Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, адресВ., при секретаре Аликсиной А.А., рассмотрев по докладу судьи адресВ. в открытом судебном заседании административное дело N 2а-12/2022 по апелляционной жалобе представителя административного истца по доверенности фио на решение Симоновского районного суда адрес от 28 марта 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления Пушкина Алексея Сергеевича к Департаменту здравоохранения адрес об оспаривании бездействия, устранении допущенных нарушений, - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Пушкин А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Департамента здравоохранения адрес, выразившееся в непредоставлении ответа на направленный 09 декабря 2020 года в адрес Департамента здравоохранения адрес регистрируемым почтовым отправлением - письмом с объявленной ценностью с описью вложения под почтовым идентификатором N 11547053003290 письменный запрос фио от 09 декабря 2020 года о предоставлении информации, возложить на Департамент здравоохранения адрес обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов фио и установить порядок и срок исполнения решения суда, обязав Департамент здравоохранения адрес ответ на направленный 09 декабря 2020 года в адрес Департамента здравоохранения адрес регистрируемым почтовым отправлением - письмом с объявленной ценностью с описью вложения под почтовым идентификатором N 11547053003290 письменный запрос фио от 09 декабря 2020 года о предоставлении информации направить в адрес регистрации фио - адрес регистрируемым почтовым отправлением с объявленной ценностью с описью вложения в срок, не превышающий пяти календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда, постановленного по настоящему административному делу.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц в порядке статьи 47 КАС РФ по ходатайству представителя административного истца судом привлечено Акционерное общество "Почта России" (далее адрес).
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о нарушении судом норм материального и процессуального права, неправильной оценке доказательств.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца по доверенности фио, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии со статьями 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Разрешая спор, суд пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, обоснованно при этом исходил из того, что оснований полагать, что в спорных правоотношениях административный ответчик действовал с нарушением закона и прав административного истца, не имеется.
Выводы суда являются мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, верно оценёнными судом по правилам статьи 84 КАС РФ, согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и не опровергаются доводами апелляционной жалобы административного истца; оснований не согласиться с ними не имеется.
Так, согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе порядок и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что совершенные им действия (бездействие), принятое решение соответствует закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.
При рассмотрении дела было установлено, что 09 декабря 2020 года Пушкиным А.С. в Департамент здравоохранения адрес регистрируемым почтовым отправлением под почтовым идентификатором 11547053003290 был направлен письменный запрос 09 декабря 2020 года о предоставлении информации о деятельности Департамента здравоохранения адрес в части, касающейся установленного в Департаменте здравоохранения адрес порядка ознакомления с материалами дел об административных правонарушениях, возбужденных должностными лицами Департамента здравоохранения адрес в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях при исполнении возложенных на них должностных обязанностей; часов приема и днях недели, в которые заинтересованные лица вправе обратиться в Департамент здравоохранения адрес для ознакомления с материалами дел об административных правонарушениях; точного адреса помещения, в котором производится ознакомление заинтересованных лиц с материалами дел об административных правонарушениях, возбужденных должностными лицами Департамента здравоохранения адрес в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях при исполнении возложенных на них должностных обязанностей. Указанное почтовое отправление согласно отчету о его отслеживании, размещенном на официальном сайте адрес, было вручено административному ответчику 14 декабря 2020 года.
Представитель административного ответчика в ходе судебного разбирательства в суде 1 инстанции пояснил, что 27 августа 2021 года административному истцу почтовым отправлением категории "простое письмо" был направлен датированный 27 августа 2021 года ответ Департамента здравоохранения адрес на поступивший 14 декабря 2020 года административному ответчику запрос фио от 09 декабря 2020 года о предоставлении информации. В обоснование утверждения о направлении в адрес административного истца в ответ на его запрос от 09 декабря 2020 года письменного ответа от 27 августа 2021 года представителем административного ответчика суду были представлены копия датированного 27 августа 2021 года ответа на запрос фио от 09 декабря 2020 год, а также копия списка почтовых отправлений от 27 августа 2021 года N 152. Представитель административного истца ходатайствовал перед судом об истребовании в адрес сведений о весе спорного почтового отправления, направленного со слов представителя ответчика в адрес истца с вложенным в него ответом на запрос, о размере конверта этого почтового отправления, о реквизитах адресных данных, нанесенных в правом нижнем углу конверта этого почтового отправлении и о фактическом вложении в него. Указанные сведения были истребованы судом у заинтересованного лица, однако адрес не предоставило суду истребованные сведения, мотивируя не предоставление невозможностью установить ответствующие сведения, поскольку почтовые отправления категории "простое письмо" принимаются от отправителя, доставляются и вручаются адресату через ячейку почтового ящика без какой-либо фиксации. Представитель административного ответчика также не предоставил суду сведения о весе спорного почтового отправления, о размере конверта этого почтового отправления, о реквизитах адресных данных, нанесенных в правом нижнем углу конверта этого почтового отправлении, также утверждая, что Департамент здравоохранения адрес не обладает указанными сведениями.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан на обращение лично, а также направлять индивидуальные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", которым, в частности, предусмотрено, что граждане имеют получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; государственный орган обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (статьи 2, 5, 8, 10, 12).
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 27 июня 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологий и о защите информации" гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Гражданин не обязан обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 27 июня 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологий и о защите информации", пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления").
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" пользователь информацией - гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Пользователями информацией являются также государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 1 указанного закона, запрос - обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа.
Статья 18 указанного Закона, указывает, что пользователь информацией имеет право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления с запросом как непосредственно, так и через своего представителя, полномочия которого оформляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1). В запросе указываются почтовый адрес, номер телефона и (или) факса либо адрес электронной почты для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса, а также фамилия, имя и отчество гражданина (физического лица) либо наименование организации (юридического лица), общественного объединения, государственного органа, органа местного самоуправления, запрашивающих информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления. Анонимные запросы не рассматриваются. В запросе, составленном в письменной форме, указывается также наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется запрос, либо фамилия и инициалы или должность соответствующего должностного лица (часть 2). При составлении запроса используется государственный язык Российской Федерации. Использование при составлении запроса в государственный орган или орган местного самоуправления республики в составе Российской Федерации государственного языка этой республики определяется законодательством данной республики. Возможность использования при составлении запроса в государственный орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления других языков народов Российской Федерации определяется законодательством субъекта Российской Федерации (часть 3).
Запрос, составленный в письменной форме, подлежит регистрации в течение трех дней со дня его поступления в государственный орган, орган местного самоуправления. Запрос, составленный в устной форме, подлежит регистрации в день его поступления с указанием даты и времени поступления (ч.5).
Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос (ч.6).
При этом частью 7 статьи 18 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" установлено, что если запрос не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые он направлен, то в течение семи дней со дня регистрации запроса он направляется в государственный орган или орган местного самоуправления, к полномочиям которых отнесено предоставление запрашиваемой информации. О переадресации запроса в этот же срок сообщается направившему запрос пользователю информацией. В случае, если государственный орган или орган местного самоуправления не располагает сведениями о наличии запрашиваемой информации в другом государственном органе, органе местного самоуправления, об этом также в течение семи дней со дня регистрации запроса сообщается направившему запрос пользователю информацией.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" государственные органы - органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Применительно к изложенному суд пришел к правильному выводу, что что обращение заявителя было рассмотрено; ответ по существу поставленных в обращении вопросов подготовлен и направлен административному истцу, что подтверждается копией ответа от 27.08.2021 г, списком почтовых отправлений от 27.08.2021 г. N 152, в котором за N 109 указан номер ответа, фамилия и адрес истца.
Таким образом, судебная коллегия находит, что суд пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований, обоснованно исходил из того, что оснований полагать действия административного ответчика в рассматриваемых правоотношениях незаконными, нарушающими права заявителя, не имеется.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, закон, подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям; верно распределил бремя доказывания между сторонами; принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, так как наличие совокупности обстоятельств, поименованных в пункте 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, не установлено; выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по административному делу доказательств в настоящем случае согласно закону отсутствуют; оценка собранных по делу доказательств произведена судом по правилам статьи 84 КАС РФ и является надлежащей.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. По материалам административного дела безусловных оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены решения суда не установлено.
У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм права.
Руководствуясь ст.ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Симоновского районного суда адрес от 28 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.