Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Юлдашева Р.Х., судей Белоусовой Ю.К., Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Ставропольскому краю
на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 15.03.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 13.06.2023
по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Ставропольскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, пояснения представителя инспекции ФИО2, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Ставропольскому краю (далее - МИФНС России N 14 по СК) обратилась в Промышленный районный суд г. Ставрополя с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 недоимки по уплате транспортного налога за 2020 г. в размер 7 996 руб. и начисленных к нему пеней в размере 27, 99 руб, а также начисленных в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2017-2019 г.г. пеней в размере за 2017 г. 3 703, 47 руб, за 2018 г. 3 105, 2 руб, за 2019 г. 1 546, 43 руб.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 15.03.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 13.06.2023, в удовлетворении требований отказано, поскольку административным ответчиком представлены доказательства уплаты налоговых обязательств по уплате транспортного налога за 2020 г, а также начисленных пеней.
Не согласившись с постановленными судебными актами, МИФНС России N 14 по СК обжаловала их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене и принятии решения об удовлетворение требований о взыскании в заявленном в административном иске размере транспортного налога за 2020 г. и пеней за 2017-2020 г.г, приводя в обоснование кассационной жалобы доводы о том, что внесенные в 2023 году административным ответчиком платежи с учетом внесенных изменений в Налоговый кодекса Российской Федерации с началом действия с 01.01.2023 в виду наличия недоимки за предшествующие периоды пошли в счет ее уплаты, в связи с чем выводы судов об отсутствии у административного ответчика обязательств уплаты транспортного налога за 2020 г, а также заявленных пеней, не соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Судебное заседание суда кассационной инстанции назначено к рассмотрению на 11.10.2023, явился представитель налогового органа, ответчик не явилась, извещена надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции нашла возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", в судебном заседании 11.10.2023 был объявлен перерыв до 18.10.2023 до 11.30 час. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В судебное заседание 18.10.2023 стороны не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, судебная коллегия постановиларассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком в случаях, установленных пунктом 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, со дня перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания денежных средств в качестве единого налогового платежа при наличии на соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм денежных средств в соответствии с пунктом 8 статьи 45 Кодекса (подпункт 1 пункта 7 статьи 45 Кодекса).
Главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации регламентированы основания возникновения, обязательства и уплата имущественного налога физическими лицами, в соответствии со статьей 400 которой налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса.
Главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации регламентированы основания возникновения, обязательства и уплата транспортного налога, в соответствии со статьей 357 которой налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса. В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 83, пункта 1 статьи 363, статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из вида транспортного средства, являющего предметом налогообложения, уплата транспортного налога должна была быть произведена административным ответчиком, как налогоплательщиком по месту его постановки на учет в налоговом органе, в соответствии с установленным в данном субъекте ставками уплаты транспортного налога в отчетный период.
Уплате налога для физических лиц предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога, при этом налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (статья 52 Кодекса).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и исчисленные в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени в его отношении (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговое уведомление и требование об уплате налога может быть направлено через личный кабинет налогоплательщика и считается полученным на следующий день, либо по почте заказным письмом, в таком считаются полученными по истечении шести дней с даты его направления (пункт 4 статьи 52, пункт 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
При неисполнении налоговой обязанности налоговый орган применяет меры по его взысканию в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, путем обращения в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе, проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из представленных налоговым органом доказательств и установлено судами, в отношении налоговой обязанности административного ответчика по уплате транспортного налога находящихся у нее в собственности транспортных средств налоговым органом направлено в ее адрес налоговые уведомления за 2017 г. N от 05.09.2018 на сумму 66 351 руб, за 2018 г. от 19.08.2019 N на сумму 55 632 руб, за 2019 г. от 01.09.2020 N на сумму 47 976 руб, за 2020 г. от 01.09.2021 N на сумму 7 996 руб.
В виду неисполнения налоговых обязательств налоговым органом в адрес налогоплательщика сформированы и направлены требования об уплате указанных налогов, с указанием и уплаты начисленных к недоимке пеней, - от 11.07.2021 N, от 16.12.2021 N, сроком их добровольного исполнения до 23.11.2021, 08.02.2022, соответственно.
Уведомления направлялись налогоплательщику по почте заказным письмом, требования через личный кабинет налогоплательщика.
После истечения установленных сроков и неисполнения требований, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании спорных сумм налоговых обязательств, которое было удовлетворено, 10.06.2022 мировым судьей вынесен судебный приказ, судебный приказ определением от 04.07.2022, на основании заявления должника, отменен.
Отмена судебного приказа послужила основанием для обращения налогового органа в суд в порядке административного искового судопроизводства.
Согласно расчёту, представленному административным истцом в обоснование требований, должник имеет задолженность по транспортному налогу с физических лиц: налог за 2020 г. в размере 7 996 руб, пени к нему за период с 02.12.2021 по 15.12.2021 в размере 27, 99 руб.; пени за неуплату транспортного налога за 2019 г. на сумму 47 976 руб. за период с 14.12.2020 по 10.07.2021 в размере 1 546, 43 руб.; пени за неуплату транспортного налога за 2018 г. на сумму 55 632 руб. за период с 02.07.2020 по 10.07.2021 в размере 3 105, 20 руб.; пени за неуплату транспортного налога за 2017 г. на сумму 66 351 руб. за период с 02.07.2020 по 10.07.2021 в размере 3 703, 47 руб, всего на общую сумму 16 379, 09 руб.
При рассмотрении дела административным ответчиком представлены чек-ордер от 16.01.2023 на сумму 7 996 руб. об уплате транспортного налога за 2020, чек-ордер от 26.01.2023 на сумму 27, 99 руб. об уплате пени за неуплату транспортного налога за 2020 г. за период по 15.12.2021, чек-ордер от 26.01.2023 на сумму 3 105, 20 руб. об уплате пени за 2018 г. за период по 10.07.2021, чек-ордер от 26.01.2023 на сумму 1 546, 43 руб. об уплате пени по транспортному налогу за 2019 г. за период по 10.07.2021.
В указанных документах имеется указание назначения платежа и его периода.
Налоговый орган, не оспаривая внесение указанный сумм утверждал, что данные суммы были отнесены на неисполненные налоговые обязательства налогоплательщика по уплате транспортного налога за иные периоды, в кассационной жалобе указывает, что уплата транспортного налога за 2017-2020 г.г. административным ответчиком в полном объеме не произведена.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что представленными доказательствами подтверждается в полном объёме произведённая оплата недоимки, являющейся предметом спора, в связи с чем отказал в удовлетворении требований, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Вместе с тем, судами не было учтено следующее.
Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" глава 1 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена статьей 11.3 (начало действия с 01.01.2023), которой предусмотрен Единый налоговый платеж (ЕНП).
В силу пункта 1 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации ЕНП признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.
Налоговой задолженностью признается общая сумма недоимок, не уплаченных пеней, штрафов и процентов, а также подлежащих возврату в бюджет сумм налогов, равная размеру отрицательного сальдо ЕНС (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности:
1) недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения;
2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом;
3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения;
4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению);
5) пени;
6) проценты;
7) штрафы.
Определение принадлежности денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа в соответствии с пунктом 9 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, учет изменения совокупной обязанности которых подлежал проведению с 01.01.2023 до дня вступления в силу статьи 1 настоящего Федерального закона, осуществляется не позднее 31.12.2023 (статья 12 Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ).
Пунктом 10 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если на момент определения налоговыми органами принадлежности в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящей статьи сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, недостаточно для исполнения обязанностей по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, принадлежность определяется в соответствии с последовательностью, установленной пунктом 8 настоящей статьи, пропорционально суммам таких обязанностей.
Совокупность данных норм свидетельствует, что в первую очередь средства ЕНП направляются на погашение задолженности (при её наличии), а затем на уплату текущих платежей. Вначале зачёт проводится в счёт уплаты налога с наименьшей начисленной суммой и продолжает осуществляться в счёт оставшихся налогов по возрастанию суммы, выставленной к уплате.
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица (пункт 5 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Система ЕНП предполагает автоматическое определение принадлежности денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, со дня учета совокупной обязанности в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку по настоящему делу административный ответчик перечисляла денежные средства в счет уплаты задолженности не в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации, суду первой инстанции необходимо установить, - была ли учтена на дату уплаты имеющаяся недоимка учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности с учетом требований пункта 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом в силу пункта 5 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации сумма, подлежащая взысканию налоговыми органами на основании судебного акта, не может превышать размер отрицательного сальдо ЕНП налогоплательщика на дату исполнения такого судебного акта.
Учитывая, что в отношении неисполненной до 31.12.2022 налоговой обязанности административный ответчик уплатил задолженность по уплате налогов и пеней после 01.01.2023, суды при рассмотрении требований налогового органа приведенные выше положения налогового законодательства не учли, юридически значимые обстоятельства, в том числе размер отрицательного сальдо ЕНП административного ответчика на период принятия решения судом первой инстанции.
Также судом первой инстанции не были установлены такие обстоятельства, как формирование и учет совокупной обязанность административного истца на момент уплаты последней являющейся предметом спора задолженности, и определением налоговым органом на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы ее совокупной обязанности с соблюдением последовательности, предусмотренной пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, нормы права, подлежащие применению, судами применены не были, соответствующие дополнительные доказательства для правильного разрешения спора истребованы у налогового органа не были, что могло повлечь за собой принятие неправильных судебных актов.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению и обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также когда они содержат исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении").
Такие принципы судами первой и апелляционной инстанций соблюдены не были, приведенные допущенные процессуальные нарушения и нарушения норм материального права, регулирующие спорные правоотношения, при рассмотрении такой категории дел являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебных актов. В связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду надлежит разрешить данный спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 15.03.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 13.06.2023 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Промышленный районный суд г. Ставрополя.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18.10.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.