Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей фио, адресВ., при секретаре Мироновой Ю.К., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи адресВ. административное дело по апелляционной жалобе административного истца Грмуши Л.И. на решение Чертановского районного суда адрес от 11 июля 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении требования Грмуша Людмилы Ивановны о признании незаконным решения Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес об отказе в государственной регистрации жилого помещения; обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на жилые помещения по адресу: адрес, адрес, СНТ "Ветеран", земельный участок 63/1, 63/2 в соответствии с определением суда от 24.09.2020г, - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Грмуша Л.И. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным решения Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес об отказе в государственной регистрации жилого помещения; обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на жилые помещения по адресу: адрес, адрес, СНТ "Ветеран", земельный участок 63/1, 63/2 в соответствии с определением суда от 24.09.2020 г..В обоснование своих требований указала, что она и Рудниченко О.Н. являются участниками общей долевой собственности по ? доли на жилой, двухэтажный дом, общей адрес метра, расположенный по адресу: адрес, адрес, СНТ "Ветеран", участок 63/1 и 63/2, кадастровый номер (условный): 50-50-21-/006/2012-370.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24.09.2020г, произведен раздел жилого помещения по адресу: адрес, адрес, СНТ "Ветеран", участок 63/1 и 63/2: в собственность Грмуша Л.И. выделено помещение I - общей площадью 63, 4 кв.м, имеющее в составе комнаты на 1-м этаже: литера А2, этаж 1, комната 1, прихожая общей площадью 14, 9 кв.м; литера А, этаж 1, комната 2, коридор общей площадью 7, 7 кв.м; литера А, этаж 1, комната 3, кухня, общей площадью 4.4 кв.м; литера А, этаж 1, комната 4, гостиная, общей площадью 19, 6 кв.м; литера А1, этаж 1, комната 5, комната общей площадью 16, 8 кв.м. В собственность Рудниченко О.Н. выделено помещение II общей площадью 60, 6 кв.м, имеющее в составе комнаты на 1-м и 2-м этажах: литера а, этаж 1, комната 1, лестница, общей площадью 4, 0 кв.м; литера а1, этаж 2, комната 2, балкон общей площадью 3.6 кв.м; литера А4, этаж 2, комната 3, комната, общей площадью 36, 9 кв.м; литера А3, этаж 2, комната 4, кухня, общей площадью 14, 2 кв.м; литера а, этаж 2, комната 5, лест.площадка, общей площадью 1, 9 кв.м. В декабре 2020 года Грмуша Л.И. подала заявление в Управление Росреестра по адрес для регистрации и постановки на учет вновь образованных объектов недвижимости. 11.01.2021 года Управление Росреестра по адрес приостановило регистрацию, а затем полностью отказало в ней в связи с отсутствием технического плана. Получив технический план на объекты недвижимости, в ноябре 2021г. Грмуша Л.И. вновь обратилась в Управление Росреестра по адрес с заявлением о государственной регистрации. 23.11.2021 года Управление Росреестра по адрес вернуло ей документы с мотивировкой "документы не соответствуют формату, установленному органом нормативно-правового регулирования и попадают под действие п.1 ст.25 Закона о недвижимости, подлежат возврату без рассмотрения (несоответствие типа обращения и заявленных XML-схем)".
Кадастровый инженер изменил формат электронного технического плана, и в декабре 2021 года истец подала документы с исправленными приложениями. 16.12.2021 года, Управление Росреестра по адрес вернуло ей документы с мотивировкой "документы не соответствуют формату, установленному органом номативно-правового регулирования и попадают под действие п.1 ст.25 Закона о недвижимости, подлежат возврату без рассмотрения". Просит признать незаконным решение Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес от 18.03.2022г. об отказе в государственной регистрации жилого помещения; обязать осуществить государственную регистрацию права собственности на жилые помещения по адресу: адрес, адрес, СНТ "Ветеран", участок 63/1 и 63/2, поскольку она выполнила все требования Управления Росреестра по адрес, кроме того, имеется вступившее в силу апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда, являющееся основанием для регистрации.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, судебная коллегия, обсудив доводы жалобы, проверив решение, находит, что имеются предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основания для его отмены в апелляционном порядке.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В силу ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
При рассмотрении административного дела судом было установлено, что Грмуша Л.И. и Рудниченко О.Н. являются участниками общей долевой собственности по ? доли на жилой двухэтажный дом, общей адрес метра, расположенный по адресу: адрес, адрес, СНТ "Ветеран", участок 63/1 и 63/2, кадастровый номер (условный): 50-50-21-/006/2012-370.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24.09.2020 г. произведен раздел жилого помещения по адресу: адрес, адрес, СНТ "Ветеран", участок 63/1 и 63/2: в собственность Грмуша Л.И. выделено помещение I - общей площадью 63, 4 кв.м, имеющее в составе комнаты на 1-м этаже: литера А2, этаж 1, комната 1, прихожая общей площадью 14, 9 кв.м; литера А, этаж 1, комната 2, коридор общей площадью 7, 7 кв.м; литера А, этаж 1, комната 3, кухня, общей площадью 4.4 кв.м; литера А, этаж 1, комната 4, гостиная, общей площадью 19, 6 кв.м; литера А1, этаж 1, комната 5, комната общей площадью 16, 8 кв.м. В собственность Рудниченко О.Н. выделено помещение II общей площадью 60, 6 кв.м, имеющее в составе комнаты на 1-м и 2-м этажах: литера а, этаж 1, комната 1, лестница, общей площадью 4, 0 кв.м; литера а1, этаж 2, комната 2, балкон общей площадью 3.6 кв.м; литера А4, этаж 2, комната 3, комната, общей площадью 36, 9 кв.м; литера А3, этаж 2, комната 4, кухня, общей площадью 14, 2 кв.м; литера а, этаж 2, комната 5, лест.площадка, общей площадью 1, 9 кв.м.
На основании указанного судебного постановления административный истец обратилась в Управление Росреестра по адрес для регистрации и постановки на учет вновь образовавшегося объекта недвижимости.
11.01.2021 г. Управление Росреестра по адрес приняло Уведомление о приостановлении государственной регистрации на основании ч.7 ст.41 Закона о регистрации недвижимости.
23.11.2021 г. Управление Росреестра по адрес приняло Уведомление о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения на основании п. 1 ст.25 Закона о регистрации недвижимости.
16.12.2021 г. Управление Росреестра по адрес приняло Уведомление о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения на основании п. 1 ст.25 Закона о регистрации недвижимости.
18.03.2022 г. Управление Росреестра по адрес приняло Уведомление о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения на основании ч.7 ст.41 Закона о регистрации недвижимости.
Отказывая в удовлетворении требований Грмуша Л.И. суд исходил из того, что оспариваемое решение принято административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий; документы, подтверждающие соблюдение норм действующего законодательства регистрирующему органу представлены не были, что препятствует государственной регистрации права собственности административного истца на долю в спорном объекте недвижимости.
Согласиться с такими суждениями суда не представляется возможным; судом не учтено, что государственная регистрация прав представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество и как формальное условие обеспечения государственной защиты гражданских прав лица, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов; тем самым государственная регистрация не затрагивает самого содержания указанного гражданского права (статья 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2001 года N 154-О).
В силу частей 3 и 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (пункт 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений, перечень которых содержится в части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ.
Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации определен статьей 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и предусматривает в соответствии с пунктом 3 части 1 названной статьи проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно положениям статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Если причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, названные в статье 26 указанного федерального закона, в течение срока приостановления не устранены, то в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав (статья 27 названного Закона).
В части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ перечислены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации, в том числе:
-вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5);
Согласно части 1 статьи 58 Закона N 218-ФЗ права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с названным Законом.
Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности вступивших в законную силу судебных актов, а также технического плана или акта обследования, подготовленных в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Частью 7 статьи 41 Закона N 218-ФЗ установлен запрет на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме
Таким образом, государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения в частном доме (объекте индивидуального жилищного строительства) не может быть осуществлен. Вместе с тем, учитывая положения части 2 статьи 49 ГрК РФ, если жилой дом можно отнести к дому блокированной застройки, а каждая часть жилого дома (блок) соответствует автономному блоку (индивидуальному жилому дому), и каждой такой части соответствует земельный участок с соответствующим видом разрешенного использования, то такие части жилого дома могут быть поставлены на государственный кадастровый учет как здания - блоки жилого дома блокированной застройки.
Как видно из материалов дела, выделенные Грмуша Л.И. согласно судебному постановлению от 24.09.2020 г. жилые помещения представляют собой изолированную часть жилого дома (с отдельным входом), имеющую характеристики, которые позволяют определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Данные обстоятельства при вынесении указанных Уведомлений ответчиком учтены не были.
Таким образом, обжалуемое уведомление от 18.03.2022 г. не соответствует законодательству, регулирующему спорные правоотношения, в связи с чем оно не может быть признано законным и обоснованным, а потому решение суда, установившее обратное, указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам административного дела.
Изложенное, по убеждению судебной коллегии, оценивающей собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, опровергает правомерность вывода суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в части предоставления запрашиваемой государственной услуги и возложения на административного ответчика обязанности рассмотреть заявление истца.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ удовлетворение заявленных требований об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, допускается при установлении того, что оспариваемое решение, действие (бездействия) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и свободы административного истца; по настоящему делу такая необходимая совокупность присутствует, у судебной коллегии имеются основания полагать оспариваемое решение незаконным и нарушающим права административного истца.
Таким образом, решение суда, которым не были учтены изложенные обстоятельства, не может быть признано законным и обоснованным, оно в силу статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения о признании незаконным Уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес от 18.03.2022 г. о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чертановского районного суда адрес от 11 июля 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования Грмуши Людмилы Ивановны к Управлению Росреесстра по Москве об оспаривании решения удовлетворить частично.
Признать незаконным Уведомление Управления Росреестра по Москве от 18.03.2022 года N КУВД-001/2022-8219979/1 о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения.
Обязать Управление Росреестра по Москве рассмотреть заявление Грмуша Людмилы Ивановны о государственной регистрации права собственности на жилые помещения по адресу: адрес, адрес, СНТ "Ветеран", земельный участок 63/1, 63/2.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.