Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-777/2023 по административному исковому заявлению Реброва... к призывной комиссии адрес, ОВК адрес о признании незаконным и отмене решения о призыве на военную службу, признании незаконным действий по вручению повестки, признании незаконными действий врачей-специалистов при проведении медицинского освидетельствования
по апелляционной жалобе фио на решение Черемушкинского районного суда адрес от 21 июня 2023 г, заслушав доклад судьи фио, выслушав представителя фио - фио, поддержавшего доводы апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
решением Черемушкинского районного суда адрес от 21 июня 2023 г. в удовлетворении названного выше административного иска отказано.
Рассматривая дело и разрешая спор по существу, суд исследовал заявленные основания иска, связанные с нарушением права фио на прохождение дополнительного медицинского освидетельствования ввиду наличия у него диагностированного заболевания. В отсутствие такого освидетельствования административный истец полагал незаконным решение призывной комиссии адрес от 4 мая 2023 г. о его призыве на военную службу.
Исследуя указанные обстоятельства, суд принял во внимание возражения призывной комиссии адрес, военного комиссариата адрес, оценил представленные доказательства и пришел к выводу о том, что обязанность представления документов медицинского обследования возложена на самого призывника, в ходе оценки состояния здоровья административного истца была проверена база данных ЕМИАС, поликлинический учет призывника, установлено, что ранее он какими-либо заболеваниями не страдал, при осмотре врачами-специалистами вопросов патологии выявлено не было. Ребров В.М. имел возможность требовать повторного освидетельствования, но своим правом не воспользовался, медицинских документов, свидетельствующих о тяжести заболевания, не представил.
В апелляционной жалобе Ребров В.М. ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Судебная коллегия на основании ст.ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда пришла к выводу о наличии предусмотренных ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с п. 5.1 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок организации и проведения медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы и контрольного медицинского освидетельствования граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Таким образом, обязанность представить доказательства соблюдения приведенных законоположений возложена на административных ответчиков.
Из материалов дела усматривается, что указанная обязанность надлежащим образом не исполнена.
Установлено, что Ребров В.М, паспортные данные, состоит на воинском учете с февраля 2020 г, призывной комиссии адрес по результатам медицинского освидетельствования, проведенного 4 мая 2023 г, принято решение от 4 мая 2023 г. о призыве его на военную службу с установлением категории Б-3 годности к военной службе в связи с наличием у него заболевания, подпадающего под Расписание болезней - ст. 51 в (л.д. 27, 35, 36).
С указанным решением Ребров В.М. был не согласен.
Следовательно, призывная комиссия адрес, ОВК адрес по данному делу обязаны представить доказательства соблюдения в отношении фио требований Положения о военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565) (далее - Положение).
В соответствии с п. 3 Положения на военно-врачебную комиссию возлагается контроль за проведением обследования, лечения и освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу.
Согласно п. 4 Положения Военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Для проведения освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу или на военные сборы, граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы (далее - медицинский осмотр граждан, призванных на военную службу), граждан, не состоящих на военной службе и поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, граждан, изъявивших желание пройти и проходящих военную подготовку в военных учебных центрах при образовательных организациях, в военно-учебных заведениях по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, граждан, прошедших военную подготовку в военных учебных центрах при образовательных организациях, в военно-учебных заведениях по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса и оканчивающих образовательную организацию, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, а также контрольного освидетельствования граждан, получивших отсрочку и освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по заявке военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), военного комиссара субъекта Российской Федерации (далее - военный комиссар) выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием (п. 9 Положения).
С учетом приведенных законоположений и установленных обстоятельств в отношении фио, заявившего о своем несогласии с заключением о его годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, притом что в между данными медицинского обследования и медицинского освидетельствования имелись противоречия, по заявке военного комиссара ОВК адрес должно быть организовано выделение врачей по специальности, связанной с лечением выявленного у фио заболевания, а именно: болезней дыхания с незначительным нарушением функций, которое предусмотрено ст. 51 "в" Расписания болезней, утвержденного в Приложении N 1 к Положению о военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565).
К пункту "в" названной статьи указанного Расписания относятся: хронические заболевания бронхолегочного аппарата и плевры (в том числе хронический бронхит, хроническая обструктивная болезнь легких, центроацинарная эмфизема легких), нагноительные заболевания легких с дыхательной (легочной) недостаточностью I степени;
врожденные аномалии органов дыхания с дыхательной недостаточностью I степени.
Категория годности к военной службе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определяется в зависимости от степени дыхательной (легочной) недостаточности.
Степень дыхательной (легочной) недостаточности определяется в соответствии с таблицей 3.
Пунктом 22(2) Положения определено, что врачи-специалисты военного комиссариата, включенные в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации, осуществляют контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, в отношении которых призывной комиссией субъекта Российской Федерации принято решение о вызове на контрольное освидетельствование, граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.
Контрольное (повторное) освидетельствование указанных граждан осуществляется врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации из числа врачей-специалистов соответствующего военного комиссариата: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом. В случае невозможности привлечения к контрольному освидетельствованию врачей-специалистов соответствующего военного комиссариата, а также при необходимости проведения контрольного освидетельствования врачами-специалистами, специальности которых не указаны в настоящем абзаце, к контрольному освидетельствованию привлекаются врачи-специалисты, включенные в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации, выделяемые по заявке военного комиссара из медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения. Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара из числа врачей-специалистов соответствующего военного комиссариата назначается врач, руководящий работой по контрольному освидетельствованию граждан при призыве на военную службу.
Военные комиссары муниципального образования (муниципальных образований) обеспечивают явку граждан на контрольное освидетельствование.
Личные дела призывников, а также медицинские документы, характеризующие состояние здоровья граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, представляются военными комиссариатами муниципальных образований в призывную комиссию субъекта Российской Федерации.
По результатам контрольного освидетельствования граждан, указанных в абзаце первом настоящего пункта, врачами, руководящими работой по контрольному освидетельствованию граждан при призыве на военную службу, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение в соответствии с пунктом 18 настоящего Положения.
Результаты контрольного освидетельствования гражданина при призыве на военную службу вносятся в учетную карту призывника, карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, протокол заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации и в случаях, установленных настоящим пунктом, - в лист медицинского освидетельствования.
В случае невозможности вынесения заключения о категории годности к военной службе в ходе контрольного освидетельствования граждане на основании решения призывной комиссии субъекта Российской Федерации, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в контрольном освидетельствовании, направляются в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, на амбулаторное или стационарное обследование для уточнения диагноза увечья, заболевания.
Из материалов дела усматривается, что эти требования закона в отношении Ребров В.М. не соблюдены, поскольку выводы в решении суда о том, что "при осмотре врачами-специалистами вопросов патологии отмечено не было", фио не представлено медицинских документов, подтверждающих наличие расстройств после перенесенных заболеваний", опровергаются материалами дела, ссылки на которые приведены выше, а также данными медицинского освидетельствования фио, отраженными в листе медицинского освидетельствования от 3 мая 2023 г, в котором Реброву В.М. выставлен диагноз "хронический бронхит, вне обострения", однако при этом не усматривается, какова степень дыхательной недостаточности, не указано, специалистом в какой области является врач призывной комиссии адрес, установивший этот диагноз (л.д. 45-46).
Не дано оценки врачом-специалистом (психатром) и отраженному в листе записи заключительных (уточненных) диагнозов диагностированному у фио заболевания - гиперкинетическому расстройству поведения (F90.1) (л.д. 50-51).
Несогласие Ребров В.М. с заключением о его годности к военной службе при установленных конкретных обстоятельствах являлось основанием для организации его дополнительного медицинского освидетельствования с привлечением врача-специалиста (терапевта, пульмонолога), чего сделано не было.
При таком положении вывод суда в решении о полноте проведенного медицинского освидетельствования фио и отсутствии оснований для контрольного (повторного) освидетельствования нельзя признать основанным на установленных обстоятельствах и требованиях закона.
С другой стороны, доводы апелляционной жалобы подтверждены материалами дела и применительно к названным выше нормам права давали основания для удовлетворения административного иска.
Поэтому решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска в части признания незаконным решения призывной комиссии адрес от 4 мая 2023 г. в отношении фио о годности к военной службе. При этом за Ребровым В.М. должно быть признано право на контрольное медицинское освидетельствование в рамках следующей призывной кампании.
Руководствуясь ст.ст. 311, 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Черемушкинского районного суда адрес от 21 июня 2023 г. отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск Ребров В.М. удовлетворить.
Признать незаконным решение призывной комиссии адрес от 4 мая 2023 г. в отношении Реброва... о годности к военной службе; возложив на ОВК адрес обязанность при очередной призывной кампании реализовать право фио на дополнительное медицинское освидетельствование с привлечением врача-специалиста.
Настоящее апелляционное определение в соответствии с ч. 5 ст. 311 Кодекса административного судопроизводства РФ вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через Черемушкинский районный суд адрес в судебную коллегию по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.