Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Аняновой О.П. и Шидаковой О.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Сочи на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО3 к администрации муниципального образования городской округ город- курорт Сочи об оспаривании действий органов местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав пояснения представителя административного ответчика - ФИО6 и представителя административного истца ФИО3- ФИО7, судебная коллегия
установила:
ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования городской округ город- курорт Сочи о признании незаконными уведомлений N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N от 30 декабря 2022 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров и объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, и возложении обязанности по устранению нарушений закона.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: N, площадью 660 квадратных метров, N, площадью 660 квадратных метров, N, площадью 904 квадратных метров, N, площадью 678 квадратных метров, N, площадью 660 квадратных метров, N, площадью 640 квадратных метров, N, площадью 635 квадратных метров, N, площадью 644 квадратных метров, N, площадью 659 квадратных метров, N, площадью 432 квадратных метров, N, площадью 450 квадратных метров, N, площадью 609 квадратных метров, с категорией земель- земли поселений, с видом разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство", расположенных в "адрес" города Сочи по "адрес", что подтверждается сведениями ЕГРН.
Согласно сведениям ИСОГД, данные земельные участки Правилами землепользования и застройки города Сочи отнесены к территориальной зоне "Ж-2"- малоэтажная жилая застройка высотой до 15 метров.
24 ноября 2022 года, 11 января 2023 года и 20 января 2023 года административным истцом получены уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, выданные администрацией муниципального образования городской округ город - курорт Сочи в лице Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город- курорт Сочи, поскольку земельные участки расположены в функциональной зоне зеленых насаждений общего пользования. Согласно Генеральному плану города Сочи, утвержденному решением Городского Собрания Сочи от 14 июля 2009 года N "Об утверждении генерального плана городского округа города Сочи", индивидуального жилищного строительства, жилых домов и садовых домов запрещено. Уведомления о несоответствии нарушают права и охраняемые законом интересы административного истца ФИО3, поскольку препятствует в реализации права на распоряжение земельными участками, принадлежащими ей на праве собственности, посредствам возведения на указанном земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства.
Решением Центрального районного суда города Сочи от 17 марта 2023 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 июня 2023 года решение от 17 марта 2023 года отменено и вынесено новое решение об удовлетворении требований административного истца.
Признаны незаконными уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, выданные администрацией муниципального образования городской округ город - курорт Сочи 30 декабря 2022 года N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N.
На администрацию муниципального образования городской округ город - курорт Сочи в лице Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ Сочи возложена обязанность выдать ФИО3 уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельных участках с кадастровыми номерами: N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, в течение 10 дней с даты вступления решения суда законную силу.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 21 июля 2023 года, административный ответчик просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции. Судом апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального и процессуального права. Выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением судьи от 22 августа 2023 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В судебном заседании представитель административного ответчика - ФИО6 доводы кассационной жалобы поддержал.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель административного истца ФИО3- ФИО7 по доводам кассационной жалобы возражала, просила апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судом апелляционной инстанций не были допущены нарушения, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО3 на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами N, площадью 660 квадратных метров, N, площадью 660 квадратных метров, N, площадью 904 квадратных метров, N, площадью 678 квадратных метров, N, площадью 660 квадратных метров, N, площадью 640 квадратных метров, N, площадью 635 квадратных метров, N, площадью 644 квадратных метров, N, площадью 659 квадратных метров, N, площадью 432 квадратных метров, N, площадью 450 квадратных метров, N, площадью 609 квадратных метров, с категорией земель- земли поселений, с видом разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство", расположенных в Хостинском районе города Сочи по улице Земляничной, что подтверждается сведениями ЕГРН.
Согласно сведениям ИСОГД, данные земельные участки Правилами землепользования и застройки города Сочи отнесены к территориальной зоне "Ж-2"- малоэтажная жилая застройка высотой до 15 метров.
24 ноября 2022 года ФИО8 обратилась к администрации муниципального образования город Сочи с уведомлением о планируемом строительстве на каждом из участков с кадастровыми номерами 3:49:0301017:1689, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, объектов индивидуального жилищного строительства, с приложением пакета документов в соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе градостроительных планов земельных участков.
30 декабря 2022 года Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город - курорт Сочи ФИО3 выданы уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров и объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о законности действий административного ответчика и отсутствии нарушений прав административного истца.
С указанными выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не согласился, отменяя решение суда первой инстанции и вынося по делу новое решение об удовлетворении требований административного истца судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда исходила из следующего.
Решением Городского Собрания Сочи от 14 июля 2009 года N "Об утверждении генерального плана городского округа города Сочи" утвержден генеральный план названного населенного пункта.
Генеральный план округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа (пункт 1 части 3 статьи 8, пункт 3 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 и 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие планы (схемы). При этом Генеральный план городского округа города Сочи: не обеспечивает выбор земельного участка; не определяет правовой режим земельных участков; не используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений; не содержит градостроительные регламенты для каждого земельного участка, иного объекта недвижимости, согласно которым возможно разрешение его использования; не устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельного участка, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В этой связи, для целей разрешения и урегулирования вышеуказанных вопросов и ограничений, в силу специфики Генерального плана, решением городского собрания Сочи от 29 декабря 2009 года N утверждены Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, согласно которым определены основания и цели землепользования.
Правила землепользования и застройки не противоречат Генеральному плану города Сочи, поскольку правовой режим использования спорных земельных участков, расположенный в территориальной зоне "Ж-2"- малоэтажная жилая застройка высотой до 15 метров", установленный Правилами землепользования и застройки, соответствует функциональному назначению зоны земельных участков для размещения объектов капитального строительства и функциональной зоне зеленых насаждений общего пользования Генерального плана, допускает размещение объектов жилого назначения и обеспечивает сохранение площади зеленых насаждений.
Деятельность органов исполнительной власти основана на принципе законности. Следовательно, при принятии решения о выдаче разрешения на строительство либо об отказе в его выдаче уполномоченный орган должен действовать строго в соответствии с установленной нормативными правовыми актами процедурой в пределах своих полномочий. Выдача разрешения на строительство включена в перечень типовых услуг, оказываемых, в частности органами местного самоуправления.
Согласно части 9 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" исчерпывающие перечни оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги устанавливаются федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с ГрК РФ подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
Таким образом, при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство необходимо установить: соответствие проектной документации, во-первых, правилам землепользования и застройки, которые содержат градостроительные регламенты. Последние, в свою очередь, определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков применительно к каждой территориальной зоне (часть 1 статьи 36, пункт 3 части 2 статьи 30, статья 37 ГрК РФ); во-вторых, проекту планировки территории и проекту межевания территории, которые разрабатываются в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (части 1, 4 статьи 41 ГрК РФ). Наконец, устанавливается допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
К заявлению о выдаче разрешения на строительство застройщик прикладывает документы, перечисленные в части 7 статьи 51 ГрК РФ, в том числе ГПЗУ, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта - реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка.
Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (часть 1 статьи 57.3 ГрК РФ). При этом генеральный план как документ территориального планирования входит в число источников информации для подготовки ГПЗУ (часть 2 статьи 57.3 ГрК РФ), но содержащиеся в генеральном плане сведения не отнесены к информации, которая содержится в градостроительном плане земельного участка (часть 3 статьи 57.3 ГрК РФ).
Закрытый перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в части 13 статьи 51 ГрК РФ, а именно: отсутствие документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 ГрК РФ; несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка; в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта - несоответствие представленных документов требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории); несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Несоответствие генеральному плану муниципального образования документов, приложенных к заявлению о выдаче разрешения на строительство, в указанный перечень в качестве оснований для отказа не включено. Данное основание также не является частным случаем такой причины для отказа в выдаче разрешения на строительство, как несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Как следует из пункта 5 статьи 1, частей 1, 11, 12 статьи 9, части 3 статьи 23 ГрК РФ, генеральный план является документом долгосрочного планирования, определяющим назначение территорий, в частности, посредством установления функциональных зон и отображения планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа. При этом согласно части 12 статьи 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. По смыслу приведенных норм, а также части 1 статьи 26, статей 41, 43 ГрК РФ положения генерального плана, определяющие принципиальное направление развития территории муниципального образования, применительно к вопросам строительства, носящим более узкий характер, напрямую не применяются, а реализуются посредством документации по планировке территории, а также принятия решений и совершения действий, указанных в части 1 статьи 26 ГрК РФ.
Также нельзя считать, что имеется несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
Разрешенное использование земельного участка, ограничения использования земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства устанавливаются градостроительным регламентом (пункт 9 статьи 1 ГрК РФ).
Из материалов дела следует, что Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город - курорт Сочи в отношении спорных земельных участков в 2022 году утверждены градостроительные планы земельных участков, ООО " Проектно-изыскательская фирма "БАЗИС-ГЕО" подготовлены заключения об инженерно-геологических условиях.
Административным истцом подписаны договоры с МУП города Сочи "Водоканал" о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, МУП города Сочи "Водосток" сообщено о технической возможности подключения к сетям водоотведения, заключены договоры с МУП г. Сочи "Водоканал".
Согласно части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Оснований установленных частью 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для выдачи уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, у административного ответчика не имелось.
Суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о неправомерности вынесенных административным ответчиком 30 декабря 2022 года уведомлений о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Доводы административного ответчика о недопустимости строительства на принадлежащих административному истцу земельных участках не нашли своего подтверждения.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Доводы кассационной жалобы нашли подробную оценку в апелляционном определении, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Судебная коллегия находит выводы, изложенные в судебном акте суда апелляционной инстанции соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со ст. 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Приостановление судебного акта определением от 22 августа 2023года отменить.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 сентября 2023 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Анянова О.П.
Шидаковой О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.