Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 24 мая 2024 г. N 45-АД24-8-К7 настоящее постановление оставлено без изменения
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу защитника Плешакова Н.В. - адвоката Котовой С.Ф., действующей на основании ордера, на вступившие в законную силу постановление судьи Ревдинского городского суда Свердловской области от 23 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Плешакова Никиты Васильевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ревдинского городского суда Свердловской области от 23 сентября 2022 года (N5-251/2023) Плешаков Н.В, "данные изъяты" года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда за счет иностранного гражданина.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Плешакова Н.В. - адвокат Котова С.Ф. выражает несогласие с указанным выше решением, считая его незаконным, просит отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, поступившие в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции по запросу 27.09.2023 года, изучив доводы жалобы защитника, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", с учетом положений части второй этой же статьи, законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 15.06.2021 года N 364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию до 15.03.2020 и не имеющие по состоянию на 16.06.2021 законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, вправе до 30.09.2021 включительно обратиться в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании их правового положения либо выехать за пределы Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 22 сентября 2022 года около 15:00 часов по адресу: г. Ревда, ул. Чехова, д. 49, в помещении ОВМ МО МВД России "Ревдинский" выявлен гражданин "данные изъяты" Плешаков Н.В, который 05.01.2020 года прибыл в Российскую Федерацию и находился на территории Российской Федерации в связи с обучением по очной форме в ФГАОУ ВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", Плешаков Н.В. окончил обучение 30.06.2020 года, в связи с чем отделом по вопросам миграции УМВД России по г. Екатеринбургу вынесено решение от 13.08.2020 года о сокращении срока пребывания.
При этом до 30.09.2021 года Плешаков Н.В. в органы миграционного учета с вопросом об урегулировании своего статуса на территории Российской Федерации не обращался, из Российской Федерации не выехал и с 01.10.2021 (с учетом приведенных выше положений Указа Президента Российской Федерации от 15.06.2021 года N 364) находился на территории Российской Федерации незаконно; Плешаков Н.В. выехал за пределы территории Российской Федерации 13.08.2022 года и вновь въехал в Российскую Федерацию через КПП Петухово 29.08.2022 года, от выезда из Российской Федерации уклонился, в нарушение требований приведенных норм находится на территории Российской Федерации незаконно.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении (л.д. 3), рапортом сотрудника полиции (л.д. 6), письменными объяснениями лица, в отношении которого возбуждено данное дело об административном правонарушении (л.д. 7), его миграционной картой (л.д. 14-15), сведениями базы ФМС России АС ЦБДУИГ и иными доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, совершенное Плешаковым Н.В. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Доводы жалобы защитника о законности нахождения Плешакова Н.В. на территории Российской Федерации, со ссылками на положения подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 15.06.2021 года N 364, и на то, что в данном случае срок временного пребывания Плешакова Н.В. истек 18.08.2022 года, поскольку течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан на основании Указа было приостановлено с 16 июня 2021 года до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством, и данный срок следовало исчислять с 20.05.2022 года, несостоятельны, связаны с иным толкованием заявителем вышеприведенных правовых норм.
Как установлено Плешаков Н.В. 05.01.2020 года прибыл в Российскую Федерацию, находился на территории Российской Федерации в связи с обучением, по окончании которого в отношении него органом миграционного контроля вынесено решение от 13.08.2020 года о сокращении срока пребывания.
Согласно подп. "а" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 18.04.2020 года N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" на период с 15 марта 2020 года по 15 июня 2021 года приостанавливалось течение сроков временного пребывания, временного или постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания или зарегистрированы по месту жительства, в случае если такие сроки истекают в указанный период.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента РФ от 15.12.2020 года N 791 "О продлении действия временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" было установлено, что действие подпунктов "а", "в" и "г" пункта 1 и пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" по истечении 90 суток с даты вступления в силу настоящего Указа не распространяется на лиц, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства, в случае если на дату вступления в силу настоящего Указа с таким иностранным государством возобновлено транспортное сообщение, за исключением рейсов, связанных с вывозом иностранных граждан в это иностранное государство.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 16.03.2020 года N 635-р, с учетом внесенных в него изменений распоряжением Правительства РФ от 20.09.2020 года N 2406-рв число стран, граждане которых могут въезжать на территорию Российской Федерации из этих государств через воздушные пункты пропуска через государственную границу РФ, включен Казахстан.
В силу подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 15.06.2021 года N 364 приостановлено с 16 июня 2021 года до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Принимая во внимание решение органа миграционного контроля от 13.08.2020 года о сокращении срока пребывания, с учетом вышеуказанных положений и положений пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 15.06.2021 года N 364, Плешаков Н.В, который до 30.09.2021 года в органы миграционного учета с вопросом об урегулировании своего статуса на территории Российской Федерации, как то предусмотрено приведенными выше положениями, не обращался, и после указанной даты из Российской Федерации не выехал, находился на территории Российской Федерации без законных на то оснований, при отсутствии документов, подтверждающих его право на нахождение в Российской Федерации, и вне установленных законом сроков временного пребывания, которые могли бы подпадать под действие Указа.
С учетом вышеизложенного оснований для признания Плешакова Н.В. законно находящимся на территории Российской Федерации на момент его выявления органом миграционного контроля не имеется и его действия верно квалифицировано по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все необходимые сведения. Права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, Плешакову Н.В. разъяснены, о чем в протоколе имеется его подпись. Копия протокола вручена в установленном законом порядке.
Порядок привлечения Плешакова Н.В. к административной ответственности соблюден. Дело судьей рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, с соблюдением правил подсудности в соответствии с требованиями статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует положениям части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, в нем отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
При назначении Плешакову Н.В. административного наказания судьей городского суда требования статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1-4.3 КоАП РФ соблюдены. Постановление судьи в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Плешакову Н.В. этой меры ответственности, а также ее соразмерность целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Нарушений гарантированных Конституцией РФ и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену постановления, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Ревдинского городского суда Свердловской области от 23 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Плешакова Никиты Васильевича оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции И.И. Трапезникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.