Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Вишняковой Н.Е, судей Щербаковой А.В, Егоровой Ю.Г, при помощнике судьи Чельдиеве Г.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Щербаковой А.В. гражданское дело N 2-6320/2022 по частной жалобе Айвазяна А.Г. на определение Зюзинского районного суда г. Москвы от 27 октября 2022 года, которым постановлено:
Оставить без рассмотрения исковое заявление Айвазяна Альберта Гагиковича к Публичному акционерному обществу "Росгосстрах" о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, взыскании расходов по оценке, судебных расходов.
УСТАНОВИЛА:
Айвазян А.Г. обратился в суд с иском к ПАО "Росгосстрах" о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, взыскании расходов по оценке, судебных расходов.
До рассмотрения дела по существу судом на обсуждение поставлен вопрос об оставлении искового заявления без рассмотрения в связи с пропуском заявителем срока для обращения в суд.
Истец Айвазян А.Г. в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом.
Представитель ответчика ПАО "Росгосстрах" в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом.
27.10.2022 Зюзинским районным судом г. Москвы постановлено вышеприведенное решение, на которое Айвазяном А.Г. подана частная жалоба.
Стороны в судебное заседание не явились, извещались судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи чем дело рассмотрено в отсутствие неявишивхся лиц по правилам ст. ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.
Обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене определения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Пунктом 5 части 1 статьи 19 Закона N 123-ФЗ установлено, что финансовый уполномоченный не рассматривает обращения, в том числе, по которым имеется решение финансового уполномоченного или соглашение, принятое по спору между теми же сторонами (в том числе при уступке права требования), о том же предмете и по тем же основаниям.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" решение финансового уполномоченного вступает в силу по истечении десяти рабочих дней после даты его подписания финансовым уполномоченным.
Исходя из ч.ч. 2 - 3 ст. 25 Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации, указанные в части 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, только после получения от финансового уполномоченного решения по обращению, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
В случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного потребитель финансовых услуг вправе в течение тридцати дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении, в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Копия обращения в суд подлежит направлению финансовому уполномоченному.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 27 Закона N 123-ФЗ, финансовый уполномоченный прекращает рассмотрение обращения в случае выявления в процессе рассмотрения обращения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 19 Закона N 123-ФЗ.
Поскольку требование к Финансовой организации о взыскании неустойки, заявленное в обращении истца от 15.07.2022, аналогично требованию, рассмотренному Финансовым уполномоченным по обращению от 29.06.2020 N У-20-74350/5010-007, является спором между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям и не подлежит повторному рассмотрению, Финансовым уполномоченным в адрес Истца было направлено уведомление об отказе в принятии обращения к рассмотрению от 21.07.2023.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что фактически истцом оспариваются выводы, изложенные в решении Финансового уполномоченного от 29.06.2020 N У-20-74350/5010-007.
С учетом изложенного, у истца было право обратиться в суд с настоящим иском в срок до 11.08.2020, поскольку истец обратился в суд 28.07.2022, им пропущен срок для подачи в суд рассматриваемого искового заявления.
С данным выводом суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27.05.2020 истцом в адрес финансового уполномоченного было направлено соответствующее обращение в отношении ПАО СК "Росгосстрах", в котором он просил взыскать страховое возмещение, неустойку за период с 20.01.2020 по 24.05.2020
Решением от 29.06.2020 N У-20-74350/5010-007 требования Айвазяна А.Г. удовлетворены частично.
15.07.2022 Айвазян А.Г. обратился к финансовому уполномоченному в отношении ПАО СК "Росгосстрах" о выплате неустойки за период с 22.01.2020 по 22.07.2020, возмещении расходов по оценке.
21.07.2022 Финансовый уполномоченный отказал в принятии обращения к рассмотрению.
28.07.2022 в Зюзинский районный суд адрес было направлено исковое заявление с приложениями, что подтверждается соответствующими почтовой квитанцией и описью вложения в ценное письмо.
Согласно п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) до предъявления к страховщику иска, содержащего требование об осуществлении страхового возмещения, потерпевший обязан обратиться к страховщику с заявлением, содержащим требование о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, с приложенными к нему документами, предусмотренными правилами обязательного страхования. При наличии разногласий между потерпевшим, являющимся потребителем финансовых услуг, определенным в соответствии с Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства потерпевший должен направить страховщику письменное заявление, а страховщик обязан рассмотреть его в порядке, установленном Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг".
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг финансовый уполномоченный рассматривает обращения в отношении финансовых организаций, включенных в реестр, указанный в ст. 29 данного Закона (в отношении финансовых услуг, которые указаны в реестре), или перечень, указанный в ст. 30 закона, если требования потребителя финансовых услуг вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Законом об ОСАГО, и если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг финансовый уполномоченный в течение трех рабочих дней со дня поступления обращения в службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного уведомляет потребителя финансовых услуг о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению в письменной или электронной форме способами, установленными ч. 2 ст. 17 данного Закона. Отказ в принятии обращения к рассмотрению должен быть мотивирован.
Потребитель финансовых услуг вправе заявить в судебном порядке требования, вытекающие из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Законом об ОСАГО, в случаях, предусмотренных ст. 25 данного Закона (ч. 2 ст. 15 Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг).
В силу п. 3 ч. 1 ст. 25 Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации, указанные в ч. 2 ст. 15 данного Закона, в случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного.
В случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного потребитель финансовых услуг вправе в течение тридцати дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении, в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Копия обращения в суд подлежит направлению финансовому уполномоченному (ч. 3 ст. 25 Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг).
В силу п. 3 ч. 4 ст. 25 указанного закона в качестве подтверждения соблюдения досудебного порядка урегулирования спора потребитель финансовых услуг представляет в суд хотя бы один из следующих документов: уведомление о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению, предусмотренное ч. 4 ст. 18 Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг.
Поскольку Законом об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг не предусмотрено обжалование решений финансового уполномоченного об отказе в принятии обращения потребителя к рассмотрению либо о прекращении им рассмотрения обращения потребителя, то в случае несогласия потребителя с таким решением финансового уполномоченного потребитель применительно к п. 3 ч. 1 ст. 25 Закона может предъявить в суд требования к финансовой организации с обоснованием мотивов своего несогласия с решением финансового уполномоченного о прекращении рассмотрения обращения.
Уведомлением финансового уполномоченного от 21 июля 2022 года Айвазяну А.Г. отказано в принятии обращения к рассмотрению, поскольку имеется решение финансового уполномоченного, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
При подаче искового заявления Айвазян А.Г. указывает на соблюдение им досудебного порядка, выражает несогласие с отказом финансового уполномоченного в принятии к рассмотрению его обращения в отношении требований о взыскании с ПАО СК "Росгосстрах" о выплате неустойки за период с 22.01.2020 по 22.07.2020, возмещении расходов по оценке.
Между тем, суд не учел, что при несогласии потребителя с отказом в принятии его обращения к рассмотрению финансовым уполномоченным именно на суде в силу ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 15 Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг лежит обязанность по проверке правильности установления обстоятельств, связанных с наличием или отсутствием оснований для отказа в принятии к рассмотрению обращения потребителя финансовых услуг финансовым уполномоченным.
Одновременно с этим суду следовало высказать суждение об обоснованности либо необоснованности решения финансового уполномоченного об отказе в принятии к рассмотрению обращения истца с учетом приведенных обстоятельств, которые какой-либо правовой оценки при решении вопроса об оставлении иска без рассмотрения не получили.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание, что в обращении от 15.07.2022 Айвазян А.Г. просит взыскать неустойку за период, отличный от периода, который был рассмотрен финансовым уполномоченным по обращению истца от 27.05.2020.
Таким образом, судом при разрешении вопроса об оставлении иска без рассмотрения не были соблюдены требования о его законности и обоснованности, а потому допущенные нарушения являются основанием для отмены постановленного определения с направлением дела в суд первой инстанции для устранения указанных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Зюзинского районного суда г. Москвы от 27 октября 2022 года отменить.
Гражданское дело возвратить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.