Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Поладяна Геворга Робертовича, Маргаряна Самвела Серожовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Поладян Г.Р, Маргарян С.С. обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3.
В административном исковом заявлении административные истцы просят установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере, равном из рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки, проведенной ООО Оценочная компания "Легион-Эксперт", по состоянию на 1 января 2021 года в размере 16 968 617 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 28 256 474 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 21 593 975 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали на то, что являются собственниками указанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года установлена в размере 33 878 439 рублей 11 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 61 148 032 рублей 61 копейки в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 38 090 626 рублей 56 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3.
Несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права административных истцов как плательщиков налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Административные истцы Поладян Г.Р, Маргарян С.С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель административного истца Маргаряна С.С. по доверенности Рузаева С.С. поддержала заявленные требования, представила возражения относительно результатов судебной экспертизы.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы Мясников И.И. просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель филиала ППК "Роскадастр" по Москве будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не просил.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административному истцу Поладяну Г.Р. принадлежат на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами ОКС2, ОКС3, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости (л.д. 15-18).
Административному истцу Маргаряну С.С. принадлежит на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером ОКС1, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости (л.д.19-20).
В отношении указанных нежилых помещений установлена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 33 878 439 рублей 11 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 61 148 032 рублей 61 копейки в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 38 090 626 рублей 56 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 (выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости - т. 1, л.д. 21-23).
В соответствии с положениями ст. ст. 399, 400, 401 НК РФ физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (в том числе здания, строения, сооружения, помещения), являются плательщиками налога на имущество физических лиц. Согласно ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если субъектом Российской Федерации принято соответствующее решение. Законом города Москвы от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц" на территории города Москвы установлены ставки налога на имущество физических лиц в отношении недвижимого имущества, которые определяются исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных нежилых помещений влияют на права и обязанности Поладяна Г.Р. и Маргаряна С.С. как плательщиков налога.
В соответствие с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена их кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения, административные истцы 20 мая 2022 года обратились с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Административными истцами в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений был представлен отчет, подготовленный ООО Оценочная компания "Легион-Эксперт", в котором по состоянию на 1 января 2021 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 определена в размере 16 968 617 рублей, стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 определена в размере 28 256 474 рублей, стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 определена в размере 21 593 975 рублей.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объектов недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленных в материалы дела отчетов судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФБУ РФ Центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, представленный административными истцами, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 по результатам экспертизы по состоянию на 1 января 2021 года составляет 27 004 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 составляет 48 711 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 составляет 37 379 000 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы и представленный заявителями отчет об оценке рыночной стоимости спорных нежилых помещений, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО Оценочная компания "Легион-Эксперт", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки.
При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Вместе с тем представителем административного истца выражено несогласие с заключением эксперта в части определения рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, в обоснование чего представлены письменные возражения.
В ответ на возражения экспертом ФБУ РФ Центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ представлены письменные пояснения, в которых даны ответы на дополнительно поставленные перед ним вопросы.
Эксперт пояснил, что был проведен полноценный анализ сегмента рынка объектов исследования, были подобраны максимально схожие аналоги по местоположению, площади, году постройки, выявлены предложения сопоставимые с объектами исследования по ряду ценообразующих факторов, применены все необходимые корректировки в связи с выявленными отличиями объектов.
Эксперт разъяснил, что корректировка на состояние отделки для объекта-аналога N 1 введена верно. Согласно данным "Справочника оценщика недвижимости - 2020. Офисно-торговая недвижимость и сходные типы объектов" состояние "без отделки" и состояние "требует капитального ремонта" для офисно-торговой недвижимости являются идентичными понятиями.
Экспертом даны ответы и на иные поставленные перед ним вопросы. Указанные пояснения являются полными, мотивированными, оснований сомневаться в обоснованности применения корректировок, подбора объектов-аналогов не имеется.
Все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающими правами на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности; материалами дела подтверждается, что эксперт имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.
Оснований сомневаться в обоснованности заключения эксперта, а также полагать о наличии противоречий в выводах эксперта у суда не имеется. Напротив, суд находит, что суждения эксперта основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, существо проведенных исследований и высказанных суждений является понятным; выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой и представленными в материалы дела доказательствами.
Позиция административных истцов о неверном определении результатов рыночной стоимости объекта недвижимости в рамках экспертного исследования основана на субъективном толковании законодательства об оценочной деятельности и методологии проведения такой оценки.
В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются доводы представителя административного ответчика о том, что Поладян Г.Р. и Маргарян С.С. не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости спорного объекта. Такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Учитывая, что право на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной предоставлено административным истцам Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, при этом согласно разъяснениям, данным в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителей относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости; проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату обращения в суд - 20 мая 2022 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 27 004 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 в размере 48 711 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 в размере 37 379 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 20 мая 2022 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 11 октября 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.