Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Сапрыгиной Л.Ю, Зариповой Ю.С, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Зюзякина Артема Вячеславовича на решение Калининского районного суда города Челябинска от 27 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 24 июля 2023 года по административному делу N 2а-1137/2023 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району города Челябинска к Зюзякину Артему Вячеславовичу о взыскании обязательных платежей и санкций, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы и возражений на жалобу, выслушав представителя ИФНС России по Калининскому району г.Челябинска Омарову А.К, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска (далее ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска) обратилась в суд с административным иском к Зюзякину А.В. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц (далее НДФЛ) с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2020 год в размере 42 829 руб. 32 коп, пени по НДФЛ за 2020 год за период 16 июля 2021 года по 11 апреля 2022 года в размере 4 674 руб. 20 коп, штрафа в размере 11 028 руб.; штрафа за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 Налогового Российской Федерации (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата, результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам) в размере 16 542 руб.; пени, начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененным за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 2 507 руб. 14 коп.; пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу с физических лиц в размере 548 руб. 68 коп, а всего на общую сумму 78 129 руб. 34 коп.
Решением Калининского районного суда города Челябинска от 27 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 24 июля 2023 года, требования ИФНС России по Калининскому району г.Челябинска удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе, поданной 01 сентября 2023 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Зюзякин А.В. просит отменить решение Калининского районного суда города Челябинска от 27 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 24 июля 2023 года, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела, нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций.
В возражениях на кассационную жалобы ИФНС России по Калининскому району г.Челябинска просит решение Калининского районного суда города Челябинска от 27 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 24 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Зюзякина А.В. - без удовлетворения.
В суде кассационной инстанции представитель ИФНС России по Калининскому району Омарова А.К. возражала против удовлетворения кассационной жалобы, полагая о законности принятых по делу судебных актов.
Зюзякин А.В. в суд кассационной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанного выше лица, извещенного надлежащим образом и не явившегося в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, выслушав представителя ИФНС России по Калининскому району Омарову А.К, проверив законность и обоснованность судебных решений в пределах доводов кассационной жалобы, в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328, пункта 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как установлено пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что физические лица производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц (НДФЛ) исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты признаются плательщиками страховых взносов.
В силу положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налогов и сборов с нарушением сроков уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего дня за установленным законодательством. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что Зюзякин А.В. с 26 декабря 2019 года является адвокатом - плательщиком страховых взносов.
Также в 2017-2020 годах на административного ответчика Зюзякина А.В. были зарегистрированы следующие транспортные средства:
- Форд Мондео, государственный регистрационный знак "данные изъяты", - Тойота Камри, государственный регистрационный знак "данные изъяты", - Мазда 6, государственный регистрационный знак "данные изъяты", - Шевроле Ланос, государственный регистрационный знак "данные изъяты", - Вольво СЗО, государственный регистрационный знак "данные изъяты", - HYUNDAI EQUUS, государственный регистрационный знак "данные изъяты".
Недоимки по страховым взносам за 2019, 2020 год, по транспортному налогу за 2019 год взысканы решением Калининского районного суда от 31 августа 2021 года по делу N 2а-4500/2021, с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 30 ноября 2021 года.
Недоимки по страховым взносам за 2021 год, по транспортному налогу за 2020 год взысканы решением Калининского районного суда от 21 февраля 2023 года по делу N 2а-906/2023, с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 17 июля 2023 года.
ИФНС России по Калининскому району г.Челябинска проведена камеральная налоговая проверка в отношении Зюзякина А.В, в связи с непредставлением налоговой декларации формы N 3-НДФЛ за 2020 год. Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте налоговой проверки от 18 октября 2021 года N 12-16/8031.
Установлено, что Зюзякин А.В. не представил первичную декларацию за 2020 год по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ в отношении доходов, полученный от продажи квартиры, расположенной по адресу: "данные изъяты".
Налоговым органом произведён расчёт суммы налога, подлежащей уплате в размере 55 142 руб, из расчёта: 1 424 168 руб. 22 коп. (доход в целях налогообложения с учетом доли) -1 000 000 руб. (налоговый вычет) х 13 %.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки инспекцией вынесено решение от 11 апреля 2022 года N 2326 о привлечении Зюзякина А.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому налогоплательщику начислены налог на доходы физических лиц за 2020 год в сумме 55 142 руб, пени по НДФЛ за 2020 год за период 16 июля 2021 года по 11 апреля 2022 года в размере 4 674 руб. 20 коп, штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 11 028 руб. за неуплату НДФЛ в результате занижения налоговой базы, штраф по пункту 1 статьи 119 НК РФ в размере 16 542 руб.
Указанное решение было направлено Зюзякину А.В. по месту жительства, налогоплательщиком не обжаловано.
Налог на доходы физических лиц за 2020 года административный ответчик в установленный срок до 15 июля 2021 года не уплатил.
Ввиду несвоевременной уплаты указанных налогов, ИФНС России по Калининскому району г.Челябинска выставлены и направлены Зюзякину А.В. требования:
N 4848 от 25 января 2022 года об уплате в срок до 28 февраля 2022 года:
- пени начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2020 год за период с 02 декабря 2021 года по 24 января 2022 года в размере 548 руб. 68 коп. (ОКТМО 75701310 в размере 53 руб. 39 коп. и ОКТМО 75648101 в размере 170 руб. 14 коп.);
- пени начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2019 год за период с 02 декабря 2020 года по 24 января 2022 года (ОКТМО 75648101) в размере 325 руб. 15 коп.;
- пени, начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год за период с 01 января 2020 года по 24 января 2022 года в размере 82 руб. 89 коп. (38 руб. 27 коп. + 44 руб. 62 коп.);
- пени, начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год за период с 01 января 2020 года по 24 января 2022 года в размере 170 руб. 14 коп.;
- пени, начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на недоимку за 2020 год за период с 01 января 2021 года по 24 января 2022 года в размере 2 433 руб. 59 коп.;
- пени, начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 год за период с 11 января 2022 года по 24 января 2022 года в размере 73 руб. 55 коп.) (с учетом частичной уплаты) в размере 2 507 руб. 14 коп.;
N 30371 от 21 июня 2022 года об уплате в срок до 01 августа 2022 года:
- недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2020 год в размере 55 142 руб, - пени по НДФЛ за 2020 год за период 16 июля 2021 года по 11 апреля 2022 года в размере 4 674 руб. 20 коп, - штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 11 028 руб, - штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ в размере 16 542 руб.
Требования направлены Зюзякину А.В. путем размещения в личном кабинете налогоплательщика, в соответствии с положениями ст. 69 НК РФ.
В связи с тем, что данные требования в установленный срок исполнены не были, по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка N 3 Калининского района г.Челябинска 08 сентября 2022 года был выдан судебный приказ о взыскании с Зюзякина А.В. указанной выше недоимки, который по заявлению административного ответчика отменен определением мирового судьи от 31 октября 2022 года.
Административное исковое заявление ИФНС России по Калининскому району г.Челябинска к Зюзякину А.В. было подано в суд 13 декабря 2022 года.
Разрешая требования ИФНС России по Калининскому району г.Челябинска, суд первой инстанции, проверив порядок, процедуру взыскания, расчет задолженности по обязательным платежам и санкциям, сроки обращения в суд, пришел к выводу об удовлетворении требований налогового органа в указанном в административном иске размере.
Судебная коллегия по административным делам областного суда, согласилась с выводами суда первой инстанции, указав на то, что суд первой инстанции с учетом фактически установленных обстоятельств дела правильно применил к ним нормы материального права и разрешил спор в соответствии с законом.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах и оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы о пропуске налоговым органом срока на обращение в суд с административным иском несостоятельны.
По общему правилу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно абзаца 4 пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи, в соответствии с которым, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
При этом абзацем 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Общая сумма задолженности Зюзякина А.В. превысила 10 000 руб, по требованиям NN 4848 и 30371. Таким образом, срок для обращения с заявлением в суд исчисляется от требования N 30371 от 21 июня 2022 года со сроком уплаты до 01 августа 2022 года, следовательно шестимесячный срок обращения с заявлением о вынесении судебного приказа, предусмотренный положениями ст. 48 НК РФ, был установлен до 01 февраля 2023 года.
С учетом того, что судебный приказ был вынесен мировым судьей 08 сентября 2022 года, а после его отмены определением мирового судьи от 31 октября 2022 года, в суд с административным иском ИФНС России по Калининскому району г.Челябинска обратилась 13 декабря 2022 года, срок, предусмотренный положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом соблюден.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что требования налогового органа не подписаны надлежащим образом, не может быть принята во внимание.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень сведений, которые должно содержать требование об уплате налога. При этом названные положения не содержат в качестве обязательного реквизита в форме требования наличие подписи должностного лица налогового органа. Требования, имеющиеся в материалах дела, и направленные административному ответчику содержат все сведения, указанные в статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
В целом, доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании приведенных выше норм права, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, решение районного суда и апелляционное определение судебной коллегии областного суда, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда города Челябинска от 27 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 24 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Зюзякина Артема Вячеславовича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 05 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.