетними фио, а также конфликт от 06.11.2021 года и его последствия в виде полученной травмы и фио подтверждены материалами дела, в том числе журналом регистрации приема в медицинском пункте МСВУ (л.д. 130-133), выпиской из медицинской карты стационарного больного фио (л.д. 186-187). Кроме того постановлением от 16.02.2022 по факту произошедшему 01.10.2021 отказано в возбуждении уголовного дела в отношении фио на основании ст. 24 ч. 1 п. 2 УПК РФ, в связи с отсутствием в деянии признаков состава преступления, предусмотренного ст. ст. 115, 116 УК РФ, а постановлением от 15.11.2021 года по факту произошедшему 06.11.2021 г. отказано в возбуждении уголовного дела в отношении фио на основании ст. 24 ч. 1 п. 2 УПК РФ, поскольку на момент совершения указанного деяния он не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, между тем, указанный факт не опровергает того, что результате их конфликта причинен вред здоровью, нанесены травмы учащимся.
В любом случае, закон не ограничивает административного ответчика при выполнении возложенных на них задач от необходимости реагирования на факты антиобщественных действий и поведение несовершеннолетних, сведения об этом могут быть почерпнуты не только из постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела; во внимание принимаются все материалы проверки о таком поведении, характеризующие несовершеннолетних.
При этом решение Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав адрес, по поводу которого возник спор, имеют целью защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего фио, направлены на устранение причин и условий, способствовавших совершению несовершеннолетним противоправных и антиобщественных действий.
Довод о том, что судом не учтено решение 231 военной прокуратуры, судебная коллегия не может признать состоятельным поскольку правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
решение Бабушкинского районного суда адрес от 24 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Виноградовой Ольги Анатооьевны - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.