Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего фио, судей фио, адресВ, при помощнике судьи Галан А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1208/2023 по административному исковому заявлению Гудкова... к Министерству юстиции РФ о признании незаконным и отмене решения о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязании исключить данные сведения из реестра
по апелляционной жалобе представителя фио - Альдаева А.А. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 30 мая 2023 г, заслушав доклад судьи фио, выслушав объяснения представителя Министерства юстиции РФ - фио, полагавшего решение суда законным и обоснованным,
УСТАНОВИЛА:
решением Замоскворецкого районного суда адрес от 30 мая 2023 г. в удовлетворении названного выше административного иска отказано.
Рассматривая дело и разрешая спор по существу, суд исследовал заявленные основания иска, связанные с нарушением прав фио оспариваемым распоряжением Министерства юстиции РФ от 10 февраля 2023 г. (далее - Распоряжение), поскольку оно является политически мотивированным, повлекло вмешательство в его права и свободы на выражение мнения, умаляет достоинство административного истца.
Исследуя указанные обстоятельства, суд принял во внимание объяснения представителей сторон, оценил представленные доказательства, и дал им оценку с учетом установленных законом критериев иностранного агента, определений форм политической деятельности.
В апелляционной жалобе представителя фио ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Судебная коллегия на основании ст.ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражения на нее, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда пришла к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
При этом судебная коллегия исходила из следующего.
Суду представлено распоряжение Министерства юстиции РФ от 10 февраля 2023 г. N 161-р о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, фио
Из содержания Распоряжения видно, что оно вынесено зам. министра Министерства юстиции РФ фио в соответствии с ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (л.д. 53).
Названный Федеральный закон (нормы которого приведены в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), как следует из его содержания, предусматривает правовое регулирование, допускающее признание физического лица выполняющим функции иностранного агента в случае, если оно получает поддержку и (или) находится под иностранным влиянием в иных формах, осуществляя деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона.
В статье 2 названного Федерального закона под иностранным влиянием, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимается предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами.
Перечень иностранных источников приведен в ст. 3 того Закона и включает как иностранные государства, так и их органы публичной власти, организации (международные и иностранные), иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранные структуры, иные лица, перечень которых содержится в данной норме права.
В ст. 4 названного Федерального закона даны признаки политической деятельности, согласно которым таковой признается деятельность в определенных сферах, включая сферу государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, их решения и действия.
Данной нормой права также определены и формы осуществления политической деятельности, в частности - распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" в целях ведения единого реестра уполномоченному органу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предоставляются сведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (за исключением результатов оперативно-разыскной деятельности), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Сведения, необходимые для ведения единого реестра, предоставляются уполномоченному органу иными государственными органами и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" в случае выявления лица, действующего в качестве иностранного агента, которое не подало заявление, предусмотренное частью 1 или 2 настоящей статьи, уполномоченный орган принимает решение о включении такого лица в реестр в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня выявления, о чем уведомляет такое лицо в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (ч. 7).
Решение о включении в реестр сведений об иностранном юридическом лице, иностранной структуре без образования юридического лица принимается уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (ч. 8).
Решение уполномоченного органа о включении в реестр может быть обжаловано в суд (9).
В соответствии с этим Министерство юстиции РФ представило доказательства того, что в его адрес поступили материалы из Роскомнадзора и из Главного управления по противодействию экстремизма МВД России в отношении фио, свидетельствующие о его участии в период с февраля 2022 г. по февраль 2023 г. в такого рода политической деятельности в форме распространения его мнения о принимаемых государственными органами Российской Федерации решениях и проводимой ими политике, в частности распространение Гудковым Д.Г. через свой телеграм-канал, социальные сети..,..,..,... информации об организациях и лицах, признанных в Российской Федерации иностранными агентами, таких как ООО "... ", "... ", "... ", фио, высказывание мнений о.., развязанной определенными лицами в Российской Федерации, ее предполагаемых масштабах (бомбить Варшаву?), создании в Российской Федерации партии войны, видении мира Россией "через дула танков", нападении России на... под видом "принуждения к миру".
Данные факты подтверждены исследованными судом доказательствами и применительно к названным выше нормам права давали основания для отказа в удовлетворении административного иска, дополнительно принимая во внимание то, что сам Гудков Д.Г. не подал заявление в порядке ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", определяющей, что лицо, намеревающееся действовать в качестве иностранного агента, обязано до начала своих действий подать в уполномоченный орган заявление о включении его в реестр.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить, ссылаясь на несогласие с ним фио по мотивам недоказанности установленных судом обстоятельств, нарушение и неправильное применение закона, включая принцип равенства, а также указывает на недопустимость вмешательства, обусловленного политической мотивацией, в право на свободу выражения мнения и на частную жизнь.
Однако доводы апелляционной жалобы преимущественно сводятся к цитированию закона без их связи с конкретными обстоятельствами, которые бы подтверждали нарушения, о которых заявлено в жалобе.
При этом заявитель, не отрицая политическую деятельность фио, не оспаривает правильность установленных судом первой инстанции обстоятельств выражения фио мнения по указанным выше темам, которые в смысле, определяемом Федеральным законом от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", имеют признаки политической деятельности, содержание которых раскрыто выше.
Доводы жалобы о том, что применение к Гудкову Д.Г. норм указанного Федерального закона нарушает принцип равенства, основано на неправильном понимании этого принципа, поскольку какой-либо дискриминации в отношении административного истца не допущено.
В апелляционной жалобе заявитель также утверждает, что сбор информации в отношении фио явился необоснованным вмешательством в его право на уважение частной жизни.
Однако это утверждение не учитывает, что такая информация распространялась самим фио и находилась в общем доступе.
Умаление достоинства личности фио заявитель жалобы связывает с политической мотивацией, не учитывая, что решение суда по данному делу основано исключительно на достоверных фактах, которые получили оценку только в пределах регулирования Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Руководствуясь ст. 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 30 мая 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение в соответствии с ч. 5 ст. 311 Кодекса административного судопроизводства РФ вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через Замоскворецкий районный суд адрес в судебную коллегию по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.