Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2024 г. N 46-АД24-23-К6 настоящее постановление оставлено без изменения
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу Мунене (Мунен) Нзокума Кристиана на вступившие в законную силу постановление судьи Ставропольского районного суда Самарской области от 7 сентября 2018 года и решение судьи Самарского областного суда от 21 сентября 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мунен Нзокума Кристиана,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Ставропольского районного суда Самарской области от 7 сентября 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Самарского областного суда от 21 сентября 2018 года, Мунен Нзокум Кристиан (далее также Мунен Н.К.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Мунене (Мунен) Н.К. просит отменить решение судьи областного суда и изменить постановление судьи районного суда путем исключения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент выявления административного правонарушения) нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 7 сентября 2018 года в селе Зеленовка Ставропольского района Самарской области выявлен гражданин Демократической Республики Конго Мунен Н.К, допустивший нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, а именно по истечении срока действия визы 31 августа 2015 года.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, рапортами сотрудников полиции, письменными объяснениями Мунен Н.К, сведениями ФМС России АС ЦБДУИГ, копиями виз и паспорта Мунен Н.К, иными собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, совершенное Мунен Н.К. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершенное деяние квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и миграционного законодательства.
Срок давности и порядок привлечения Мунен Н.К. к административной ответственности не нарушены.
В настоящей жалобе заявитель указывает, что назначенное ему дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации подлежит исключению, со ссылкой на то, что на территории Российской Федерации он проживает совместно с супругой, являющейся гражданкой Российской Федерации. Кроме того, ему было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации.
Данные доводы повлечь отмену или изменение состоявшихся по делу судебных актов не могут.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При назначении Мунен Н.К. административного наказания требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей районного суда.
Обстоятельства, на которые заявитель ссылается в настоящей жалобе не служат безусловным основанием к изменению судебных постановлений в части исключения данного наказания.
Как следует из представленных с настоящей жалобой материалов (копий паспортов иностранного гражданина, копии свидетельства о заключении брака, копии уведомления о прибытии иностранного гражданина, копии свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации), Мунен Н.К. по истечению срока действия паспорта 6 июня 2019 года получил новый паспорт гражданина Республики Конго, в котором указаны его персональные данные как Мунене Н.К.
15 июля 2022 года заключен брак между Мунене Н.К. и гражданской Российской Федерации Магамедовой И.Н.
27 сентября 2022 года Мунене Н.К. поставлен на учет по месту пребывания: "адрес", на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
2 февраля 2023 года ГУ МВД России по Ростовский области Мунене Н.К. было предоставлено временное убежище на срок один год.
Таким образом, обстоятельства, на которые ссылается Мунен Н.К, наступили после привлечения его к административной ответственности и принятия обжалуемых решений.
Материалы дела свидетельствуют, что на момент рассмотрения дела судьей районного суда и судьей областного суда, Мунен Н.К. на наличие устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации не ссылался и таких доказательств не представлял.
При этом доводы о том, что Мунен Н.К. не имеет возможности вернуться на родину и обратился с заявлением о временном убежище на территории Российской Федерации, судьей областного суда проверялись и были отклонены по изложенным в соответствующем судебном акте мотивам.
Из справки Региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие" от 11 ноября 2015 года (срок действия справки - 3 месяца) следует, что Мунен Н.К. состоит на учете в комитете "Гражданское содействие", Мунен Н.К. (со слов последнего) покинул родину в 2008 году вынужденно, из-за преследований со стороны правительства, связанных с действиями отца, генерала армии, выступающего против президента страны, с 2010 по 2015 годы обучался на территории Российской Федерации, не может вернуться на родину по причине преследований, связанных с деятельностью отца, а также из-за журналисткой деятельности, которая отражена в видеороликах с критикой существующего режима, в настоящий момент Мунен Н.К. обратился с ходатайством о предоставлении ему статуса беженца, интервью назначено на 8 декабря 2015 года (л.д. 5, об.).
Как следует из имеющейся в деле справки УФМС России по Московской области от 21 декабря 2015 года, Мунен Н.К. 21 декабря 2015 года обратился в административный орган по вопросу временного убежища на территории Российской Федерации, прием согласован на 12 января 2016 года, справка действительна до 12 января 2016 года (л.д. 5).
Из справки Региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие" от 9 октября 2017 года (срок действия справки - 3 месяца) следует, что Мунен Н.К. состоит на учете в комитете "Гражданское содействие", ему оказывается правовая поддержка юристами комитета, Мунен Н.К. покинул родину в 2009 году вынужденно, из-за преследований со стороны правительства, связанных с действиями отца, генерала армии, выступающего против президента страны, с 2010 по 2015 годы обучался на территории Российской Федерации, не может вернуться на родину по причине преследований, связанных с деятельностью отца, а также из-за журналисткой деятельности, которая отражена в видеороликах с критикой существующего режима (л.д. 6). Аналогичные данные указаны в справке Региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие" от 12 января 2018 года (срок действия справки - 1 месяц) (л.д. 6, об.).
Согласно письму управления по вопросам миграции МВД России по Московской области от 4 августа 2018 года, Мунен Н.К. разъяснено, что для предоставления временного убежища на территории Российской Федерации необходимо обратиться в отдел по работе с соотечественниками, беженцами и вынужденными переселенцами ГУ МВД России по Московской области в приемные дни и представить необходимый комплект документов.
Иных данных, об обращении Мунен Н.К. в уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему статуса беженца или временного убежища на территории Российской Федерации, на момент рассмотрения дела в районном суде и областном суде заявитель не представлял.
Федеральный закон от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах", беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений; временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации. Свидетельство о предоставлении временного убежища является документом, удостоверяющим личность лица, получившего временное убежище на территории Российской Федерации, и подтверждает его право на пребывание на территории Российской Федерации. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, в том числе, если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным указанным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации (пункты 1, 2, 3 статьи 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах").
Статьей 13 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" предусмотрено, что лицо, получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем либо уведомление об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, не использующее право обжалования решения и отказывающееся от добровольного выезда, выдворяется (депортируется) совместно с членами семьи за пределы территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Из пояснений Мунен Н.К. в судебном заседании 7 сентября 2018 года следует, что он обращался за получением статуса беженца, поскольку возвращение в Республику Конго не представляется возможным, но получил отказ уполномоченного органа, который не обжаловал (л.д. 17).
В жалобе на постановление судьи районного суда Мунен Н.К. указал, что неоднократно обращался за временным убежищем на территории Российской Федерации, на обращение в 2017 году получил приглашение явиться на личное интервью, но не смог этого сделать по причине болезни (л.д. 21).
Данных о том, что на момент судебного разбирательства предыдущими судебными инстанциями и принятия обжалуемых решений Мунен Н.К. обратился в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с заявлением с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации, не имеется.
Доказательств того, что из гуманных побуждений Мунен Н.К. не мог быть выдворен за пределы территории Российской Федерации и имел правовые основания для возможности временно пребывать на территории Российской Федерации, не момент принятия обжалуемых судебных актов, в материалы дела представлено не было.
Изложенное в совокупности позволяет прийти к выводу об отсутствии оснований для изменения обжалуемых постановлений в части назначенного дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Следует отметить, что копии паспортов иностранного гражданина, копия свидетельства о заключении брака, копия уведомления о прибытии иностранного гражданина, копия свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, приложенные заявителем к настоящей жалобе, не отвечают требованиям статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку надлежащим образом не заверены, копия свидетельства о предоставлении убежища на территории Российской Федерации представлена не в полном объеме (4 страницы из 12 страниц), и потому не могут считаться доказательствами, подтверждающими обстоятельства, на которые указывает заявитель в жалобе.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Ставропольского районного суда Самарской области от 7 сентября 2018 года и решение судьи Самарского областного суда от 21 сентября 2018 года, вынесенные в отношении Мунен (в настоящий момент - Мунене) Нзокума Кристиана по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Мунене (Мунен) Нзокуму Кристиану - без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.