Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего фио, судей фио, адресВ, при помощнике судьи Галан А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-673/2023 по административному исковому заявлению Казыева... к ФСИН России о признании незаконным и отмене решения об отказе в переводе в другое исправительное учреждение
по апелляционной жалобе ФСИН России на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 11 апреля 2023 г, заслушав доклад судьи фио,
УСТАНОВИЛА:
решением Замоскворецкого районного суда адрес от 11 апреля 2023 г. названный выше административный иск удовлетворен частично, постановлено: признать незаконным решение ФСИН России от 16 января 2023 г. об отказе Казыеву С.С. в удовлетворении заявления о переводе в исправительное учреждение, расположенное наиболее близко к месту жительства родственников, проживающих в адрес; обязать ФСИН России в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Казыева С.С. о переводе в исправительное учреждение, расположенное наиболее близко к месту жительства родственников, о чем незамедлительно сообщить суду, Казыеву С.С.
Рассматривая дело и разрешая спор по существу, суд исследовал заявленные основания иска, связанные с нарушением прав Казыева С.С. на надлежащее рассмотрение его заявления от 18 июля 2022 г, в котором он просил перевести его в исправительную колонию адрес из исправительного учреждения адрес.
Исследуя указанные обстоятельства применительно к нормам ст. 81 УИК Российской Федерации, регулирующих спорные правоотношения, суд рассмотрел дело в отсутствие сторон, оценил представленные доказательства и пришел к выводу о том, что Казыевым С.С. доказано нарушение его прав, так как ФСИН России необоснованно в своем решении об отказе в переводе ограничилась только указанием на ч. 4 ст. 73 УИК Российской Федерации, не приводя иных мотивов отказа в переводе.
В апелляционной жалобе ФСИН России ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Судебная коллегия на основании ст.ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда пришла к выводу о наличии предусмотренных ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При этом судебная коллегия исходила из следующего.
Из материалов дела усматривается, что заявление Казыева С.С. от 18 июля 2022 г. о переводе его для дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы из исправительной колонии адрес в исправительное учреждение того же типа в адрес, ближе к месту жительства его родственников, было рассмотрено ФСИН России, по результатам которого 16 января 2023 г. дан ответ об отсутствии правовых оснований для такого перевода, поскольку фио осужден приговором суда за совершение особо тяжких преступлений, включенных в ч. 4 ст. 73 УИК Российской Федерации, отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по адрес, где имеются условия для размещения указанной категории лиц (л.д. 6).
Выводы в решении ФСИН России об отсутствии исключительных обстоятельств для перевода основаны на материалах проверки, из которых следует, что фио осужден приговором Курганского областного суда от 31 января 2012 г. за совершение совокупности особо тяжких преступлений, включая бандитизм (ст. 209 ч. 2 Уголовного кодекса РФ), умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ст. 105 ч. 2 Уголовного кодекса РФ) на срок 18 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. Родственные связи: мать и сестра, проживающие в адрес. Условия содержания - облегченные (л.д. 16).
При таком положении вывод в решении суда о том, что заявление Казыева С.С. было рассмотрено формально, не соответствует обстоятельствам административного дела, поскольку проживание матери и сестры Казыева С.С. в адрес само по себе не относится к исключительным обстоятельствам для изменения места отбывания наказания лицу, совершившему преступления, включенные в перечень, предусмотренный ч. 4 ст. 73 УИК Российской Федерации.
Препятствий для отбывания наказания Казыевым С.С. в исправительной колонии, где он в настоящее время находится, по делу не установлено.
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 2-П, на которое суд сослался в решении, не раскрывает смысл нормы ст. 81 УИК Российской Федерации, подлежащей применению по данному делу.
При этом судом не дано оценки тому, что в административном исковом заявлении Казыевым С.С. не названы обстоятельства, которые по смыслу закона, требуют удовлетворения заявления о переводе.
В определении Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 562-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Украины фио на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 73 и частью второй статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" указано, что положения ч. 4 ст. 73 УИК Российской Федерации направлены на индивидуализацию наказания и дифференциацию условий его отбывания с учетом характера преступления, его опасности для защищаемых Конституцией Российской Федерации и уголовным законом ценностей, интенсивности, причин и иных обстоятельств его совершения, а также данных о лице, его совершившем, и тем самым создают предпосылки для достижения целей наказания, которыми согласно части второй статьи 43 УК Российской Федерации являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.
Также в упомянутом определении обращено внимание на то, что положения ч. 2 ст. 81 УИК Российской Федерации предусмотрены законодателем в рамках его полномочий, не выходят за пределы конституционно допустимых ограничений прав и свобод граждан и соотносятся с принципами дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения и средств исправления осужденных (статья 8 УИК Российской Федерации).
Более того, в настоящее время эти нормы приведены в соответствие с общепризнанными требованиями международного права.
Вопросы изменения места дальнейшего отбывания наказания урегулированы следующими законоположениями, которые подлежат применению с учетом целей правового регулирования.
Так, согласно ч. 2 ст. 81 УИК Российской Федерации перевод осужденного к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. По письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 настоящего Кодекса, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 настоящего Кодекса, а также осужденных, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, допускается по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы. Если окончание срока наказания осужденного может наступить в пути следования при его переводе из одного исправительного учреждения в другое, такой осужденный переводу в другое исправительное учреждение не подлежит. Порядок перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Частью 4 ст. 73 УИК Российской Федерации, на которую имеется ссылка выше, установлены правила определения места отбывания лишения свободы с учетом принципов дифференциации и индивидуализации наказаний.
А именно, в отношении осужденных за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей ст. 127.1, ст.ст. 205 - 206, 208 - 211, 275, 277 - 279, 281, частями первой, первой.1 и третьей ст. 282.1, частями первой, первой.1 и третьей ст. 282.2, ст. 317, частью третьей ст. 321, частью второй ст. 360 и ст. 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденных за иные преступления, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, осужденных к пожизненному лишению свободы, осужденных к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, действует специальная норма права - ч. 4 ст. 73 УИК Российской Федерации, в соответствии с которой такие осужденные направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с п. 9 Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое (утв. приказом Минюста России от 26.01.2018 N 17 по письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению ФСИН России при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденных за иные преступления, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, осужденных к пожизненному лишению свободы, осужденных к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, допускается по решению ФСИН России. Если окончание срока наказания осужденного может наступить в пути следования при его переводе из одного исправительного учреждения в другое, такой осужденный переводу в другое исправительное учреждение не подлежит.
Основанием для рассмотрения вопроса о переводе осужденных является заявление осужденных и (или) их родственников, обращение начальника исправительного учреждения, ликвидация или реорганизация исправительного учреждения, а также иные исключительные обстоятельства, препятствующие дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении, а также поступившее из федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, решение о реадмиссии или депортации в отношении осужденного иностранного гражданина или лица без гражданства (п. 11 Порядка).
Решение о переводе осужденного принимается ФСИН России на основании мотивированного заключения территориального органа УИС о переводе (далее - заключение о переводе) (п. 13 Порядка).
В заключении о переводе должны содержаться следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии) осужденного; место регистрации до ареста; гражданство; сведения о судимостях; отбывал ли ранее наказание в местах лишения свободы; дата вынесения судом приговора, каким судом вынесен приговор, статья(и) Уголовного кодекса Российской Федерации, по которой(ым) осужденный привлечен к ответственности, назначенный срок и вид наказания, режим исправительного учреждения, информация о вступлении приговора суда в законную силу; начало и конец срока наказания; в отношении осужденных, подлежащих направлению в тюрьму, - назначенный срок отбывания наказания в тюрьме; начало и конец срока отбывания наказания в тюрьме - в отношении осужденных, подлежащих переводу из тюрьмы в исправительную колонию; номер исправительного учреждения, в котором содержится осужденный; информация об исправительных учреждениях (СИЗО УИС), в которых содержался осужденный до прибытия в данное исправительное учреждение, с указанием оснований перемещения; сведения о том, на каком виде специального и профилактического учета состоит или состоял; информация об отсутствии (наличии) у осужденного противопоказаний для отбывания наказания в отдельных местностях Российской Федерации в соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний.
Заключение о переводе утверждается начальником территориального органа УИС либо лицом, его замещающим.
Утвержденное территориальным органом УИС заключение о переводе с материалами направляется во ФСИН России.
К заключению о переводе должны прилагаться: характеристика; справка о поощрениях и взысканиях; письменное заявление осужденного на перевод (за исключением случаев реорганизации или ликвидации исправительного учреждения) либо письмо начальника исправительного учреждения, согласованное начальником территориального органа УИС либо лицом, его замещающим; при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении, - справка оперативного управления (отдела, группы) территориального органа УИС с указанием мер, принятых территориальным органом УИС для устранения обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении; справка медико-санитарной части (филиала медико-санитарной части) ФСИН России (п. 15 Порядка).
Территориальный орган УИС не позднее шести дней от даты получения материалов из соответствующего учреждения УИС утверждает заключение о переводе, а при необходимости перевода осужденного в исправительное учреждение другого территориального органа УИС направляет заключение о переводе и материалы к нему во ФСИН России. В случае изменения решения суда в отношении осужденных, материалы на которых рассматриваются во ФСИН России, территориальный орган УИС незамедлительно информирует об этом Главное оперативное управление ФСИН России и Управление исполнения приговоров и специального учета ФСИН России.
Копия заключения о переводе помещается в личное дело осужденного (п. 16 Порядка).
По смыслу приведенных законоположений заявление о переводе в другое исправительное учреждение осужденного, относящегося к категории лиц, предусмотренных ч. 4 ст. 73 УИК Российской Федерации, не является для ФСИН России безусловным основанием для его удовлетворения, если в нем отсутствуют указания на исключительные обстоятельства, предусмотренные ч. 2 ст. 81 УИК Российской Федерации, препятствующие дальнейшему отбыванию наказания в исправительном учреждении, изначально определенном в установленном законом порядке (ст. 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) органами ФСИН России.
В частности закон требует, с одной стороны, чтобы имелся существенный повод для перевода в виде исключительных обстоятельств, перечень которых является открытым, то есть наличие таких факторов, при которых отказ в переводе осужденного для дальнейшего отбывания наказания в другую исправительную колонию того же вида создаст реальную угрозу нарушения его прав.
С другой стороны, необходимым условием для удовлетворения административного иска является реальная возможность у ФСИН России осуществления такого перевода, под которой понимается как присутствие свободных мест в другом исправительном учреждении того же вида, так и возможность соблюдения требований безопасности при этапировании, конвоировании и дальнейшем содержании осужденного, имея в виду повышенную социальную опасность лиц, поименованных в ч. 2 ст. 81 адрес кодекса РФ Российской Федерации, связанную с характером совершенного ими преступления (похищение человека, торговля людьми, преступления террористического характера, участие в незаконных вооруженных формированиях, вооруженном мятеже, диверсиях, посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов, иных преступлений против основ конституционного строя и безопасности).
Кроме того, применительно к ч. 2 ст. 81 адрес кодекса РФ Российской Федерации имеет значение личность осужденных за иные преступления, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных.
К таким лицам относятся и осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы.
При этом решение ФСИН России по спорному вопросу в любом случае должно приниматься на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека, как это предусмотрено ст. 1 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации", создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях (п. 2 ст. 13 названного Закона).
Поэтому открытый перечень исключительных обстоятельств, в который по смыслу закона, придаваемому ему судебной практикой, включается невозможность поддержания родственных связей, наделяет административного истца правом назвать причины, по которым реализация его права на встречу с близкими родственниками невозможна именно ввиду значительной отдаленности их друг от друга, но вместе с тем и обязывает административного истца представить обоснование, что такие встречи действительно возможны в другом исправительном учреждении и необходимы для его исправления (например, переписка с близкими родственниками, в которой последние выражают желание на посещение осужденного, но не могут приехать в силу конкретных обстоятельств, иные доказательства, подтверждающие характер и устойчивость родственных связей, оказание взаимной поддержки, а также документы о состоянии здоровья, возрасте, материальном положении осужденного и его родственников).
Между тем такие исключительные обстоятельства Казыевым С.С. в административном исковом заявлении не названы, притом что в нем не учитывается, что для административного истца, который относятся к осужденным, перечень которых содержится в ч. 4 ст. 73 УИК Российской Федерации, недостаточно указания на проживание его близких родственников в другом субъекте Российской Федерации, как это предусмотрено для иных категорий осужденных, поименованных в ч.ч. 1, 2, 3 названной статьи.
Более того, повторное рассмотрение ФСИН России того же вопроса, как это признал суд в настоящем деле, не принимает во внимание разъяснения, которые даны в п. 26 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Согласно данным разъяснениям, если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 КАС РФ, статья 16 АПК РФ).
Однако по данному делу судом первой инстанции не установлено обстоятельств, на которые ссылался административный истец, и которые бы не получили оценки в решении ФСИН России по спорному вопросу.
Не названа в решении суда и правовая позиция, которую должен принять во внимание ФСИН России при повторном рассмотрении обращения административного истца.
Поэтому решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311, 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 11 апреля 2023 г. отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Казыева... к ФСИН России о признании незаконным и отмене решения об отказе о переводе в другое исправительное учреждение отказать.
Настоящее апелляционное определение в соответствии с ч. 5 ст. 311 Кодекса административного судопроизводства РФ вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через Замоскворецкий районный суд адрес в судебную коллегию по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.