Судья первой инстанции Лекомцева Ю.Б.
Гр. дело N 33-41095/2023 (ап. инстанция)
Гр. дело 2-239/2023 (первая инстанция)
УИД: 77RS0027-02-2022-006759-83
28 сентября 2023 года адрес
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Сурниной М.В.
и судей Ланина Н.А, Марченко Е.В, при помощнике судьи Копотиловой И.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ланина Н.А.
дело по апелляционной жалобе истца Черных А.И. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 27 марта 2023 года, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Черных Антонины Ивановны к Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным решения центральной жилищно-бытовой комиссии МВД России N 1 от 17.06.2021г. о снятии с учета нуждающихся в жилых посещениях, восстановлении нарушенных прав - отказать, УСТАНОВИЛА
Истец Черных А.И. обратилась в Тверской районный суд адрес с иском к Главному Управлению Министерства внутренних дел России (далее - ГУ МВД России) о признании незаконным и отмене решения Центральной жилищно-бытовой комиссии (далее - ЦЖБК) от 17.06.2021г. N 1 о снятии истца с учета нуждающегося в жилом помещении, возложения на ответчика обязанности восстановить Черных А.И. на учете нуждающихся в жилых помещениях с сохранение даты постановки на учет. В обоснование доводов иска истец указала, что решением ЦЖБК от 20.05.1999г. N 2 она была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением ЦЖБК от 05.11.2015г. N 1 истец подлежала обеспечению жильем в 2019 году. В целях реализации указанного решения Управлением жилищной политики, имущественных и хозяйственных отношений Департамента по материально-техническому обеспечению истцу было вручено уведомление от 17.12.2020г. с предложением осмотра однокомнатной квартиры, площадью 39, 8 кв.м, расположенной по адресу:г. Москва, адрес. 17.12.2020г. истцом было дано согласие на получение указанной квартиры. Однако, в дальнейшем, на основании решения ЦЖБК от 17.06.2021г. истец была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку комиссией учтены жилые помещения, находящиеся в собственности дочери истца. Ссылаясь на то, что жилищной комиссии обстоятельства владения и пользования жилыми помещениями членами семьи истца были известны при постановке ее на учет, истец возражает против принятого решения, в связи с чем, обратилась в суд.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена, направила в суд своего представителя по доверенности и ордеру - адвоката фио, который доводы иска поддержал, просил его удовлетворить на основании положений ранее действующего законодательства, которое должно применяться к указанным правоотношениям.
Представитель ответчика по доверенности фио в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований на оснований доводов письменного отзыва на иск, просила в иске отказать.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого как незаконного и необоснованного просит истец Черных А.И. по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, не соглашаясь с выводами суда.
Проверив материалы гражданского дела, выслушав истца Черных А.И, представителей истца по доверенности фио, фио, представителя ответчика по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение названным требованиям закона отвечает.
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов настоящего гражданского дела, что истец проходила службу в органах внутренних дел с 30.10.1979г. по 28.07.2011г. на вольнонаемных должностях, уволена приказом Департамента государственной службы и кадров МВД России N 153 л/с от 28.07.2011г. в связи с сокращением численности или штата работников организации по п.2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Решением ЦЖБК МВД России от 20.05.1999г. протоколом N 2 Черных А.И. была принята на учет по улучшению жилищных условий, с формулировкой: "Принять в виде исключения".
На жилищный учет вместе с истцом были поставлены ее дочь - студентка Высшего образовательного учреждения по очной форме обучения фио (Подобулкина) Ю.А, паспортные данные.
Согласно материалам учетного дела пенсионера МВД России Черных А.И, на момент постановки на учет, она вместе с дочерью занимали однокомнатную квартиру площадью 33, 1 кв.м, расположенную по адресу: адрес, выданную истцу по ордеру от 12.10.1984г. N 9862 и занимаемую на основании договора социального найма от 12.08.2009г. N 5203-01-2009-0001011.
Как следует из учетного дела истца, на момент постановки истца на жилищный учет в МВД России, на каждого члена семьи приходилось 16, 5 кв.м.
Истец была поставлена на учет решением Центральной жилищно-бытовой комиссией по основаниям "В порядке исключения".
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 19.07.2011г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 01.03.2025г, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в редакции применимой к спорным правоотношениям), граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с п. 15 "Положения о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в адрес", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 13.05.1997 N 356 "О порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в адрес" (действовавшим в момент постановки семьи истца на жилищный учет) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, постоянно проживающие (с соблюдением правил регистрации) в адрес не менее 10 лет и занимающие жилые помещения менее установленной нормы жилья на одного человека, при которой осуществляется постановка на учет. Нормой постановки на учет является размер приходящейся на каждого постоянно проживающего и зарегистрированного в жилом помещении члена семьи площади, в том числе с учетом отсутствующих в связи с призывом в Вооруженные Силы, командированных на работу за границу, выехавших на учебу в другие населенные пункты и иных лиц, за которыми сохраняется право на жилую площадь на период их временного отсутствия, составляющий менее 10 кв. м общей площади для отдельных квартир и 18 кв. м общей площади для коммунальных квартир, который дает право постановки на учет по улучшению жилищных условий путем получения жилья по договору социального или коммерческого найма либо приобретения его на возмездной или частично возмездной основе с использованием льгот, установленных законодательством Российской Федерации и адрес.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011г. 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Так, согласно пункту 2 части 2 статьи 4 указанного Федерального закона от 19.07.2011г. единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Рассматривая дело, суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, руководствуясь нормами законодательства, регулирующими спорные правоотношения, в том числе вышеуказанными нормами, а также положениями Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 года N 1223, ст.ст. 31 и 53 ЖК РФ, учитывая позицию Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 19.04.2007г. N 258-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации", пришел к правильному выводу о законности решения ЦЖБК МВД России от 17.06.2021г. N 1 о снятии истца с учета нуждающихся в жилых помещениях сотрудников (пенсионеров) МВД России по адрес, поскольку материалами учетного дела подтверждено, что истец неоднократно намеренно ухудшала свои жилищные условия, не сообщив в жилищно-бытовую комиссию соответствующие сведения, а также сведения о нахождении в собственности дочери истца квартиры, общей площадью 50, 9 кв.м, расположенной в адрес, в период с 2001 года по 2006 года, которая впоследствии была отчуждена, учел также нахождение на текущий момент в собственности дочери истца ? доли в праве собственности на жилое помещение, площадью 47, 2 кв.м, в адрес.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, основанными на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы истца о несправедливости решения, нарушении прав истца и членов ее семьи, ошибочности выводов суда построенных на недостоверных доводах ответчика, злоупотребляющего своим правом, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильном определении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, неверном применении норм материального права, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и выражают несогласие с выводами суда, при этом их не опровергают, что не является основанием для отмены судебного постановления, в связи с чем отклоняются судебной коллегией.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда, направлены на ошибочное толкование норм действующего законодательства, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1 ч. 1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 27 марта 2023 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Черных А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.