Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Заскалько О.В, Дегтеревой О.В, при помощнике судьи Гусеве Д.М, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Демёхиной К.А. на решение Симоновского районного суда города Москвы от 1 марта 2023 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области в лице Филиала N 8 (ИНН 7703363868) от 07.09.2022 в части отказа во включении в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы Сидехиной Л.А. (СНИЛС...) с 02.07.2009 по 01.08.2021.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области в лице Филиала N 8 включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы Сидехиной Л.А. с 02.07.2009 по 01.08.2021.
Признать датой возникновения у Сидехиной Л.А. права на страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" 01.08.2021;
установила:
Сидехина Л.А. обратилась в суд с иском к ответчику Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области в лице Филиала N 8 об оспаривании решения, обязании включить периоды работы в специальный страховой стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", уточнив исковые требования, просила суд признать незаконным решение Филиала N 8 ОСФР по г. Москве и Московской области от 07.09.2022, обязать Филиал N 8 ОСФР по г. Москве и Московской области включить в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период лечебной деятельности в должности медицинской сестры учреждения защиты населения (дом-интернат, пансионат, геронтологический центр с постоянным проживанием) с 02.07.2009 по 01.08.2021 и признать датой возникновения права на страховую пенсию по старости 01.08.2021.
Истец Сидехина Л.А, а также ее представитель Парфенов Р.М. в судебное заседание суда первой инстанции явились, исковые требования поддержали. Представитель ответчика Рубцова А.К. возражала против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика Демёхина К.А, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагая возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие надлежаще извещенного истца, представителя ответчика, заслушав объяснения представителя истца Парфенова Р.М, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 19.05.2022 Сидехина Л.А. обратилась в Филиал N 8 ОСФР по г. Москве и Московской области (ранее - ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от 07.09.2022 Сидехиной Л.А. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ.
Ответчиком установлен стаж истца на соответствующих видах работ...
В специальный стаж истца не был включен период:
...
Согласно представленным в материалы дела сведениям о переименовании организации от 17.05.2022 N 576/22, 22.05.1979 Московский городской отдел социального обеспечения переименован в Управления социального обеспечения Мосгорисполкома (Решение Моссовета N 1327 от 22.05.1979), 16.09.1987 Управление социального обеспечения Мосгорисполкома преобразовано в Главное Управление социального обеспечения Мосгорисполкома (решение Мосгорисполкома N 2326 от 16.09.1987), 08.10.1991 Главное Управление социального обеспечения Мосгорисполкома преобразовано в Комитет социального обеспечения и помощи пенсионерам (Постановление Правительства МосквыN 145 от 08.10.1991), 12.05.1991 Комитет социального обеспечения и помощи пенсионерам и инвалидам преобразовано в Комитет социальной защиты населения Москвы (постановление Правительства Москвы N 27 от 12.05.1992), 15.10.2002 Комитет социальной защиты населения города Москвы реорганизован в Департамент социальной защиты населения города Москвы (постановление Правительства Москвы N 860-ПП от 15.10.2002), 28.10.1987 распоряжением Исполкома Моссовета N 2886-р от 28.10.1987 Дом-интернат для престарелых и инвалидов N 9 переименован в Пансионат для ветеранов труда N 9, 26.05.2003 Пансионат для ветеранов труда N 9 переименован в Пансионат для ветеранов труда N 9 Департамента социальной защиты населения города Москвы (государственное учреждение) - приказ N 239 от 26.05.2003 ДСЗН города Москвы, 30.05.2011 Пансионат для ветеранов труда N 9 Департамента социальной защиты населения города Москвы (государственное учреждение) переименован в Государственное бюджетное учреждение города Москвы Пансионат для ветеранов труда N 9 Департамента социальной защиты населения города Москвы (приказ N 1114 от 30.05.2011 ДСЗН города Москвы), 22.09.2015 Государственное бюджетное учреждение города Москвы Пансионат для ветеранов труда N 9 Департамента социальной защиты населения города Москвы переименован в Государственное бюджетное учреждение города Москвы Пансионат для
ветеранов труда N 9 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (приказ N 790 от 22.09.2015 ДТСЗН города Москвы), 03.08.2021 Государственное бюджетное учреждение города Москвы Пансионат для ветеранов труда N 9 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы переименован в Государственное бюджетное учреждение города Москвы Геронтологический центр "Северное Тушино" Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (приказ N 726 от 19.07.2021 ДТСЗН города Москвы).
В материалы дела истцом представлена копия Положения о Пансионате для ветеранов труда N 9 Департамента социальной защиты населения города Москвы (государственное учреждение), согласно которому Пансионат для ветеранов труда N 9 является государственным стационарным учреждением социального обслуживания, предназначенным для постоянного или временного (сроком до 6 месяцев) проживания граждан пожилого возраста и инвалидов 1 и 2 групп в возрасте старше 18 лет, утративших по состоянию здоровья частично или полностью способность к самообслуживанию, а также оказания им комплексной медико-социальной помощи.
Основными задачами Пансионата для ветеранов труда N 9 являются: организация ухода и надзора за престарелыми инвалидами, оказание медицинской помощи, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий, материально-бытовое обеспечение проживающих и создание наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, осуществление реабилитационных мероприятий медицинского, социального и лечебно-трудового характера в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, защита прав и законны интересов престарелых и инвалидов в порядке, предусмотренном действующим законодательством, обеспечение безопасности проживания престарелых и инвалидов.
В материалы дела истцом представлена также копия Устава Государственного бюджетного учреждения города Москвы Пансионат для ветеранов труда N 9 Департамента социальной защиты населения города Москвы, согласно которому Пансионат для ветеранов труда N 9 является государственным стационарным учреждением социального обслуживания, предназначенным для постоянного, пятидневного, временного (сроком до 6 месяцев) проживания граждан пожилого возраста и инвалидов 1 и 2 групп в возрасте старше 18 лет, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, в том числе страдающих психическими расстройствами.
Целями деятельности, для которых создан Пансионат для ветеранов труда N 9, является удовлетворение потребностей населения в доступном и качественном социальном обслуживании, оказание услуг стационарного социального обслуживания гражданам пожилого возраста, инвалидам 1 и 2 групп в возрасте старше 18 лет, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию, в том числе страдающим психическими расстройствами.
В качестве основных видов деятельности Пансионата для ветеранов труда N 9 указаны социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги: обеспечение необходимого ухода с учетом состояния здоровья, содействие в прохождении освидетельствования в учреждениях медико-социальной экспертизы, проведение реабилитационных мероприятия (медицинских, социальных, психологических, социокультурных) на основании индивидуальных программ реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе работ и услуг по оказанию первичной (доврачебной) помощи на основании полученной лицензии, организация проведения диспансеризации, направление ветеранов, нуждающихся в специализированной медицинской помощи, на обследование и лечение в учреждения здравоохранения, содействие в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение и др.
Согласно представленной должностной инструкции палатной медицинской сестры от 21.03.2017, должностные обязанности Сидехиной Л.А. включают следующее: медицинская сестра осуществляет все этапы сестринского процесса при уходе за получателями социальных услуг (первичную оценку состояния пациента, интерпретацию полученных данных, планирование ухода и т.д.), осуществляет уход и наблюдение за больными на основе принципов медицинской деонтологии, проводит необходимый комплекс мероприятий для профилактики пролежней, участвует в перестилке постелей, проводит туалет глаз, ушей, ротовой полости ослабленным больным, принимает и размещает в палате больных, проверяет качество санитарной обработки вновь поступивших больных, знакомит вновь поступивших получателей социальных услуг и их родственников с распорядком для отделения, следит за внешним видом и личной гигиеной больных, своевременной и качественно выполняет профилактические и лечебно-диагностические процедуры, реабилитационные мероприятия по восстановлению утраченных навыков, назначенные врачом, вводит лекарственные препараты, противошоковые средства (при анафилактическом шоке) больным по жизненным показаниям (при невозможности своевременного прибытия врача к пациенту) в соответствии с установленным порядком действия при данном состоянии, оказывает неотложную доврачебную помощь при опасных заболеваниях, несчастных случаях и различных видах трав с последующим вызовом врача к больному, немедленно сообщает лечащему врачу, а в его отсутствие - дежурному врачу о внезапном ухудшении состояния больного, при отсутствии врача в пансионате (вечернее и ночное время суток) вызывает неотложную скорую помощь 03 при остром заболевании, внезапном ухудшении состояния больного для госпитализации его в ЛПУ, изолирует больных в атональном состоянии, вызывает врача для проведения необходимых реанимационных мероприятий и др.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пунктом 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В силу правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 17 Постановления Пленума N 30 от 11.12.2012 г, при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный страховой стаж истца периодов работы с 02.07.2009 по 01.08.2021 продолжительностью 12 лет 1 месяц, суд первой инстанции исходил из того, что спорный период работы должен быть включен в специальный стаж, поскольку истцом представлены документы, подтверждающие отнесение Пансионата для ветеранов труда Департамента социальной защиты населения г. Москвы к учреждениям, предусмотренным Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781.
Оснований не согласиться с данными выводами суда судебная коллегия не усматривает, поскольку указанные обстоятельства подтверждаются сведениями о переименовании организации от 17.05.2022 N 576/22, Положением о Пансионате для ветеранов труда N 9 Департамента социальной защиты населения города Москвы, Уставом Государственного бюджетного учреждения города Москвы Пансионат для ветеранов труда N 9 Департамента социальной защиты населения города Москвы.
Довод ответчика о не включении в трудовой стаж истца спорных передов работы по тем основаниям, что в выписке из лицевого счета застрахованного лица периоды представлены без кода льготы, суд также считает необоснованным.
В соответствии с ч.2 ст.14 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Однако обязанность представлять в территориальные органы страховщика (Пенсионный фонд РФ) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения, Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (п.2 ст.14) возложена на страхователя (работодателя), также как и обязанность надлежащего оформления лицевых счетов застрахованных лиц, включая индивидуальные сведения с указанием кода условий для досрочного назначения пенсии.
На основе данных индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионный фонд РФ (страховщик), обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) (п.2 ст.13 названного Федерального закона).
Ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования несут работодатели (п.1 ст.28 Закона).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 10.07.2007г. N9-П, невыполнение работодателем надлежащим образом своих обязанностей не должно препятствовать реализации права работавших у него по трудовому договору застрахованных лиц и выполнивших требуемые от них законом условия своевременно и в полном объеме получать трудовую пенсию.
Поскольку при суммировании учтенных ответчиком в бесспорном порядке периодов работы истца (...), а также включенного в судебном порядке спорного периода...), по состоянию на 19.05.2022 стаж Сидехиной Л.А. на соответствующих видах работ составил.., суд пришел к правильному выводу о признании датой возникновения у Сидехиной Л.А. права на страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" 01.08.2021, что дает ей право обратиться с заявлением о назначении пенсии через 36 месяцев от установленной судом даты выработки стажа, что предусмотрено частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и приложением 7 к закону.
Иные доводы апелляционной жалобы ответчика повторяют изложенную им позицию при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда, сводятся к несогласию с оценкой представленных доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает с учетом изложенного.
Таким образом, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
Решение Симоновского районного суда города Москвы от 1 марта 2023 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.