Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Казакова М.Ю, при секретаре Толмасовой Ю.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3807/2023 по административному исковому заявлению адрес, ООО "Энергоконструкция", ООО "Фрегата" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений расположенных по адресу адрес кадастровыми номерами 77:01:0001031:2320, 77:01:0001031:2505, 77:01:0001031:2506, 77:01:0001031:2507, 77:01:0001031:2508, 77:01:0001031:2509, 77:01:0001031:2510, 77:01:0001031:2511, 77:01:0001031:2512, 77:01:0001031:2513, 77:01:0001031:2514, 77:01:0001031:2523, 77:01:0001031:2524, 77:01:0001031:2525, 77:01:0001031:2530, 77:01:0001031:2497, 77:01:0001031:2499, 77:01:0001031:2500, 77:01:0001031:2501, 77:01:0001031:2502, 77:01:0001031:2503, 77:01:0001031:2504, 77:01:0001031:2516, 77:01:0001031:2527, 77:01:0001031:2528 (далее - нежилые помещения), установленной по состоянию на 1 января 2021 года.
Просят установить кадастровую стоимость названных нежилых помещений, равной их рыночной стоимости, определённой в отчёте об оценке от 24 марта 2023 года N6903 года подготовленном оценщиком АНО "Бюро судебных экспертиз".
В обоснование своих требований административные истцы ссылаются на то, что им на праве собственности принадлежат названные выше нежилые помещения. Несоответствие, внесённой в Единый государственный реестр недвижимости, кадастровой стоимости названных нежилых помещений, их рыночной стоимости, нарушает права административных истцов как плательщиков налога на имущество организаций, в связи с необоснованным завышением налоговой базы по указанному налогу.
Административные истцы полагают, что их права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости.
В настоящее судебное заседание представитель административных истцов явился, заявленные требования поддержал.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца.
Остальные лица, участвующие в деле, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направили, об отложении слушания дела не просили.
Руководствуясь положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом постановлено о рассмотрении дела при данной явке.
Выслушав объяснения представителя административных истцов, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанными положениями Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость - часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что адрес, ООО "Энергоконструкция", ООО "Фрегата" являются собственниками приведенных выше нежилых помещений, расположенных по адресу адрес.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов невидимости, расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 1 января 2021 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 года установлена в следующих размерах:
1. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2320 в размере 188 690 829, 45 руб, 2. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2505 в размере 7 052 545 руб, 3. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2506 в размере 5 920 629, 54 руб, 4. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2507 в размере 6 288 262, 12 руб, 5. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2508 в размере 2 419 517, 38 руб, 6. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2509 в размере 1 990 955 руб, 7. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2510 в размере 4 126 130, 25 руб, 8. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2511 в размере 4 604 358, 71 руб, 9. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2512 в размере 4 331 504, 21 руб, 10. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2513 в размере 4 808 307, 50 руб, 11. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2514 в размере 6 720 946, 76 руб, 12. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2523 в размере 3 988 845, 84 руб, 13. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2524 в размере 7 416 136, 64 руб, 14. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2525 в размере 1 990 955, 10 руб, 15. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2530 в размере 11 221 833, 50 руб, 16. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2497 в размере 8 336 561, 87 руб, 17. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2499 в размере 4 774 355, 78 руб, 18. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2500 в размере 4 943 959, 83 руб, 19. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2501 в размере 11 061 144, 69 руб, 20. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2502 в размере 10 449 119, 92 руб, 21. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2503 в
размере 18 045 327, 01 руб, 22. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2504 в размере 1 262 089, 63 руб, 23. для нежилого помещения с кадастровым номером:01:0001031:2516 в размере 14 659 674, 65 руб, 24. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2527 в размере 6 871 097, 45 руб, 25. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2528 в размере 9 217 874, 36 руб.
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года.
Названные результаты определения кадастровой стоимости нежилых помещений затрагивают права и обязанности административных истцов, поскольку в соответствии с положениями абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 374, пункта 1 статьи 373, статьи 374, пункта 2 статьи 375, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 2.1, 5, 6 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", они являются плательщиками налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивают налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Оспаривая приведенную выше кадастровую стоимость, административные истцы представили в суд отчёт от 24 марта 2023 года N6903 года подготовленный оценщиком АНО "Бюро судебных экспертиз", в котором по состоянию на 1 января 2021 года, определена рыночная стоимость в следующих размерах:
1. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2320 в размере 111 739 151 руб, 2. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2505 в размере 4 180 894 руб, 3. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2506 в размере 3 470 142 руб, 4. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2507 в размере 3 700 091 руб, 5. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2508 в размере 856 247 руб, 6. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2509 в размере 1 087 032 руб, 7. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2510 в размере 2 362 205 руб, 8. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2511 в размере 2 654 868 руб, 9. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2512 в размере 1 592 084 руб, 10. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2513 в размере 2 555 568 руб, 11. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2514 в размере 3 650 811 руб, 12. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2523 в размере 2 094 413 руб, 13. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2524 в размере 4 054 322 руб, 14. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2525 в размере 639 468 руб, 15. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2530 в размере 4 033 570 руб, 16. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2497 в размере 3 085 149 руб, 17. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2499 в размере 2 759 390 руб, 18. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2500 в размере 2 863 912 руб, 19. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2501 в размере 6 752 144 руб, 20. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2502 в размере 5 841 298 руб, 21. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2503 в размере 10 452 850 руб, 22. для нежилого помещения с кадастровым номером
77:01:0001031:2504 в размере 393 519 руб, 23. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2516 в размере 8 377 652 руб, 24. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2527 в размере 4 364 923 руб, 25. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2528 в размере 5 560 589 руб.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчёт об оценке от 24 марта 2023 года N6903 года подготовленный оценщиком АНО "Бюро судебных экспертиз", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая оценщиком в отчёте рыночная стоимость нежилых помещений не подтверждается. Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2021 года определена в следующем размере:
1. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2320 в размере 126 843 000 руб, 2. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2505 в размере 5 648 000 руб, 3. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2506 в размере 4 687 000 руб, 4. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2507 в размере 4 998 000 руб, 5. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2508 в размере 1 266 000 руб, 6. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2509 в размере 1 468 000 руб, 7. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2510 в размере 3 191 000 руб, 8. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2511 в размере 3 586 000 руб, 9. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2512 в размере 2 353 000 руб, 10. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2513 в размере 3 756 000 руб, 11. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2514 в размере 5 365 000 руб, 12. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2523 в размере 3 078 000 руб, 13. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2524 в размере 5 958 000 руб, 14. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2525 в размере 1 028 000 руб, 15. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2530 в размере 6 487 000 руб, 16. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2497 в размере 4 727 000 руб, 17. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2499 в размере 3 727 000 руб, 18. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2500 в размере 3 869 000 руб, 19. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2501 в размере 9 121 000 руб, 20. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2502 в размере 8 584 000 руб, 21. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2503 в размере 15 361 000 руб, 22. для нежилого помещения с кадастровым номером
77:01:0001031:2504 в размере 633 000 руб, 23. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2516 в размере 12 312 000 руб, 24. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2527 в размере 4 865 000 руб, 25. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2528 в размере 7 511 000 руб.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность, содержащихся в нём, выводов.
В целях разъяснения или дополнения заключения суд может вызвать эксперта для допроса. При наличии в деле нескольких противоречивых заключений могут быть вызваны эксперты, проводившие как первичную, так и повторную экспертизу.
Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом и её производство поручалось выбранному им эксперту. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчёты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Достоверных данных об иной рыночной стоимости нежилых помещений сторонами в суд не представлено.
Выводы о величине рыночной стоимости нежилых помещений, содержащиеся в отчёте об оценке рыночной стоимости от 24 марта 2023 года N6903 года, подготовленном оценщиком АНО "Бюро судебных экспертиз" опровергаются заключением проведённой судебной экспертизы, в связи с чем суд относится критически к названному отчёту.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым положить в основу решения заключение судебной оценочной экспертизы и установить кадастровую стоимость равной рыночной, определённую по состоянию на 1 января 2021 года для нежилых помещений в размерах, установленных экспертом ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России.
С доводами, изложенными в письменных пояснениях, представителя Департамента городского имущества города Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Департамента городского имущества города Москвы на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 15 декабря 2022 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ:
Административное исковое заявление адрес, ООО "Энергоконструкция", ООО "Фрегата" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость, равной рыночной, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в следующем размере:
1. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2320 в размере 126 843 000 руб, 2. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2505 в размере 5 648 000 руб, 3. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2506 в размере 4 687 000 руб, 4. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2507 в размере 4 998 000 руб, 5. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2508 в размере 1 266 000 руб, 6. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2509 в размере 1 468 000 руб, 7. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2510 в размере 3 191 000 руб, 8. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2511 в размере 3 586 000 руб, 9. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2512 в размере 2 353 000 руб, 10. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2513 в размере 3 756 000 руб, 11. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2514 в размере 5 365 000 руб, 12. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2523 в размере 3 078 000 руб, 13. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2524 в размере 5 958 000 руб, 14. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2525 в размере 1 028 000 руб, 15. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2530 в размере 6 487 000 руб, 16. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2497 в размере 4 727 000 руб, 17. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2499 в размере 3 727 000 руб, 18. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2500 в размере 3 869 000 руб, 19. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2501 в размере 9 121 000 руб, 20. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2502 в размере 8 584 000 руб, 21. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2503 в размере 15 361 000 руб, 22. для нежилого помещения с кадастровым номером
77:01:0001031:2504 в размере 633 000 руб, 23. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2516 в размере 12 312 000 руб, 24. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2527 в размере 4 865 000 руб, 25. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001031:2528 в размере 7 511 000 руб.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 15 декабря 2022 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 26 сентября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.