Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Казакова М.Ю, при секретаре Толмасовой Ю.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2424/2023 по административному исковому заявлению ООО "Стройхолдинг "Столица", ООО "ФинЭксперт" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0003017:3774, 77:01:0003017:3862, 77:01:0003018:4029, 77:01:0003017:3797, 77:01:0003011:3199, 77:01:0003011:3200, 77:01:0003017:1651, 77:01:0003011:3198, 77:01:0003017:1652, 77:01:0003018:4032 (далее - объекты капитального строительства) равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года.
В обоснование своих требований административные истцы ссылаются на то, что им на праве собственности принадлежат названные выше объекты капитального строительства, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки значительно превышает рыночную стоимость, в связи с чем, административные истцы считают возможным воспользоваться своим правом установления кадастровой стоимости в размере рыночной, в подтверждении которой представляет отчет об оценке N 016-22 от 11 мая 2022 года, подготовленный оценщиком ООО "Первая оценочная компания".
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанными положениями Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость - часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО "Стройхолдинг "Столица" является собственником объектов капитального строительства с кадастровыми номерами 77:01:0003017:3774, 77:01:0003017:3862, 77:01:0003018:4029, 77:01:0003017:3797, 77:01:0003011:3199, 77:01:0003011:3200, 77:01:0003017:1651, 77:01:0003011:3198, 77:01:0003017:1652.
ООО "ФинЭксперт" является собственником объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003018:4032.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов невидимости, расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 1 января 2021 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 года установлена для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003017:3774 в размере 566 591 030, 50 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003017:3862 в размере 182 188 811, 34 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003018:4029 в размере 27 602 445, 79 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003017:3797 в размере 130 794 850, 76 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003011:3199 в размере 8 624 805, 64 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003011:3200 в размере 381 929 150, 09 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003017:1651 в размере 225 723 193, 91 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003011:3198 в размере 39 042 798, 25 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003017:1652 в размере 166 357 732, 78 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003018:4032 в размере 161 215 022, 91 рублей.
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости.
Названные результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства затрагивают права и обязанности административных истцов, поскольку в соответствии с положениями абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 374, пункта 1 статьи 373, статьи 374, пункта 2 статьи 375, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 2.1, 5, 6 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", они являются плательщиками налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивают налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Оспаривая приведенную выше кадастровую стоимость, административные истцы представили в суд отчёт об оценке рыночной стоимости N 016-22 от 11 мая 2022 года, подготовленный оценщиком ООО "Первая оценочная компания", в котором определена рыночная стоимость для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003017:3774 в размере 369 827 500 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003017:3862 в размере 79 199 350 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003018:4029 в размере 9 623 050 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003017:3797 в размере 103 691 350 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003011:3199 в размере 6 709 750 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003011:3200 в размере 257 919 950 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003017:1651 в размере 123 612 350 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003011:3198 в размере 31 958 800 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003017:1652 в размере 94 317 400 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003018:4032 в размере 161 215 022, 91 рублей.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчёт об оценке рыночной стоимости N 016-22 от 11 мая 2022 года, подготовленные оценщиком ООО "Первая оценочная компания", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая оценщиком в отчёте рыночная стоимость объектов капитального строительства не подтверждается. Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2021 года определена в следующем размере для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003017:3774 в размере 581 998 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003017:3862 в размере 117 115 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003018:4029 в размере 13 011 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003017:3797 в размере 142 058 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003011:3199 в размере 8 412 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003011:3200 в размере 396 794 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003017:1651 в размере 191 962 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003011:3198 в размере 36 742 000 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003017:1652 в размере 141 078 000 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003018:4032 в размере 134 634 000 рублей.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность, содержащихся в нём, выводов.
В целях разъяснения или дополнения заключения суд может вызвать эксперта для допроса. При наличии в деле нескольких противоречивых заключений могут быть вызваны эксперты, проводившие как первичную, так и повторную экспертизу.
Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом и её производство поручалось выбранному им эксперту. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчёты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Достоверных данных об иной рыночной стоимости объекта капитального строительства сторонами в суд не представлено.
Выводы о величине рыночной стоимости объектов капитального строительства, содержащиеся в отчёте об оценке рыночной стоимости N 016-22 от 11 мая 2022 года, подготовленном оценщиком ООО "Первая оценочная компания", опровергаются заключением проведённой судебной экспертизы, в связи с чем суд относится критически к названному отчёту.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым положить в основу решения заключение судебной оценочной экспертизы и установить кадастровую стоимость равной рыночной, определённую по состоянию на 1 января 2021 года для объектов капитального строительства в размерах, установленных экспертом ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России.
Согласно пункту 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.
В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе, при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 3 статьи 3 НК РФ).
Несмотря на то, что размер рыночной стоимости объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003017:3774 в размере 581 998 000 рублей; объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003017:3797 в размере 142 058 000 рублей; объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003011:3200 в размере 396 794 000 рублей превышает их кадастровую стоимость, необходимо отказать в удовлетворении заявленных требований в данной части, поскольку правовое положение административного истца при рассмотрении спора, возбужденного в целях улучшения его положения как налогоплательщика, по смыслу законодательства не может быть ухудшено.
При таком положении суд, отказывая в удовлетворении административного искового заявления ООО "Стройхолдинг "Столица", в указанной части требований, полагает установленный размер кадастровой стоимости объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003017:3774 в размере 566 591 030, 50 рублей; объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003017:3797 в размере 130 794 850, 76 рублей; объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003011:3200 в размере 381 929 150, 09 рублей отвечающим интересам указанного административного истца, иной размер рыночной стоимости в пределах кадастровой стоимости не доказан.
С доводами, изложенными в письменных пояснениях, представителя Департамента городского имущества города Москвы о том, что административные истцы не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Департамента городского имущества города Москвы на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 16 сентября 2022 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО "Стройхолдинг "Столица", ООО "ФинЭксперт" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003017:3862 в размере 117 115 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003018:4029 в размере 13 011 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003011:3199 в размере 8 412 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003017:1651 в размере 191 962 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003011:3198 в размере 36 742 000 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003017:1652 в размере 141 078 000 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003018:4032 в размере 134 634 000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований ООО "Стройхолдинг "Столица" отказать.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 16 сентября 2022 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 14 сентября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.