Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В., судей Жолудовой Т.В., Дегтеревой О.В., при помощнике судьи Гусеве Д.М., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 23 ноября 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования Мирошниковой И.А. к ГУ- Главное управление ПФР N2 по г. Москве и Московской области о признании не законным решения об отказе в назначении пенсии, об обязании засчитать периоды работы в специальный стаж, об обязании назначить пенсию удовлетворить частично.
Признать решение ГУ- Главное управление ПФР N2 по г. Москве и Московской области от 19.01.2022 N 220000004612/1746278/21 незаконным.
Обязать ГУ - Главного Управления ПФР N2 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж Мирошниковой И.А, дающий право на получение досрочной пенсии по старости, периоды работы в Детском санатории "Васильевское" Минздрава РФ в должности медсестры палатной стационарного отделения с 01 ноября 2010 г. по 28 сентября 2012г.
Обязать ГУ - Главного Управления ПФР N2 по г. Москве и Московской области назначить Мирошниковой И.А. досрочную трудовую пенсию с 11 ноября 2021 г.;
установила:
Мирошникова И.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного Фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области) о признании незаконным решения ответчика от 19.01.2022 N 220000004612/1746278/21 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить в специальный трудовой стаж в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца период работы с 01.11.2010 по 28.09.2012 в должности медсестры палатной стационарного отделения в ФГБУ Детский санаторий "Васильевское" Министерства здравоохранения РФ и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости на основании пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента обращения за ее назначением.
В обоснование своих исковых требований истец указала, что 11.11.2021 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 19.01.2022 N 220000004612/1746278/21 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа, при этом не был зачтен вышеуказанный период работы в ФГБУ Детский санаторий "Васильевское", расположенном в сельской местности. Отказ в назначении пенсии истец считает незаконным, поскольку специальный стаж выработан и подтвержден документально, условия для досрочного назначения пенсии соблюдены.
В судебном заседании суда первой инстанции истец исковые требования поддержала, представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик.
Определением судебной коллегии в соответствии со ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области, прекратившего деятельность в связи с реорганизацией, на правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ответчика ОСФР по г. Москве и Московской области не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы были извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав истца Мирошникову И.А, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда в части даты назначения досрочной страховой пенсии по старости, в остальной части не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, предусмотрена должность медицинской сестры палатной (постовой) в санаториях (курортах), в том числе детских, для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением, в частности, следующего случая: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 11.11.2021 Мирошникова И.А. обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 19.01.2022 N 220000004612/1746278/21 Мирошниковой И.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа.
В решении ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 19.01.2022 N 220000004612/1746278/21 указано, что специальный стаж в связи с осуществлением лечебной деятельности составил 28 лет 08 мес. 14 дней.
Из стажа на соответствующих видах работ исключены периоды: с 13.09.2010 по 01.10.2010, с 01.01.2011 по 30.09.2012 - в должности медицинской сестры палатной стационарного отделения в детском санатории "Васильевское", поскольку учреждение не относится к "профильным" санаториям, предусмотренным Списком от 29.10.2002.
Из трудовой книжки Мирошниковой И.А. следует, что она с 01.11.2010 по 29.09.2012 работала медсестрой палатной стационарного отделения в Детском санатории "Васильевское" Минздрава РФ.
В соответствии со справкой ФГБУ ДС "Васильевское" Минздрава России от 11.05.2022, Мирошникова И.А. с 01.11.2010 по 29.09.2012 работала медицинской сестрой палатной в ФГБУ ДС "Васильевское" Минздрава России, отпусками без сохранения заработной платы не пользовалась, работала полный рабочий день на ставку.
Согласно документам, имеющимся в материалах дела, ФГБУ ДС "Васильевское" Минздрава России входит в систему федеральных государственных медицинских учреждений по оказанию услуг физическим и юридическим лицам. В соответствии с п. 2.1 Устава предметом и целью его деятельности является оказание санаторно-курортной медицинской помощи детям в возрасте от 4 до 18 лет включительно в сопровождении законного представителя, от 7 до 15 лет без сопровождения законного представителя, если необходимость не обусловлена медицинскими показаниями, по профилю деятельности учреждения: болезни глаз и его придаточного аппарата, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения. Поскольку заболевания костно-мышечной системы относятся к заболеваниям опорно-двигательного аппарата, учреждение принимает для оказания санаторно-курортной медицинской помощи указанные категории детей с данным видом заболеваний.
Разрешая спор в части требований истца об обязании включить в специальный стаж периоды работы в ФГБУ Детский санаторий "Васильевское" с 01.11.2010 по 28.09.2012 в должности медицинской сестры палатной в ФГБУ ДС "Васильевское", суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для их удовлетворения, исходя из того, что занимаемая истцом в спорный период должность и наименование учреждения соответствовали поименованным в Списках, при этом профиль оказываемого в учреждении лечения Списком предусмотрен и такое учреждение расположено в сельской местности.
Постановляя решение об удовлетворении исковых требований Мирошниковой И.А. о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, суд первой инстанции исходил из того, что право на пенсию, по мнению суда первой инстанции, возникнет у истца с даты обращения в пенсионный орган 11.11.2021.
С выводами суда о наличии оснований для включения в специальный стаж лечебной деятельности спорного периода судебная коллегия соглашается, поскольку суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в данной части мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
В тоже время судебная коллегия не может признать обоснованными выводы суда в части определения даты назначении досрочной страховой пенсии с 11.11.2021.
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ), в частности, предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 данной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в Приложении N 7 к указанному федеральному закону.
Из Приложения N 7 к Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ следует, что граждане, которые с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 г. приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться не ранее чем через 12 и 24 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В то же время в соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны, в частности, в пункте 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, с учетом положений приведенных правовых норм, при возникновении права на пенсию в 2019 году срок назначения пенсии определен не ранее чем через 6 месяцев со дня достижения такого возраста, либо наступления таких сроков, в 2020 - не ранее чем через 18 месяцев.
При суммировании периодов работы, включенных в специальный стаж ответчиком в бесспорном порядке продолжительностью 28 лет 08 месяцев 14 день, с включенным судом периодом с 01.11.2010 по 28.09.2012 в льготном исчислении (учитывая, что период с 02.10.2010 по 31.12.2010 включен ответчиком в календарном исчислении), специальный стаж на дату обращения в пенсионный орган 11.11.2021 составляет 30 лет 11 месяцев 4 дня, необходимая продолжительность стажа 30 лет выработана истцом 06.11.2020, соответственно, срок назначения пенсии наступает у истца через 18 месяцев - 07.05.2022, а не с даты обращения 11.11.2021, как определено судом. Соответственно, в данной части решение суда подлежит изменению.
В остальной части выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на материалах дела, правильном применении норм материального права.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, о несогласии с выводами суда об удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии и включении в специальный страховой стаж спорных периодов повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, основаны на неверном толковании положений законодательства, направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кунцевского районного суда города Москвы от 23 ноября 2022 года изменить в части даты назначения досрочной страховой пенсии по старости, обязав Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (ххххххххххх) назначить Мирошниковой И.А. (ххххххххххххххх) досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 07 мая 2022 года.
В остальной части решение Кунцевского районного суда города Москвы от 23 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.