Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х.
судей Зайнуллиной Г.К, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Ставропольскому краю на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 6 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 30 мая 2023 г.
по административному делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Ставропольскому краю к Салчатову В.А. о взыскании задолженности по налогам и пени в общем размере 41 732, 02 рублей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Ставропольскому краю Арушанян А.Э, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Ставропольскому краю (далее - МИФНС России N 14 по Ставропольскому краю) обратилась в суд с административным иском к Салчатову В.А. о взыскании задолженности по налогам и пени в общем размере 41 732, 02 рублей.
В обоснование требований указано, что Салчатов В.А. является плательщиком налога на имущество, транспортного налога и земельного налогов, в связи с чем ему произведено начисление названных налогов с направлением налоговых уведомлений. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов, Салчатову В.А. начислены пени и направлены требования об уплате задолженности. Определением мирового судьи судебного участка N 4 Промышленного района города Ставрополя от 5 сентября 2022 г. отменен ранее вынесенный в отношении административного ответчика судебный приказ от 25 февраля 2022 г. о взыскании задолженности по обязательным платежам в размере 43 668, 32 рублей. Уточнив требования, МИФНС России N 14 по Ставропольскому краю просила суд взыскать с Салчатова В.А. остаток задолженности в размере 41 732, 02 руб, из которых:
по транспортному налогу с физических лиц: налог за 2020 г. в размере 33 675 рублей, пени за период с 2 декабря 2021 г. по 14 декабря 2021 г. в размере 109, 44 рублей; за неуплату налога за 2016 г. в сумме 49 505 рублей пени за период с 2 июля 2020 г. по 27 августа 2021 г. в размере 3 253, 29 рублей; за неуплату налога за 2017 г. в сумме 29 105 рублей пени за период с 2 июля 2020 г. по 27 августа 2021 г. в размере 1 912, 67 рублей; за неуплату налога за 2018 г. в сумме 11 264 рублей пени за период с 2 июля 2020 г. по 27 августа 2021 г. в размере 740, 24 рублей; за неуплату налога за 2019 г. в сумме 29 986 рублей пени за период с 14 декабря 2020 г. по 27 августа 2021 г. в размере 1 263, 41 рублей;
по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: за неуплату налога за 2018 г. пени на сумму 9 245 рублей за период с 2 июля 2020 г. по 27 августа 2021 г. в размере 91, 66 рублей; за неуплату налога за 2019 г. пени на сумму 10 236 рублей за период с 14 декабря 2020 г. по 27 августа 2021 г. в размере 431, 28 рублей;
по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов ОКТМО N: за неуплату налога за 2016 г. в размере 28 264 рублей пени за период с 2 июля 2020 г. по 14 февраля 2021 г. в размере 20, 21 рублей; за неуплату налога за 2016 г. в размере 3 893 рублей пени за период с 2 июля 2020 г. по 15 февраля 2021 г. в размере 232, 37 рублей;
по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов ОКТМО N: за неуплату налога за 2019 г. в размере 1 329 рублей пени за период с 2 июля 2020 г. по 21 февраля 2021 г. в размере 2, 45 рублей.
Определением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 6 марта 2023 г. принят отказ представителя МИФНС России N 14 по Ставропольскому краю от административных исковых требований к Салчатову В.А. о взыскании задолженности по пени в размере 73, 60 рублей, начисленной на неуплату налога на имущество физических лиц за 2017 г. (ОКТМО N) за период с 2 июля 2020 г. по 15 февраля 2021 г, производство по делу в данной части требований прекращено.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 6 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 30 мая 2023 г, требования МИФНС N 14 по Ставропольскому краю удовлетворено частично, с Салчатова В.А. взыскана недоимка на общую сумму 3 508, 32 рублей, из которых пени по транспортному налогу за 2016 г. за период с 2 июля 2020 г. по 27 августа 2021 г. в размере 3 253, 29 рублей, начисленную на сумму налога в размере 49 505 рублей; пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов ОКТМО N за 2016 г. за период с 2 июля 2020 г. по 14 февраля 2021 г. в размере 20, 21 рублей, начисленную на сумму налога в размере 28 264 рублей и за период с 2 июля 2020 г. по 15 февраля 2021 г. в размере 232, 37 рублей, начисленную на сумму налога в размере 3 893 рублей; пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов ОКТМО N за 2019 г. за период с 2 июля 2020 г. по 21 февраля 2021 г. в размере 02, 45 рублей, начисленную на сумму налога в размере 1 329 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе МИФНС России N 14 по Ставропольскому краю, поданной 17 августа 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 24 августа 2023 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, направлении дела на новое рассмотрение.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Салчатов В.А, являясь собственником объектов недвижимого имущества, земельных участков и транспортных средств, самостоятельно и в установленный срок не исполнил обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налога, в связи с чем ему произведено начисление пеней; требования об уплате задолженности оставил без удовлетворения; определением мирового судьи судебный приказ о взыскании с Салчатова В.А. налоговой недоимки был отменен; налоги и пени в бюджет в полном объеме не уплачены.
Применительно к части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела судом было установлено, что Салчатов В.А. является плательщиком транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц, что им не оспаривалось.
В адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления:
от 27 августа 2016 г. N, согласно которому Салчатову В.А. начислен, в том числе транспортный налог за 2015 г. в общем размере 49 505 рублей;
от 31 августа 2017 г. N, согласно которому Салчатову В.А. начислены, в том числе, транспортный налог за 2016 г. в общем размере 49 505 рублей и налог на имущество физических лиц в общем размере 28 264 рублей;
от 14 июля 2018 г. N об уплате, в том числе, транспортного налога за 2017 года в общем размере 29 105 рублей; также произведен перерасчет налога на имущество по налоговому уведомлению N, сумма задолженности за 2016 г. уменьшена на рублей; налог на имущество физических лиц за 2016 г. составил 27 319 рублей;
от 15 августа 2019 г. N об уплате транспортного налога за 2018 г. в общем размере 11 264 рублей, земельного налога за 2018 г. в общем размере 9 245 рублей;
от 1 сентября 2020 г. N, согласно которому произведен расчет транспортного налога за 2019 г. в общем размере 29 986 рублей; земельного налога в общем размере 10 236 рублей; налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2019 г, (ОКТМО N, в город Краснодар) в размере 1 329 рублей по объектам налогообложения в; налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2019 г, (ОКТМО N, г. Ставрополь) в размере 419 375 рублей;
от 1 сентября 2021 г. N, которым Салчатову В.А. произведено начисление транспортного налога за 2020 г. в общем размере 33 675 рублей, в том числе, в отношении автомобиля Фольксваген Туарег в размере 18 375 рублей и в отношении автомобиля Мреседес-Бенц в размере 15 300 рублей.
Также судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 10 марта 2021 г. произведена уплата налога на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 26 697, 18 рублей, остаток задолженности за 2016 г. составил 621, 82 рублей. Остаток задолженности в размере 621, 82 рублей уплачен ответчиком 15 февраля 2021 г.
За неисполнение обязанности по уплате имущественного налога за 2019 г. в размере 1 329 рублей начислена пеня за период с 2 декабря 2020 г. по 21 февраля 2021 г. в размере 15, 44 рублей. 23 февраля 2021 г. административным ответчиком уплачена пеня в размере 12, 99 рублей, остаток задолженности по пене 02, 45 рублей.
За неисполнение обязанности по уплате задолженности по налогу на имущество в размере 621, 82 рублей начислены пени за период с 2 июля 2020 г. по 14 февраля 2021 г. в размере 20, 21 рублей (2, 33 рублей за период с 2 июля 2020 г. по 26 июля 2022 г. и 17, 88 рублей за период с 27 июля 2020 г. по 14 февраля 2021 г.).
Обязанность по уплате налога в размере 3 893 рублей также не исполнена в установленный законом срок. 15 февраля 2021 г. уплачен налог в размере 707, 18 рублей. За неисполнение обязанности по уплате налога за 2016 г. в размере 3 893 (3 185, 82) рублей в срок до 3 декабря 2018 г. начислены пени за период с 2 июля 2020 г. по 15 февраля 2021 г. в размере 232, 37 рублей.
В связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного налога за 2020 г. в размере 33 675 рублей начислены пени за период с 2 декабря 2021 г. по 14 декабря 2021 г. в размере 109, 44 рублей. Также за неуплату транспортного налога начислены следующие пени: за неуплату налога за 2016 г. в сумме 49 505 рублей начислены пени за период с 2 июля 2020 г. по 27 августа 2021 г. в размере 3 253, 29 рублей; за неуплату налога за 2017 г. в сумме 29 105 рублей - за период с 2 июля 2020 г. по 27 августа 2021 г. в размере 1 912, 67 рублей; за неуплату налога за 2018 г. в сумме 11 264 рублей - за период с 2 июля 2020 г. по 27 августа 2021 г. в размере 740, 24 рублей; за неуплату налога за 2019 год в сумме 29 986 рублей - за период с 14 декабря 2020 г. по 27 августа 2021 г. в размере 1 263, 41 рублей.
Согласно данным налогового органа, задолженность по транспортному налогу за 2016 г. в размере 49 505 рублей погашена 23 сентября 2021 г. в размере 41 304, 46 рублей и 29 ноября 2021 г. в размере 8 200, 54 рублей; за 2017 г. в размере 29 105 рублей уплачена в размере 25 474, 46 рублей, непогашенный остаток 3 630, 54 рублей.
В связи с неисполнением обязанности по уплате земельного налога за 2018 г. начислены пени на сумму 9 245 рублей за период с 2 июля 2020 г. по 27 августа 2021 г. в размере 126, 11 рублей, остаток, вошедший в требование после уплаты пени, составляет 91, 66 рублей. За неуплату земельного налога за 2019 г. на сумму 10 236 рублей за период с 14 декабря 2020 г. по 27 августа 2021 г. в размере 431, 28 рублей.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов и пени направлены требования: N 61292 по состоянию на 28 августа 2021 г. об уплате пеней на сумму 9 883, 88 рублей, из которых пени по транспортному налогу в размере 9 032, 31 рублей, по налогу на имущество в размере 20, 21 рублей, 305, 97 рублей и 2, 45 рублей и 522, 94 рублей по земельному налогу (текущий остаток задолженности 8 021, 17 руб.); N 82073 по состоянию на 15 декабря 2021 г. об уплате транспортного налога за 2020 год в размере 33 675 рублей и пени в размере 109, 44 рублей на сумму 33 784, 44 рублей.
Помимо указанного судом установлено, что вступившим в законную силу 7 мая 2019 г. решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 2 апреля 2019 г. (дело N 2а-1247/2019), с Салчатова В.А. взыскана задолженность в размере 80 779, 46 рублей, в том числе: задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 27 319 рублей, по транспортному налогу за 2016 год - 49 505 рублей, по земельному налогу за 2015 год - 3 530 рублей, за 2016 год - 3 714 рублей, пени по транспортному налогу за 2016 год - 54, 46 рублей.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 15 ноября 2021 г. (дело N 2а-6838/2021), вступившим в законную силу 21 декабря 2021 г, в удовлетворении административных исковых требований МИФНС России N 14 по Ставропольскому краю к Салчатову В.А. о взыскании задолженности в размере 40 290, 38 рублей (образовавшейся по сроку уплаты, указанному в требовании), в том числе, по уплате: транспортного налога с физических лиц в размере 29 986 рублей (налог) за 2019 г, 50, 98 рублей (пеня) за 2019 г. с 2 декабря 2020 г. по 13 декабря 2020 г, земельного налога с физических лиц в размере 10 236 рублей (налог) за 2019 г, 17, 40 рублей (пеня) за 2019 г. с 2 декабря 2020 г. по 13 декабря 2020 г. отказано.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 3 марта 2020 г. (дело N 2а-250/2020), вступившим в законную силу 1 мая 2020 г, с Салчатова В.А. взыскана задолженность на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 3 893 рублей и пени по данному налогу за 2016 г. в размере 54, 89 рублей. В удовлетворении требований МИФНС России N 14 по Ставропольскому краю к Салчатову В.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу физических лиц за 2017 год - 28 560 рублей (налог), за 2017 г. - 545 рублей (пеня), по налогу на имущество - за 2017 год в размере 1 120 рублей (налог) отказано
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 16 февраля 2021 г. (дело N 2а-1600/2021), вступившим в законную силу 17 марта 2021 г, в удовлетворении требований МИФНС России N 14 по Ставропольскому краю о взыскании с Салчатова В.А. задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 11 264 рублей, пени в размере 52, 85 рублей, образовавшейся в связи с неуплатой транспортного налога, по земельному налогу за 2018 год в размере 1 879, 01 рублей отказано.
Судом первой инстанции проверены обстоятельства соблюдения налоговым органом шестимесячного срока для обращения в суд, предусмотренного абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), и установлено, что 25 февраля 2022 г. мировым судьей судебного участка N 4 Промышленного района г. Ставрополя вынесен судебный приказ N 2а-42/32-532/22 о взыскании с Салчатова В.А. задолженности в размере 43 668, 32 рублей, который отменен определением того же судьи от 5 сентября 2022 г. в связи с поступившими возражениями административного ответчика.
После отмены судебного приказа МИФНС России N 14 по Ставропольскому краю обратилась в суд г с административным исковым заявлением 11 января 2023 г, то есть в течение установленного законом срока.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь приведенными в судебном акте нормами законодательства о налогах и сборах, суд счел представленный административным истцом расчет верным и принял его за основу при вынесении решения по существу дела, так как он выполнен с учетом требований налогового законодательства, с применением налоговый льготы (индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим УСН с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2021 г.).
Установив, что налогоплательщиком Салчатовым В.А. не исполнена обязанность по уплате пени по транспортному налогу за 2016 г. за период со 2 июля 2020 г. по 27 августа 2021 г. в размере 3 253, 29 рублей на сумму налога в размере 49 505 рублей; пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов ОКТМО 07701000 за 2016 г. за период с 2 июля 2020 г. по 14 февраля 2021 г. в размере 20, 21 рублей, начисленной на сумму налога в размере 28 264 рублей и за период с 2 июля 2020 г. по 15 февраля 2021 г. в размере 232, 37 рублей, начисленной на сумму налога в размере 3 893 рублей; налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов ОКТМО 03701000, за 2019 г. за период с 2 июля 2020 г. по 21 февраля 2021 г. в размере 02, 45 рублей на сумму налога в размере 1 329 рублей, суд первой инстанции признал данные требования налогового органа подлежащими удовлетворению.
Отказывая налоговому органу в удовлетворении требований о взыскании транспортного налога за 2020 г. и пени по нему, суд первой инстанции принял во внимание представленный административным ответчиком чек-ордер от 25 ноября 2021 г. N 40 на сумму 33 675 рублей, указав, что Салчатовым В.А. своевременно произведена оплата по транспортному налогу за 2020 г, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для начисления пени за период с 2 декабря 2021 г. по 14 декабря 2021 г. в размере 109, 44 рублей.
Рассматривая требования о взыскании с Салчатова В.А. задолженности по пени в связи с неуплатой транспортного налога за 2017 г, за 2018 г, за 2019 г, земельного налога с физических лиц за 2018 г. и за неуплату налога за 2019 г, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации (Постановление от 17 декабря 1996 г. N 20-П, Определение от 8 февраля 2007 г. N 381-О-П, Определение от 17 февраля 2015 г. N 422-О) и исходил из того, что начисление пени непосредственно связано в несвоевременной уплатой налогов в бюджет, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. Учитывая, что налоговым органом утрачена возможность взыскания транспортного налога за 2017-2019 годы и земельному налогу за 2018-2019 годы, суд отказал в удовлетворении требований о взыскании пеней, исчисленных в связи с неуплатой данных налогов.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, признав решение суда законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отклонив доводы апелляционной жалобы и не найдя оснований для взыскания с Салчатова В.А. задолженности по транспортному налогу за 2020 г. в размере 33 675 рублей, полагая в данном случае обязанность Салчатовым В.А. по уплате данного налога исполненной в полном объеме, о чем представлен чек-ордер от 25 ноября 2021 г, где при внесении оплаты в реквизите "107" указан налоговый период "ГД.00.2020", а также указано назначение платежа "налоговый платеж транспортный", что в полной мере позволяло идентифицировать платеж. В связи с этим действия налогового органа по распределению перечисленных 25 ноября 2021 г. денежных средств в счет погашения задолженности по иным налоговым периодам (8 200, 54 рублей - транспортный налог за 2016 г, 25 474, 46 рублей - транспортный налог за 2017 г.), признаны ошибочными, противоречащими вступившему в законную силу решению Промышленного районного суда г. Ставрополя от 3 марта 2020 г. (дело N 2а-250/2020), которым отказано в удовлетворении требований о взыскании с Салчатова В.А. задолженности по транспортному налогу за 2017 год, иное по сути, нарушает права налогоплательщика и влечет двойное взыскание налоговых обязательств.
Судебная коллегия полагает об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены либо изменения постановленных судебных актов по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе, проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы, в том числе пени.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Согласно пункту 4 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога не признается исполненной, в том числе, в случаях: неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской федерации неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
При неисполнении налоговой обязанности налоговый орган применяет меры по его взысканию в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, путем обращения в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации). Пропущенный срок на обращение в суд может быть восстановлен судом.
На основании пунктов 1, 5, 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Приведение требования закона судами первой и апелляционной инстанций соблюдены.
Вопреки доводам кассационной жалобы, содержание платежного документа от 5 ноября 2021 г, представленного Салчатовым В.А, соответствует требованиям Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. N 107н.
Так, в пункте 7 названных Правил в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение платежа, который имеет два знака и может принимать значение, в том числе "ТР" - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов); а в пункте 8 в реквизите "107" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет десять знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой (".").
При погашении задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов) в показателе налогового периода в формате "день, месяц, год" указывается конкретная дата, которая взаимосвязана с показателем основания платежа (пункт 7 названных Правил) и может обозначать при указании "ТР" - срок уплаты, установленный в требовании налогового органа об уплате налогов (сборов).
В соответствии с пунктом 12 названных Правил в реквизите "Код" распоряжения о переводе денежных средств указывается уникальный идентификатор начисления, состоящий из 20 или 25 знаков.
Сформированные в налоговом органе платежные документы должны иметь индивидуальный номер, который проставляется в реквизите "Индекс документа", и зарегистрированный в налоговом органе в специальном журнале (реестре).
Таким образом, в качестве уникального идентификатора начисления (УИН) в платежном документе (извещении) по форме N ПД (налог) указывается индекс документа, который формируется налоговым органом.
Отсутствие в платежном документе индекса документа (уникального идентификатора платежа) само по себе не может являться основанием для зачета внесенной суммы в счет погашения задолженности по иным периодам, поскольку у налогового органа имелась возможность однозначно идентифицировать поступившие от налогоплательщика денежные средства, в связи с чем ссылка в жалобе на отсутствие заявления Салчатова В.А. об уточнении платежа подлежит отклонению как не состоятельная, так как проанализированный судами обеих инстанций чек-ордер от 25 ноября 2021 г. содержит указание в реквизите "107" налогового периода "ГД.00.2020", а также в соответствующей графе назначение платежа "налоговый платеж транспортный".
Доводы жалобы о том, что в дату уплаты 25 ноября 2021 г. денежных средств в размере 33 675 рублей срок уплаты транспортного налога физических лиц за 2020 г. не наступил (наступает 1 декабря 2021 г.), что автоматически влечет возможность их зачисления на предшествующие периоды, не указывают на допущенную судами первой и апелляционной инстанций ошибку, поскольку внесение Салчатовым В.А. денежных средств в счет уплаты транспортного налога за 2020 г. до даты его погашения 1 декабря 2021 г, не может послужить основанием для отнесения данной суммы за предшествующие налоговые периоды, поскольку сам факт ее внесении до 1 декабря 2021 г. при наличии волеизъявления налогоплательщика с указанием назначения платежа за 2020 г. и вида налога не позволяет признать данную сумму излишне уплаченной и о возможности самостоятельного ее распределения по усмотрению налогового органа не свидетельствует.
Иные доводы кассационной жалобы, являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции, рассмотрены надлежащим образом, мотивированно и обоснованно отклонены. У судебной коллегии основания для переоценки выводов судебных инстанций не имеется.
При таком положении обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, не допущено, доказательств, которые не соответствуют критериям допустимости, по делу не имеется, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основания для отмены судебного акта, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 6 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 30 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Ставропольскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 октября 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.