Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Чистова Л.А. в защиту ООО "МСК Новая Эра" на постановление заместителя начальника ОВМ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве от 1 июля 2022 года N 950 и решение судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 1 августа 2022 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Монтажно-строительная компания Новая Эра", ИНН:, ОГРН:, юридический адрес: адрес,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника ОВМ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве от 1 июля 2022 года N 950 ООО "МСК Новая Эра" (далее также - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.
Решением судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ООО "МСК Новая Эра" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник Чистов Л.А. просит решение районного суда отменить по доводам, изложенным в жалобе.
Законный представитель ООО "МСК Новая Эра" в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещён, направил в суд представлять интересы Общества защитника по доверенности Чистова Л.А, который доводы жалобы поддержал, представил письменные пояснения, в которых сослался на Указ Президента Российской Федерации от 27.08.2022 N 585, полагая, что данный Указ имеет обратную силу и в соответствии со ст. 1.7 КоАП РФ может быть применён в настоящем деле, дополнительно показал, что не может пояснить, направило ли Общество уведомление о заключении трудового договора с гражданином гражданство Матяшем С.С. в течение 10 дней со дня вступления данного Указа в силу.
Исследовав материалы дела, выслушав защитника, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрена за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершённые в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, подлежат квалификации по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона РФ N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трёх рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Как следует из материалов настоящего дела, 17 ноября 2021 года в 15 час. 40 мин. по адресу: г. Москва, ул. Русаковская, вл. 6, в ходе проведения проверки сотрудниками ОМК ОВМ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве был выявлен факт привлечения ООО "МСК Новая Эра" к трудовой деятельности с 8 ноября 2021 года гражданина гражданство Матяша С.С, паспортные данные, в качестве монтажника, однако в нарушении требований п. 8 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ ООО "МСК Новая Эра" не направлено уведомление о привлечении на выполнение работ (услуг) иностранного гражданина в течение трёх рабочих дней с даты фактического допуска к трудовой деятельности (до 12 ноября 2021 года) территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность.
Указанные действия (бездействие) Общества квалифицированы должностным лицом и судьёй районного суда по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Вместе с тем решение судьи районного суда подлежит отмене в силу следующего.
Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
30 сентября 2022 года между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой был заключён Договор, согласно которому ЛНР считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.
Согласно ст. 2 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию гражданство и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - гражданство" со дня принятия в Российскую Федерацию гражданство в составе Российской Федерации образуется новый субъект - Луганская Народная Республика; Луганская Народная Республика принимается в Российскую Федерацию в статусе республики.
В соответствии со ст. 5 указанного Федерального конституционного закона со дня принятия в Российскую Федерацию гражданство и образования в составе Российской Федерации нового субъекта граждане гражданство, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на этот день на территории гражданство или ранее постоянно проживавшие на указанной территории и выехавшие из гражданство в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, а также их несовершеннолетние дети приобретают гражданство Российской Федерации в результате признания их гражданами Российской Федерации при условии принесения Присяги гражданина Российской Федерации (часть 1).
Граждане Российской Федерации, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи либо до дня принятия в Российскую Федерацию гражданство и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, постоянно проживали на этот день или ранее постоянно проживали на территории гражданство и у которых гражданство Украины не прекращено, признаются гражданами Российской Федерации, не имеющими гражданства Украины, со дня подачи ими заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины. Граждане Российской Федерации, подавшие заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины, освобождаются от обязанности подать уведомление о наличии у них гражданства Украины (часть 9).
Гражданство гражданство прекращается со дня принятия в Российскую Федерацию гражданство и образования в составе Российской Федерации нового субъекта (часть 10).
К гражданам Российской Федерации, которые признаны в соответствии с настоящей статьёй не имеющими гражданства Украины и которые не имеют гражданства (подданства) другого иностранного государства, не применяются положения законодательства Российской Федерации, предусматривающие ограничения в отношении граждан Российской Федерации, имеющих гражданство (подданство) иностранного государства, с учётом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 13).
Сведения о том, приобрёл ли гражданин гражданство Матяш С.С. в установленном выше порядке гражданство Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют.
Между тем, данное обстоятельство имеет существенное значение, поскольку при наличии у Матяша С.С. гражданства Российской Федерации обязанность, установленная п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", у ООО "МСК Новая Эра" отсутствует.
Кроме того, согласно п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 27.08.2022 N 585 "О временных мерах по урегулированию правового положения граждан Донецкой Народной Республики, гражданство и Украины в Российской Федерации" работодатели и заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие иностранных работников из числа лиц, состоявших в гражданстве Донецкой Народной Республики или гражданство, и граждан Украины, обязаны уведомить территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в субъекте Российской Федерации, на территории которого эти лица и граждане осуществляют трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ними трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора, а в случае, если такие договоры были заключены до дня вступления в силу настоящего Указа и работодатели и заказчики работ (услуг) не уведомили об этом указанный территориальный орган, - в течение 10 календарных дней со дня вступления в силу настоящего Указа.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 1 августа 2022 года не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела судье районного суда необходимо учесть изложенное, провести всестороннюю, полную и объективную оценку всех обстоятельств дела с учётом доводов жалобы и вынести законное и обоснованное решение.
В связи с отменой решения суда и направлении дела на новое рассмотрение суд апелляционной инстанции не входит в обсуждение иных доводов жалобы заявителя, поскольку они подлежат проверки при новом рассмотрении дела
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
жалобу защитника Чистова Л.А. - удовлетворить частично.
Решение судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 1 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении общество с ограниченной ответственностью "Монтажно-строительная компания Новая Эра", ОГРН:, ИНН:, юридический адрес: адрес, - отменить.
Дело направить в Замоскворецкий районный суд г. Москвы на новое рассмотрение.
Судья Московского городского суда Д.В. Гришин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.