Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, адресВ., при секретаре Черных В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи адресВ., административное дело N 2а-1870/2022 по апелляционной жалобе представителя административного истца фио по доверенности Дунаевой О.А., на решение Симоновского районного суда адрес от 18 октября 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска Миронова Николая Петровича к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес, Государственному бюджетному учреждению адрес контрольно-мониторинговый центр недвижимости" о признании действий незаконными, наложении запрета на выполнение работ, признании актов незаконными, обязании восстановить незаконно демонтированные боксы - отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с административным иском к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес (далее - ГБУ "МКМЦН"), Государственному бюджетному учреждению адрес контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - Госинспекция по недвижимости), в котором с учетом уточнения требований просил признать незаконными следующие акты Госинспекции по недвижимости от 21.04.2022, вынесенные в отношении гаражных боксов NN 75-78, расположенных по адресу: адрес Миллионщикова, вл. 14, - акт обмера, акт обследования земельного участка, акт о подтверждении акта незаконного (нецелевого) использования земельного участка; признать незаконными действия Госинспекции по недвижимости по демонтажу гаражных боксов NN 75-78 по вышеуказанному адресу, и уничтожению находящегося внутри оборудования; обязать административных ответчиков восстановить незаконно демонтированные гаражные боксы.
Требования мотивировал тем, что 2.04.2022 им получено уведомление, которым сообщается об установлении акта незаконного (нецелевого) использования земельного участка по вышеуказанному адресу, выразившегося в возведении нежилого строения, используемого под автосервис и шиномонтаж, площадью 235 кв.м.
Истцу было предложено добровольно осуществить демонтаж незаконно возведенного объекта. Вышеуказанное строение являются гаражными боксами NN 75-78, пользователя которых являются истец и его супруга фио Боксы входят в состав автостоянки МГСА N 147 и полностью находятся на ее территории. Истец, являющийся индивидуальным предпринимателем, по согласованию с РОО МГСА, в соответствии с постановлением Правительства Москвы N 671-ПП от 05.09.2006 "О мерах по развитию городской инфраструктуры технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники" переоборудовал 6 металлических боксов под технические ангары, в которых организована ремонтная зона по мелкому неотложному ремонту автомобилей. В реконструкцию были вложены личные средства истца, договор подряда был заключен между РОО МГСА с адрес "Пролетарский ремонтно-строительный трест". Боксы являются некапитальными строениями, ремонтная деятельность в настоящее время не ведется, боксы используются для хранения личного автотранспорта.
В 2019 году было выявлено, что часть строений выходят за границы землеотвода и имеют признаки самовольного строительства, в связи с чем было принято решение о демонтаже двух металлических боксов, расположенных за границами оформленного земельного участка. Снос двух боксов подтверждается Актом демонтажа от 02.12.2019 N 02-12/19. Других нарушений выявлено не было, гаражные боксы NN 75-78 самовольными постройками признаны не были, нецелевое использование не зафиксировано.
Одновременно с уведомлением о демонтаже от 25.04.2022 истцу представлен Акт обмера Госинспекции по недвижимости, которым зафиксирован механический обмер, показал, что площадь здания составляет 235 кв.м, то есть включает в том числе строения, демонтированные по результатам проверки 2019 года. Данный акт обмера не содержит выводов, подтверждающих факт незаконного (нецелевого) использования участка. Акт подписан одним инспектором, схематический чертеж содержит устаревшие данные. Истец, находившийся в день, которым датирован Акт обмера, в гаражных боксах, сотрудника, производившего обмер, не видел. Следовательно, решение о демонтаже гаражных боксов принято на основании документов, не соответствующих действительности.
По инициативе истца было проведено строительно-технические исследование, согласно заключению которого исследуемое строение не является объектом капитального строительства. Демонтаж или перемещение такого строения без ущерба назначению возможно. Площадью сооружения составляет 184 кв. адрес считает, что документы ответчиков не соответствуют действительности, содержат устаревшие данные, изготовлены без реального осмотра и проведения замеров, квалифицировать объект как подлежащий сносу не представляется возможным. Следовательно, спорные строения не являются незаконно возведёнными.
Допустимые параметры гаражных боксов нормативными актами не регламентированы, не имеют отдельного адресного ориентира, являются неотъемлемой частью автостоянки, статус боксов NN 75-78 не может быть отличен от статуса других боксов автостоянки. Вышеуказанное уведомление содержит требование осуществить демонтаж в срок до 05.05.2022, что противоречит ч. 4 ст. 222 ГК РФ. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 объявлен мораторий на проведение в 2022 году плановых проверок индивидуальных предпринимателей. Считает действия ответчиков по признанию гаражных боксов NN 75-79 самовольной постройкой и их сносу незаконными.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца, указав, что судом неправильно применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющих значение для административного дела, нарушены нормы материального права.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, действующей на основании доверенности Дунаевой О.А, доводы жалобы поддержавшей, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Исходя из ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, лица, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из системного толкования положений части 2 статьи 62, части 9 статьи 226, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возможно лишь при наличии одновременно двух условий: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав и свобод заявителя. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Как усматривается из материалов дела, административный истец Миронов Н.П. и фио являются владельцами гаражных боксов NN 75-78 на автостоянке РОО "МГСА" по адресу: адрес Миллионщикова, вл. 14 (л.д.17).
На основании договора подряда N 22 на реконструкцию гаражных боксов от 06.02.2006, заключенного между РОО "МГСА" и адрес "Пролетарский ремонтно-строительный трест" выполнены работы по реконструкции временного некапитального строения (гаражных боксов) по вышеуказанному адресу (л.д 18-19). Работы окончены 30.06.2006, что подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ (л.д. 20).
В соответствии с Положением о взаимодействии органов исполнительной власти адрес при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП (далее - Положение), Госинспекцией по недвижимости было проведено обследование земельного участка по вышеуказанному адресу, по результатам которого на основании п. 3.3.2 Положения составлен Акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 21.04.2022 N 9055714.
Согласно Акту на названном земельном участке выявлен объект, обладающий признаками самовольного строительства - одноэтажное нежилое строение общей площадью 235 кв.м.
Согласно п. 2.6 Положения пресечение незаконного (нецелевого) использования земельного участка - комплекс мероприятий, включающий в себя: выдворение с земельного участка лиц, способствующих незаконному (нецелевому) использованию участка, в том числе лиц, осуществляющих охрану; ограждение земельного участка; вывоз с земельного участка строительной техники, оборудования, иного имущества, за исключением строительного мусора, подлежащего утилизации, на специализированную площадку для хранения; демонтаж строительных конструкций; зарытие котлованов; отключение от сетей; проведение работ по благоустройству территории и совершение иных действий, необходимых для пресечения проведения строительных работ.
В п. 2.1 Положения отражены признаки незаконного (нецелевого) использования земельных участков.
В случае выявления управой района адрес, органами исполнительной власти адрес, либо Госинспекцией по недвижимости в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в п. 2.1 Положения, Госинспекция по недвижимости в 5-дневный срок проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого составляется либо акт об отсутствии факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества адрес (далее - адрес Москвы), либо акт о подтверждении факта незаконного использования земельного участка в случае наличия на земельном участке признаков, указанных в п. 2.1 Положения, с направлением в случае двух дней копии акта в префектуру соответствующего административного округа адрес и адрес Москвы, либо акт о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости в случае наличия признаков, указанных в п. 2.2 Положения, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в адрес Москвы.
В соответствии с п. 4.1.1 Положения в целях пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельного адрес по недвижимости в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации 30-дневный срок обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
В адрес пользователя земельного участка направлено Уведомление от 25.04.2922 за N МКМЦН-ИСХ-1953/22, в котором предложено до 05.05.2022 добровольно осуществить демонтаж незаконно возведенного объекта (л.д. 23).
Уведомление носит информационный характер, предоставляя пользователю земельного участка сведения о соответствии выявленных обстоятельствах, связанных с использованием земельного участка, действующему законодательству, не имеет властно-распорядительного характера, не обязывает пользователя земельным участком демонтировать незаконно возведенные строения. Выдача решений о принудительном сносе объектов самовольного строительства не входит в сферу деятельности ГБУ "МКМЦН" в соответствии с Уставом учреждения.
Кроме того, ГБУ "МКМЦН" не является государственным органом власти и не осуществляет публично-властные полномочия. Согласно Уставу оно создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий адрес, отнесенных к компетенции Госинспекции по недвижимости. Согласно п. 2.3.14 Устава учреждения ГБУ "МКМЦН" проводит мероприятия по техническому сопровождения работ Госинспекции по недвижимости по сносу самовольных построек, освобождению земельных участков.
Согласно данным Информационной системы реестра единых объектов недвижимости адрес (ИС РЕОН) земельный участок по адресу: адрес Миллионщикова, вл. 14, с кадастровым номером 77:05:0004004:15 площадью 20 530 кв.м земельно-правовым отношениями не обременен. Ранее занимаемый земельный участок был оформлен РОО "МГСА" договором аренды от 28.02.2003 по27.08.2021 N М-05-505184 для эксплуатации существующей временной крытой автостоянки N 147 на шестьсот машино-мест для хранения индивидуального автотранспорта.
В ходе обследования было установлено, что на части и за границами вышеуказанного земельного участка располагается отдельностоящее нежилое строение, не имеющее адресного ориентира площадью 235 кв.м, используемого под автосервис, шиномонтаж.
Зарегистрированные права собственности отсутствуют. Строение не поставлено на технический и кадастровый учеты.
В связи с отсутствием разрешительной документацией на размещение строения площадью 235 кв.м установлен факт незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Основанием для занятия и использования земельного участка на праве аренды, безвозмездного использования являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с Законом адрес от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в адрес" и требованиями федерального законодательства договор аренды, безвозмездного пользования, предусматривающие переход владения и (или) пользования земельным участком. Условия использования земельного участка устанавливается указанными договорами.
В соответствии с п.п. 4.4.4, 4.4.6 Положения о государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес от 25.04.2012 N 184-ПП (далее - Положение N 184), Госинспекция по недвижимости осуществляет земельный контроль за соблюдением требований по оформлению прав на занимаемые земельные участки и документов, разрешающих на них осуществление хозяйственной деятельности, в случаях, установленных правовыми актами адрес, требований по обеспечению доступа на земельные участки общего пользования.
Из изложенного следует, что Акты обмера, обследования земельного участка и о подтверждении незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 21.04.2022 N 9055714 составлены Госинспекцией по недвижимости в рамках предоставленных полномочий. Соответственно, не может быть признан незаконным. При этом довод административного истца о том, что акт обмера подписан одним инспектором, не является основанием для признания названного акта незаконным. Кроме того, Миронов Н.П. ссылается на п. 3.2.4.2 Постановления Правительства Москвы от 19.05.2015 N 282-ПП "Об утверждении Административного регламента исполнения Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости адрес государственных функций по осуществлению контроля за использованием земель и находящихся в собственности адрес" должностными лицами, ответственными за выполнение административной процедуры, являются инспекторы. Акт обмера составлен инспектором Госинспекции по недвижимости, к нему приложен схематически чертеж земельного участка, а в самом акте указано, каким прибором производились измерения. Также имеется фототаблица к акту выездного обследования N 9055714. Все акты составлены одним и тем же инспектором.
07.07.2022 Госинспекцией по недвижимости составлен Акт N 9056581 обследования земельного участка, из которого следует, что на земельном участке по адресу: адрес Миллионщикова, вл. 14, размещено строение площадью 235 кв.м, на которое разрешительная документация отсутствует, в связи с чем установлен акт незаконного (нецелевого) использования земельного участка. На участке произведен демонтаж строения (сооружения) общей площадью 235 кв.м.
В тот же день составлен Акт N 9056581 о подтверждении демонтажа незаконно размещенного объекта.
Указанные документы, составлены в рамках полномочий Госинспекции по недвижимости, в соответствии с компетенцией, во исполнение своих функций.
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, полагает, что оно принято в соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела (части 9 и 11 статьи 226 КАС РФ), и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ).
Доводы апелляционной жалобы, напротив, не являются основанием к отмене или изменению решения суда, поскольку не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Симоновского районного суда адрес от 18 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Решение районного суда и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 августа 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.