Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Тиханской А.В., Пильгановой В.М., при секретаре Аликсиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи по докладу судьи Тиханской А.В. административное дело N2а-1505/2022 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика ФСИН России по доверенности фио на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 13 декабря 2022 года, которым постановлено:
признать незаконным ответ ФСИН России N ог12-55548 от 03.11.2021 об отказе Сайберту фио в переводе в иное исправительное учреждение, расположенное наиболее близко к месту жительства родственников.
обязать ФСИН России в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Сайберта фио о его переводе в иное исправительное учреждение, расположенное наиболее близко к месту жительства родственников.
В удовлетворении остальной части иска отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратился с административным исковым заявлением к ФСИН России и просил признать незаконным решение ФСИН России от 03.11.2021 года, выразившееся в отказе перевести его для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение адрес, возложить обязанность устранить допущенные нарушения, взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в размере сумма Требования административного иска мотивированы тем, что фио осужден приговором Ленинского районного суда адрес. Для отбывания наказания был направлен в ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по адрес Его мать и дочери проживают в адрес, который находится на значительном удалении от места отбывания наказания. Данное обстоятельство является препятствием к реализации права на свидания. Административный истец неоднократно обращался с заявлением о переводе в исправительное учреждение, расположенное в адрес, в доступной близости к месту жительства родственников, однако получил отказ, который нарушает его права.
Административный истец фио в судебном заседании требования административного иска поддержал.
Представитель административного ответчика по доверенности фио в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, с которым не согласен представитель административного ответчика, им подана апелляционная жалоба со ссылкой на неправильное применение норм материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав возражения на апелляционную жалобу административного истца, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки не уведомившего, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом и следует из материалов дела, фио до ареста проживал в адрес, осужден 01.07.2011 года Ленинским районным судом адрес к 14 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Начало срока 01.07.2011 года, конец срока - 14.09.2024 года.
Родственники административного истца - мать, брат, две дочери, проживают в адрес.
После вступления приговора в законную силу фио направлен для отбывания наказания в ФКУ ИК - 3 ГУФСИН России по адрес по указанию ФСИН России от 23.05.2011 года N исх-12-9499-05, с учетом наличия условий для размещения осужденных - бывших работников судов и правоохранительных органов.
В 2021 году фио а также его родственники обратились в ФСИН России с заявлением о переводе в исправительное учреждение, расположенное наиболее близко к месту жительства родственников - ФКУ ИК - 25 ГУФСИН России по адрес.
03.11.2021 года ФСИН России по результатам рассмотрения обращения фио отказала в переводе сославшись на то, что ФКУ ИК - 3 ГУФСИН по адрес, где в настоящее время содержится административный истец, и ФКУ ИК - 25 ГУФСИН России по адрес равно удалены от места проживания его родственников, в связи с чем оснований для перевода фио в другое исправительное учреждение не имеется.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд, проанализировав расстояние исправительного учреждения, в котором фио отбывает наказание, и исправительного учреждения в адрес от места жительства близких родственников осужденного, установил, что исправительная колония адрес наиболее приближена к адрес, кроме того находится в транспортной доступности, вместе с тем суд не установилоснований для взыскания в пользу административного истца компенсации.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения; оснований не согласиться с ними не имеется.
Так, действующий правопорядок предусматривает, что заключенный вправе рассчитывать на поддержание социально-полезных связей, контактов с внешним миром.
В соответствии со статьей 81 УИК РФ (в редакции ред. Федерального закона от 01 апреля 2020 года N 96-ФЗ) по письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 настоящего Кодекса, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного. Перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 настоящего Кодекса, а также осужденных, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, допускается по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы.
Приказом Минюста России от 26 января 2018 года N 17 утвержден Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое (далее - Порядок), абзацем третьим пункта 9, пунктами 13, 16-17 которого также предусмотрено, что по письменному заявлению осужденного либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению ФСИН России при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного; определено, что перевод осуществляется в исправительные учреждения, расположенные на территории других субъектов Российской Федерации, по решению ФСИН России на основании мотивированного заключения территориального органа УИС о переводе (далее - заключение о переводе); установлены сроки подготовки материалов по этому вопросу, утверждения заключения и его передачи во ФСИН России для разрешения по существу.
Исследуя вопрос удаленности исправительной колоний, расположенной в адрес, от места жительства родственников осужденного фио, суд пришел к верному выводу о том, что прямое сообщение от исправительной колонии, расположенной в адрес до адрес отсутствует, в связи с чем исправительная колония соответствующего типа для осужденного фио, расположенная в адрес, наиболее доступна для проезда родственников на свидания с административным истцом.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, закон, подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям; верно распределил бремя доказывания между сторонами; принял применительно к пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ законное решение о частичном удовлетворении требований, обоснованно обязал ФСИН России повторно рассмотреть заявление фио о переводе осужденного и установилдля этого разумно-определенный срок.
Судебная коллегия отмечает, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы, просьба фио была удовлетворена, и он переведен для отбытия наказания в ИК-25 ГУФСИН России по адрес.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу; по сути, повторяют правовую и процессуальную позицию ФСИН России в суде первой инстанции и направлены на переоценку доказательств и правильно установленных по делу фактических обстоятельств.
В то же время правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по административному делу доказательств в настоящем случае согласно закону отсутствуют; оценка собранных по делу доказательств произведена судом по правилам статьи 84 КАС РФ и является надлежащей.
Несогласие административного ответчика с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, то обстоятельство, что выбор места отбытия наказания для осужденного не являлся произвольным, не освобождает орган исполнения наказания от рассмотрения возможности отбытия наказания фио в аналогичном исправительном учреждении в максимальном приближении к месту жительства близкого родственника. Ограничения в правах человека и гражданина лиц, совершивших преступления, в связи с применением к ним уголовного наказания в виде лишения свободы в качестве меры государственного принуждения не предполагают разрыва семейных связей осужденных во время отбывания ими наказания.
Доводам административного ответчика о равнозначной удаленности исправительной колонии, в которой отбывает наказание административный истец, и колонии в адрес от места жительства родственников административного истца, суд дал надлежащую оценку, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. По материалам административного дела безусловных оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены решения суда также не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 13 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика ФСИН России по доверенности фио - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное определение изготовлено 11 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.