Московский городской суд в составе судьи Баталовой И.С. при помощнике Кретове С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5449/2023 по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве о ликвидации Межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ"
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональная общественная благотворительная организация "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ" зарегистрирована в качестве юридического лица, сведения об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 15 марта 2007 года за основным государственным регистрационным номером ---. Запись об организации внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций за учетным номером ---.
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве обратилось в суд с иском, в котором просило ликвидировать Межрегиональную общественную благотворительную организацию "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ" (ОГРН ---) и исключить ее из единого государственного реестра юридических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" в связи с осуществлением Организацией деятельности с грубыми неустранимыми нарушениями законодательства Российской Федерации, в том числе деятельности, противоречащей ее уставным целям.
Представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве, представитель УФНС России по Москве направили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Административный ответчик в судебное заседание своих представителей не направил, извещался о судебном заседании дважды по адресу организации. Кроме того, на официальном сайте Минюста России размещено извещение о дате, времени и месте рассмотрения дела, в подтверждение чего приобщена распечатка с сайта. С учетом того, что Московским городским судом предприняты все меры по надлежащему извещению административного ответчика, судом рассмотрено административное дело в отсутствие ответчика на основании статьи 150 КАС РФ.
Изучив административное исковое заявление, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению.
Конституцией Российской Федерации гарантируются право каждого на объединение, свобода деятельности общественных объединений (статья 30), при этом граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).
Общественные организации (объединения) являются одной из форм некоммерческих организаций и представляют собой добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (часть 1 статьи 6 Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон об общественных объединениях
В силу статей 14, 47 поименованного закона в Российской Федерации допускается создание и действие международных, общероссийских, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений. При этом под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Статьей 29 Федерального закона об общественных объединениях закреплены обязанности общественного объединения, в частности: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации (абзацы первый, второй, седьмой).
В силу частей 1, 2 (пункт 3) статьи 38 указанного закона надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации. В свою очередь, орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части пятой данной статьи.
Органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, в соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года N 705, Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2021 года N 274 (далее - Административный регламент N 274), является Министерство юстиции Российской Федерации, которое, в том числе через свои территориальные управления, осуществляет государственную функцию по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.
Согласно части первой статьи 26, абзацу третьему части 1, части 3 статьи 44 Федерального закона об общественных объединениях региональное общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", или соответствующего территориального органа федерального органа государственной регистрации в случае неоднократных или грубых нарушений общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Аналогичные основания ликвидации юридического лица закреплены в подпунктах 3 и 4 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. Грубым является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.
Оценивая обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что организацией допущен ряд грубых нарушений действующего законодательства, которые являются достаточным основанием для принятия решения о ее ликвидации.
На основании подпункта 4 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статей 10, 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и распоряжения Главного управления от 16.02.2023 N 1014 (далее - Распоряжение) назначена и проведена плановая документарная проверка деятельности организации за период с 01.01.2020 по 31.12.2022. Срок проведения проверки с 27.02.2023 по 20.03.2023. Уведомление о проведении проверки с требованием представить документы (информацию), необходимые для проведения проверки, направлено в адрес Организации 17.02.2023 исх. N 77/03-8911, получено Организаций 02.03.2023 (почтовый идентификатор 80097581326878).
Согласно требованиям пункта 5 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ документы и сведения, указанные в пункте 13 Распоряжения Главного управления от 16.02.2023 N 1014, должны быть представлены в Главное управление в течение десяти рабочих дней со дня получения Уведомления о проведении проверки. В нарушение требований подпункта 1 пункта 5 статьи 32 Федерального закона 7-ФЗ, статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ и пункта 13 Распоряжения Главного управления от 16.02.2023 N 1014 документы, для проведения проверки организацией не представлены.
Изучив имеющиеся в распоряжении Главного управления сведения и документы, по результатам проверки Комиссией в деятельности организации выявлены грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации:
Так, в нарушение положений пунктов 1.9, 1.10, 9.1.3 Устава, статей 14, 47 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" организацией в проверяемом периоде неоднократно нарушалась территориальная сфера деятельности, предусмотренная Уставом организации. Пунктом 1.9 Устава определена территориальная сфера деятельности организации - Московская область, Оренбургская область, а также другие субъекты Российской Федерации, в которых будут созданы структурные подразделения Организации.
Согласно пункту 9.1.3 Устава и сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, Организация имеет 3 филиала, которые находятся по следующим адресам: -----
Также в пунктах 1.11, 1.12 Устава содержатся сведения о месте нахождения отделений Организации по следующим адресам: ------
При этом на сайте Организации содержатся сведения об офисах Организации по следующим адресам: -----
Согласно пунктам 1.10, 1.11, 1.12 Устава Организации, место нахождения постоянно действующего руководящего органа Организации (Центрального Правления) - г. Москва, отделений - -----. Согласно пункту 9.1.3 Устава филиалы Организации находятся в ----.
Согласно документам и сведениям, имеющимся в распоряжении Главного управления и размещенным на сайте Организации, установлено, что Организация осуществляет деятельность с нарушением территориальной сферы деятельности.
В Главное управление из Прокуратуры города Москвы 07.11.2022, 10.01.2023 из Нагатинской межрайонной прокуратуры Южного административного округа поступило обращение Генерального директора ООО "Управляющая компания "Визант Группа" - управляющей организации АО "Санаторий "Ай-Петри" Н.Б. Шатовой, согласно которому в производстве Арбитражного суда Республики Крым находится дело N --- по заявлению Организации к Обществу о понуждении устранить нарушения природоохранного законодательства. В исковом заявлении Организация требует обязать Общество выполнить в трехмесячный срок ряд строительно-реконструкционных работ, а в случае неисполнения - обязать Общество прекратить заниматься хозяйственной и иной деятельностью.
В Главное управление 26.10.2022 из Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры поступило обращение Генерального директора ООО "Нефтедобывающее предприятие "Чепаковское" В.И. Кочикьянцу, согласно которому в производстве Арбитражного суда Ставропольского края находится дело N ---- по заявлению Организации к Обществу о понуждении устранить нарушения природоохранного законодательства. В исковом заявлении Организация требует обязать Общество устранить ряд нарушений природоохранного законодательства, а в случае неисполнения - обязать Общество прекратить заниматься хозяйственной и иной деятельностью. Согласно Картотеке арбитражных дел, содержащейся на сайте www.kad.arbitr.ru, установлены следующие административные и гражданские дела по заявлениям Организации об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства в следующих регионов: Курганская область, дело ---, ответчик Акционерное общество "ШААЗ", Республика Башкортостан, дело ---, ответчик ООО ЖКХ "Шемяк"; Ростовская область, дело ---, ответчик Акционерное общество "Новошахтинский завод нефтепродуктов", Ростовская область, дело ---, ответчик Акционерное общество "АЗОВСКАЯ СУДОВЕРФЬ", Ростовская область, дело ---, ответчик ООО "Ростовский комбинат хлебопродуктов", Ростовская область, дело ---, ответчик ООО "РОСТОВСКИЙ МОРСКОЙ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ ПОРТ", Пермский край, дело ---, ответчик Акционерное общество "Пермский Свинокомплекс", Республика Башкортостан, дело ---, Акционерное общество "УЧАЛИНСКИЙ ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ"; Республика Башкортостан, дело ---, ответчик Акционерное общество "ПОЛИЭФ"; Свердловская область, дело ---, ответчик Акционерное общество "Первоуральский новотрубный завод".
С учетом изложенного, нашли свое подтверждение доводы административного истца о том, что организация осуществляла деятельность в качестве инициатора ряда судебных дел в рамках Арбитражного судопроизводства на территории Республики Крым, Ставропольского края, Курганской области, Республики Башкортостан, Ростовской области, Пермского края, Свердловской области, в том числе по оспариванию актов органов государственной власти, по вопросам охраны окружающей среды и природопользования, тем самым Организацией нарушено требование статьи 14 Федерального закона N 82-ФЗ и не соблюдены положения собственного устава.
Также административным истом указано, что согласно пункту 6.13 Устава единоличным исполнительным органом Организации является Председатель. Председатель избирается Общим собранием на срок 3 (три) года. Согласно материалам регистрационного (учетного) дела Председателем Организации является ---- (избран протоколом Общего собрания от 24.04.2018 N 6). На момент проведения проверки срок полномочия Председателя Организации --- истекли (24.04.2021), сведения о продлении срока полномочий Председателя Организации на проверку не представлены, что является нарушением абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ.
В проверяемом периоде высшим руководящим органом Организации, согласно пункту 6.1. Устава, является Общее собрание делегатов региональных отделений Организаций. Общее собрание Организации собирается не реже одного раза в год. В нарушение требований пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 7-ФЗ, положений Устава, Организацией нарушена периодичность проведения заседаний Общего собрания делегатов региональных отделений, Центрального Правления Организации и проверок финансово-хозяйственной деятельности Контрольно-ревизионным органом в проверяемом периоде. На проверку не представлены сведения о членах Организации и протоколы Общего собрания за проверяемый период.
Согласно пункту 6.7 Устава постоянно действующим руководящим органом Организации в период между Общими собраниями является Центральное правление Организации. Члены Центрального правления избираются Общим собранием на срок в 3 (три) года. Заседания Центрального правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. На проверку не представлены сведения о членах Центрального правления Организации и протоколы Центрального правления Организации за проверяемый период.
В соответствии с пунктом 7.1. Устава органом, осуществляющим контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Организации, является Контрольно-ревизионная комиссия, которая избирается Общим собранием сроком на 3 (три) года. Сведения о составе Контрольно-ревизионной комиссии на проверку не представлены.
Кроме того, административный ответчик указал, что организацией нарушены положения пункта 7.4. Устава по вопросам проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности Организации, на проверку не представлены результаты ревизии финансово-хозяйственной деятельности Организации.
Также в ходе проведения правовой экспертизы Устава, утвержденного 19.11.2015, выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, а именно: в нарушение пункта 1 статьи 24 Федерального закона N 7-ФЗ, согласно которому некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами, пункт 2.3 Устава содержит открытый перечень видов деятельности. Наличие в уставе такой цели деятельности Организации как защита прав потребителей и защита социально незащищенных категорий граждан нарушает пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 135-ФЗ и свидетельствует о том, что Организация не является благотворительной, в связи с чем не может использовать в своем наименовании слово "благотворительная". Абзацы 16-25 пункта 2.2 устава нельзя рассматривать как виды деятельности Организации, так как последние являются самостоятельными благотворительными целями деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 135-ФЗ, но не заявленные Организацией в пункте 2.1 устава.
В нарушение требований пункта 2 статьи 65.3 и пункта 1 статьи 123.7 ГК РФ Уставом Организации к исключительной компетенции высшего органа управления - Общего собрания делегатов региональных отделений Организации не отнесены полномочия по определению порядка приема в члены Организации и исключения из состава ее членов, по утверждению годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности Организации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса, по утверждению аудиторской организации или индивидуального аудитора Организации. Уставом Организации не определены права членов организации, предусмотренные пунктом 1 статьи 65.2 ГК РФ, а также обязанности членов организации, предусмотренные пунктом 4 статьи 65.2 ГК РФ. В нарушение пункта 2 статьи 123.5 ГК РФ Устав Организации не содержит сведений об имущественных правах ее членов. В нарушение пункта 6 статьи 20 Федерального закона N 82-ФЗ в Уставе Организации не предусмотрены права структурных подразделений Организации по управлению имуществом.
В соответствии с Уставом Организации целью ее деятельности является содействие защите прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение потребителей, социальная поддержка и защита прав и законных интересов социально незащищенных категорий граждан, охрана окружающей среды. В нарушение пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 24 Федерального закона N 7-ФЗ Организация осуществляет предпринимательскую деятельность в виде продажи товаров и предоставления услуг, не предусмотренную ее уставом, а также не соответствующую целям, для достижения которой создана Организация.
Так, на коммерческой основе Организация проводит обучающие курсы "Эко-юрист" (----). Также на сайте организации имеется самостоятельная вкладка "наш магазин", где предлагаются к приобретению товары хозяйственно-бытового назначения. Указанные виды деятельности являются предпринимательской деятельностью, при этом указанный вид деятельности в уставе отсутствует.
В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности Организации за период с 01.01.2020 по 31.12.2022, как указал административный истец, выявлены следующие нарушения: согласно пункту 9.7 Устава Организации источниками формирования имущества Организации являются: добровольные взносы и пожертвования; вступительные и членские взносы; доходы от гражданско-правовых сделок; доходы от предпринимательской, в том числе внешнеэкономической деятельности; поступления от проводимых в соответствии с Уставом лекций, выставок, аукционов и иных мероприятий; другие, незапрещенные действующим законодательством Российской Федерации поступления.
Согласно сведениям, представленным из УФНС России по г. Москве, Организацией открыты расчётные счета в Публичном акционерном обществе "Промсвязьбанк", Сибирский, согласно движению денежных средств по расчетному счету Организации за период с 01.01.2020 по 31.12.2022 установлены следующие источники поступления денежных средств: займы Организации от физического лица ---- - --- руб.; взыскания с юридических лиц по решению суда - --- руб.; поступления от Коллегии адвокатов ----" в рамках заключенных соглашений - --- руб.; пожертвования на уставную деятельность от юридических и физических лиц - ---.; доходы от предоставления юридических услуг - --- руб. Из указанного выше видно, что основными источниками поступления денежных средств в Организацию являются займы от --- взыскания денежных средств по вступившим в законную силу решениям суда, пожертвования от юридических и физических лиц, при этом взыскания с юридических лиц по решениям судов в адрес Организации не соответствует основной цели деятельности Организации, источникам формирования имущества, соответственно является доходом, полученным в результате неуставной деятельности.
Согласно движению денежных средств по расчетному счету Организации установлены такие статьи расходов денежных средств как аренда офиса - --- руб.; комиссия банка за ведение расчетных счетов - --- руб.; экологические исследования и экспертизы - --- руб.; расходы на юридические услуги - --- руб.; Арбитражный суд Московской области - --- руб, иные расходы на ведение уставной деятельности - 201 750 руб.
С учетом специфики деятельности организации расходы на юридические услуги, получаемые на возмездной основе, являются нецелевым расходованием денежных средств.
Кроме того, в нарушение требований абзаца 4 части 1 статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ Организация с 2021 года не представляет в Главное управление отчеты о деятельности, персональном составе руководящих органов Организации, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества.
В нарушение пункта 2 статьи 19 Федерального закона N 135-ФЗ Организация не исполнила обязанность по ежегодному представлению отчета о своей деятельности за 2020-2022 отчетные периоды.
В нарушение порядка размещения в сети интернет отчетов о деятельности некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 07.10.2010 N 252, Организация с 2021 года не разместила на информационном портале --- сведения о своей деятельности за 2021 год. Исполнение данной обязанности иным способом не установлено.
С учетом изложенного, по результатам проведения внеплановой документарной проверки Комиссия пришла к выводу, что деятельность Организации в проверяемом периоде осуществлялась с грубыми, систематическими и неустранимыми нарушениями законодательства Российской Федерации и Устава Организации.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", (далее - Постановление Пленума N 64) в качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию.
К грубым также относятся нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Кроме того, согласно позиции, изложенной в Постановлении Пленума N 64, нарушение общественным объединением территориальной сферы деятельности квалифицируется как грубое нарушение. Т аким образом, по результатам внеплановой документарной проверки
в деятельности организации выявлены неустранимые нарушения законодательства Российской Федерации, которые носят грубый и систематический характер.
В соответствии с подпунктом 3 части 3 статьи 61 ГК РФ организация может быть ликвидирована по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 44 Федерального закона N 82-ФЗ, неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативно правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, является основанием для его ликвидации в судебном порядке. Поскольку в отношении административного истца установлены данные обстоятельства, административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Ликвидировать Межрегиональную общественную благотворительную организацию "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ" (----) и исключить ее из единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.