Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В., судей Дегтеревой О.В., Жолудовой Т.В.
при помощнике судьи Гусеве Д.М, с участием прокурора Витман Ю.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. дело по апелляционному представлению Перовского межрайонного прокурора г. Москвы на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 17 января 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Перовского межрайонного прокурора г. Москвы в интересах Тетеревой А.Г. к УСЗН ВАО г. Москвы об оспаривании решения от 01.09.2021 года об отказе в предоставлении госуслуги, обязании присвоить Тетеревой А.Г. звание "Ветеран труда" и выдать соответствующее удостоверение - отказать;
установила:
Перовский межрайонный прокурор г. Москвы в интересах Тетеревой А.Г. обратился в суд с иском к УСЗН ВАО г. Москвы, с учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным решение от 01.09.2021 УСЗН ВАО г. Москвы N210200134799 об отказе Тетеревой А.Г. в присвоении звания "Ветеран труда", обязать присвоить ей данное звание и выдать соответствующее удостоверение.
В обоснование заявленных требований указано, что Тетерева А.Г. 16.02.2021, 27.08.2021 обращалась в УСЗН ВАО г. Москвы с заявлениями о предоставлении государственной услуги г.Москвы "Присвоение звания "Ветеран труда" и выдача удостоверения ветерана труда, выдача дубликата удостоверения ветеран в г.Москве". Органами УСЗН ВАО г. Москвы в присвоении звания "Ветеран труда" и выдаче удостоверения ветерана труда отказано. По состоянию на 01.10.2021 трудовой стаж Тетеревой А.Г. составляет 34 года, за достижение высоких показателей в работе, досрочное выполнение социалистических обязательств 07.06.1985 Коллегией Министерства легкой промышленности СССР, совместно с Президиумом ЦК Профсоюза рабочих текстильной и легкой промышленности СССР Чернявская А.Г. (в связи с изменением фамилии - Тетерева А.Г.) награждена ведомственным знаком отличия в труде "Ударник XI-ой пятилетки", что, по мнению, прокурора, свидетельствует о соблюдении условий для присвоения Тетеревой А.Г. звания "Ветеран труда" и выдачи удостоверения ветерана труда. 18.01.2022 Перовской межрайонной прокуратурой г. Москвы в адрес УСЗН ВАО г. Москвы внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства. В соответствии с ответом о результатах рассмотрения указанного представления, УСЗН ВАО г. Москвы не усмотрело нарушений прав в отношении Тетеревой А.Г. Отказ в присвоении звания "Ветеран труда" прокурор считает незаконным.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель прокуратуры, истец исковые требования поддержали, представитель ответчика возражал против удовлетворения иска.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит Перовский межрайонный прокурор г. Москвы в апелляционном представлении.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика УСЗН ВАО г. Москвы не явился, извещен. Судебная коллегия, руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Витман Ю.А, истца Тетереву А.Г, подержавших доводы апелляционного представления, представителя третьего лица Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Зарьеву О.Г, возражавшую против удовлетворения апелляционного представления, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционного представления, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Тетерева А.Г. (до изменения фамилии Чернявская А.Г.), ххххххххх года рождения, проживающая в г.Москве, имеет удостоверение к знаку отличия в труде "Ударник XI-ой пятилетки", выданное 07.06.1985 на основании постановления Коллегии Министерства легкой промышленности СССР, совместно с Президиумом ЦК Профсоюза рабочих текстильной и легкой промышленности СССР.
Тетерева А.Г. 16.02.2021 и 27.08.2021 обращалась в ОСЗН района Вешняки УСЗН ВАО г. Москвы с заявлениями о предоставлении государственной услуги - "Присвоение звания "Ветеран труда" и выдача удостоверения ветерана труда, выдача дубликата удостоверения ветеран в г.Москве", предоставив трудовую книжку и удостоверение о награждении знаком "Ударник XI-ой пятилетки", выданное 07.06.1985.
Решением ОСЗН района Вешняки УСЗН ВАО г. Москвы N 210200126370 от 20.02.2021 Тетервой А.Г. было отказано в предоставлении государственной услуги в связи с отсутствием права на получение государственной услуги, поскольку в силу ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (пп. 1); лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пп. 2). В представленных документах отсутствуют награды Правительства РФ и ведомства.
Решением ОСЗН района Вешняки УСЗН ВАО г. Москвы N210200134799 от 01.09.2021 Тетеревой А.Г. отказано в предоставлении государственной услуги в связи с отсутствием права на получение государственной услуги, поскольку в силу ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (пп. 1); лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пп. 2). Знак "Ударник XI-ой пятилетки" утвержден Президиумом Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов, общественной организацией, в связи с чем не может быть отнесен ни к ведомственным знакам отличия в труде, ни к государственным наградам.
Согласно трудовой книжке на момент награждения Тетеревой А.Г. знаком отличия в труде "Ударник XI-ой пятилетки", выданным 07.06.1985, истец работала прядильщицей с 01.09.1982 по 22.06.1985 в Гродненском производственном прядильно-ниточном объединении имени XXV Съезда КПСС. Согласно внесенным записям в трудовую книжку до 01.09.1982 трудового стажа истец Тетерева А.Г. не имела.
В силу ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (пп. 1); лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пп. 2).
Положения ст. 7 указанного Закона в редакции, действовавшей до 01.07.2016, предусматривали, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (пп. 1), награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пп. 2).
Из системного толкования положений ст. ст. 1, 7 Федерального закона "О ветеранах" как в ранее действовавшей, так и в действующей редакции, следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании ст. ст. 10, 22 указанного Закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно п. п. 2, 3.1 ст. 26.3 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у города Москвы как субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".
В развитие приведенных положений федерального законодательства в городе Москве принято постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", регулирующее порядок присвоения такого звания.
Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утверждено постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", в п. 2 которого указано, что звание "Ветеран труда" присваивается гражданам: награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (пп. 2.1.); награжденным по состоянию на 30.06.2016 ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (пп. 2.1.1); начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пп. 2.2.).
Удостоверение к знаку отличия в труде "Ударник XI-ой пятилетки", выдано Тетеревой А.Г. ххххххх на основании постановления Коллегии Министерства легкой промышленности СССР, совместно с Президиумом ЦК Профсоюза рабочих текстильной и легкой промышленности СССР.
Единый общесоюзный знак "Ударник одиннадцатой пятилетки" учрежден Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.06.1981 N 580 "О порядке подведения итогов Всесоюзного социалистического соревнования за успешное выполнение и перевыполнение заданий одиннадцатой пятилетки", которым предусмотрено, что итоги Всесоюзного социалистического соревнования за успешное выполнение и перевыполнение заданий одиннадцатой пятилетки союзных и автономных республик, краев и областей, городов, автономных округов, городских и сельских районов, коллективов промышленных, производственных, научно-производственных, межхозяйственных, агропромышленных и других объединений, их производственных единиц, предприятий, строек, колхозов, совхозов, научно-исследовательских, проектных, конструкторских и других организаций и учреждений, высших учебных заведений подводятся по каждому году пятилетки и пятилетке в целом по результатам выполнения ими планов экономического и социального развития; оценка работы коллективов осуществляется с учетом напряженности государственных планов, темпов роста, конечных результатов производственной деятельности, комплексного ввода в действие мощностей и объектов жилищного и культурно-бытового назначения, состояния воспитательной работы, выполнения социалистических обязательств нарастающим итогом с начала года и пятилетки.
На основании указанного постановления Постановлением Президиума ВЦСПС и Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 25.09.1981 N П-8/289 утверждено Положение о едином общесоюзном знаке "Ударник одиннадцатой пятилетки".
Данным Положением определено, что единым общесоюзным знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" награждаются рабочие, колхозники, инженерно-технические работники, специалисты и служащие промышленных, производственных, научно-производственных, межхозяйственных, агропромышленных и других объединений, их производственных единиц, предприятий, строек, совхозов, колхозов, сотрудники научно-исследовательских, проектных, конструкторских и других организаций и учреждений, высших учебных заведений за достижение высоких показателей в повышении эффективности и качества работы, досрочное выполнение заданий и социалистических обязательств (п. 1). Работники предприятий и организаций союзного подчинения, союзно-республиканского и республиканского подчинения награждаются единым общесоюзным знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" совместным решением министерства, ведомства СССР и союзной республики и ЦК профсоюза или совета профсоюза (п. 2). Ходатайства о награждении единым общесоюзным знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" возбуждаются совместно администрацией (правлением), комитетом профсоюза и комитетом комсомола объединений, предприятий, строек, колхозов, совхозов, научно-исследовательских, проектных, конструкторских и других организаций и учреждений, высших учебных заведений. В списках лиц, представляемых к награждению единым общесоюзным знаком, указываются фамилия, имя, отчество, выполняемая работа и краткие сведения о выполнении годовых и пятилетнего плановых заданий, и социалистических обязательств. Списки направляются в соответствующие министерства, ведомства или обл(край)исполкомы (п. 3). Награждение единым общесоюзным знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" может производиться в течение пятилетки один раз (п. 6).
Исходя из содержания вышеуказанного Положения о знаке "Ударник одиннадцатой пятилетки", принимая во внимание, что на момент награждения им истец имела трудовой стаж неполных три года, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что условия награждения указанным знаком не могут рассматриваться как награждение за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, которое является основанием для признания лица ветераном труда.
Кроме того судом учтено, что указанный знак в систему государственных наград, установленную п. 27 Положения о государственных наградах РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 02.03.1994 N 442 и в число почетных званий Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента РФ от 30.12.1995 N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях Российской Федерации и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации" не входит и не является почетным званием СССР и РСФСР, поскольку не включен в перечень почетных званий СССР и РСФСР, установленный статьей 19 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.1979 N 360-Х, и статьей 11 Положения о государственных наградах РСФСР, утвержденного Указом Президиума ВС адрес от 27.01.1983.
С 01 июля 2016 года в Федеральный закон "О ветеранах", в постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 г. N 443-ПП внесены изменения, которые предусматривают основанием для присвоения звания ветерана труда помимо награждения орденами или медалями СССР или Российской Федерации, почетными грамотами и благодарностью Президента Российской Федерации, присвоения почетных званий СССР или Российской Федерации, также награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), что также свидетельствует, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный труд, отмеченный соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.
Разрешая требования истца на основании собранных доказательств, суд правильно применил вышеуказанные нормы законодательства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска, поскольку основанием для выдачи удостоверения "Ветеран труда" являются не любые почетные звания, знаки, грамоты, благодарности, а только те, которые выданы за заслуги в труде и продолжительную работу в соответствующей сфере деятельности. Знак "Ударник одиннадцатой пятилетки" является формой поощрения за достижение высоких показателей в повышении эффективности качества работы, досрочное выполнение заданий и социалистических обязательств, но не относится не ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), наличие которых является одним из условий для признания лица ветераном труда.
В апелляционном представлении прокурор ссылается на неправильное применение судом норм материального права, устанавливающих условия и порядок присвоения звания "Ветеран труда", указывая, что Тетерева А.Г. имеет право на присвоения звания "Ветеран труда", поскольку имеет ведомственную награду и необходимый трудовой стаж. Указанные доводы прокурора являются несостоятельными, поскольку противоречат действующему законодательству и основаны на неправильном его применении и толковании, учитывая, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный труд, отмеченные соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.
Доводы апелляционного представления не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам заявленных требований, и не могут служить основанием к отмене решения суда.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными им доказательствами, которым дана надлежащая оценка. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Апелляционное представление не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Преображенского районного суда г. Москвы от 17 января 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление Перовского межрайонного прокурора города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.