Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лукашенко Н.И., судей фио, фио, при секретаре Нагорном А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N 2а-902/2022 по апелляционной жалобе административного истца Соболь А.И. на решение Черемушкинского районного суда адрес от 05 октября 2022 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления Соболь Анастасии Ивановны к ГУФСИН России по адрес, ФСИН России, ФКУ СИЗО-6 ГУФСИН России по адрес, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
фио А.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ГУФСИН России по адрес, ФКУ СИЗО-6 ГУФСИН России по адрес, Министерству финансов Российской Федерации и просила взыскать компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в размере сумма за каждый месяц содержания под стражей, что на дату составления административного иска составляет сумма
Требования мотивированы тем, что с 21 декабря 2019 года Соболь А.И. содержалась в ФКУ СИЗО-6 ГУФСИН России по адрес.
В карантинной камере Соболь А.И. подвергалась риску заражения заболеваниями, поскольку содержалась совместно с женщинами, которыми не были получены результаты анализов.
С 26 декабря 2019 года Соболь А.И. содержалась в различных камерах, карцере, где условия содержания являлись ненадлежащими: не имелось необходимой мебели, питьевой и горячей воды, лекарственных препаратов, достаточной вентиляции и освещения; питание являлось плохого качества, порции меньше установленного норматива; санитарные нормы площади не соответствовали количеству находящихся людей. Кроме того, она содержалась в камере с лицами, которые курили.
Решением Черемушкинского районного суда адрес 05 октября 2022 года в удовлетворении требований Соболь А.И. отказано.
Административным истцом Соболь А.И. подана апелляционная жалоба на решение, в которой она выражает несогласие с судебным актом, полагая, что имелись основания для взыскания компенсации.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения представителя административного ответчика фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущены и выражаются в следующем.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что Соболь Анастасия Ивановна, паспортные данные, содержалась в ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по адрес с 21 декабря 2019 года.
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее Федеральный закон N103-ФЗ), Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189 (далее - Правила). Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. В следственном изоляторе устанавливается распорядок дня с учетом наполняемости следственного изолятора, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств. Распорядок дня включает в себя время подъема, отбоя, приема пищи, участия в следственных действиях и судебных заседаниях, прогулок и т.д.
Статьей 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии с п. 13 Приказа Минюста России от 14 октября 2005 года N189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" принятым в следственном изоляторе подозреваемым и обвиняемым предоставляется информация о правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, распорядке дня, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб, а также о возможности получения психологической помощи. Указанная информация может предоставляться подозреваемым и обвиняемым как в письменном виде, так и устно.
При поступлении в СИЗО-6 согласно п. 13 Правил Соболь А.И. под роспись была предоставлена информация о ее правах и обязанностях, распорядке дня, режиме содержания под стражей, о порядке применения мер взыскания, о порядке подачи предложений, заявлений и жалоб, а также о возможности получения психологической помощи. В последующем такого рода информация регулярно предоставляется подозреваемым и обвиняемым по радио, во время посещения камер сотрудниками, на личном приеме подозреваемых и обвиняемых начальником следственного изолятора и уполномоченными им лицами. Подозреваемым и обвиняемым по их просьбе выдаются во временное пользование Правила следственного изолятора. В каждой камере на стене вывешивается информация об основных правах и обязанностях подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственном изоляторе, а также распорядок дня.
В соответствии с приказом Минюста России от 17 октября 2005 года N 189 "Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" при поступлении в следственный изолятор подозреваемые и обвиняемые проходят первичный медицинский осмотр и санитарную обработку. Первичный медицинский осмотр, а также необходимое обследование осуществляет дежурный врач (фельдшер) следственного изолятора с целью выявления больных, требующих изоляции и (или) оказания неотложной медицинской помощи. Результаты осмотра, проведенных лечебно-диагностических мероприятий вносятся в медицинскую амбулаторную карту.
Подозреваемые и обвиняемые на добровольной основе проходят первичное психодиагностическое обследование, результаты которого заносятся в Журнал учета подозреваемых и обвиняемых, прошедших психологическое обследование (п.16).
Подозреваемые и обвиняемые, прошедшие санитарную обработку, получают постельные принадлежности, а при необходимости одежду установленного образца. В обязательном порядке переодеваются подозреваемые и обвиняемые, поступившие в форменной одежде военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов. При необходимости переодеваются работники других служб. После проведения полного личного обыска, досмотра личных вещей, дактилоскопирования, фотографирования, первичного медицинского осмотра, санитарной обработки и оформления учетных документов лица, прибывшие в следственный изолятор, размещаются по камерам карантинного отделения, где проходят медицинское обследование. В соответствии со статьей 79 УИК подозреваемые, обвиняемые, осужденные помещаются в карантинное отделение до 15 суток.
На основании Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2017 года N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы" медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным оказывается медицинскими работниками безотлагательно, в том числе при необходимости, ими вызывается бригада скорой медицинской помощи.
В ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по адрес на ежедневной утренней проверке дежурный фельдшер осуществляет обход режимных корпусов с целью оценки санитарного состояния. На утренней проверке медицинский сотрудник, закрепленный за режимным корпусом, осуществляет телесный осмотр на предмет выявления телесных повреждений, при этом используется ширма, предотвращающая обзор просмотра посторонними лицами.
На диспансерном учете в филиале "Медицинская часть N 6" ФКУЗ МСЧ -77 ФСИН России Соболь А.И. не состояла.
Из материалов дела следует, что Соболь А.И. была помещена в карантинное отделение, где также находились иные подозреваемые и обвиняемые.
Нахождение Соболь А.И. совместно с лицами, у которых еще не были готовы результаты анализов, однако это не повлекло каких-либо негативных последствий для нее, у Соболь А.И. не было выявлено каких-либо заболеваний, поэтому доводы административного истца о нарушении ее прав являются несостоятельными.
Административный истец указала на отсутствие в следственном изоляторе необходимых лекарственных препаратов, однако данный довод является голословным, не подтвержденным доказательствами по делу; фактов неоказания Соболь А.И. медицинской помощи, не представления лекарственных препаратов не установлено.
Согласно п. 2 Правил внутреннего распорядка в следственных изоляторах устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, Правилами внутреннего распорядка и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона от 15 июля 1995 года 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих. Отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся: лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, органов принудительного исполнения Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, военнослужащими и сотрудниками войск национальной гвардии Российской Федерации.
Из вышеприведенного следует, что размещение курящих от некурящих производится по возможности. Из материалов дела не следует, что размещение в камере с курящими для Соболь А.И. повлекло негативные последствия, фактов обращения за медицинской помощью, в то числе ввиду наличия аллергии от табачного дыма, не имелось.
Также не имеется доказательств наступления для Соболь А.И. какого-либо вреда от вдыхания запаха краски, которой покрывали стены соседней камеры.
Из материалов дела также следует, что все камеры оборудованы в соответствии с Нормами проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России" СП 247.1325800.2016, Федеральным законом от 15 июля 1995 года 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также в соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N189 (далее - ПВР СИЗО).
Согласно ст.23 Федерального закона от 15 июля 1995 года 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Производится выдача уборочных принадлежностей, инвентаря и дезинфицирующих средств в камеры (на основании устных и письменных заявлений), места общего пользования, производственные участки.
В соответствии с п.1 Правил спецконтенгент обязан соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать одежду и постельные принадлежности в чистоте и порядке, содержать в чистоте камеру, в том числе санузел, подметать и мыть пол в камере, производить уборку камерного санузла, прогулочного двора по окончании прогулки; мыть бачок для питьевой воды; проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности, установленной администрацией учреждения. Регулярно проводится дезинсекция, дератизация камер и вывоз ТБО. Используются современные средства, разрешенные органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы в установленном порядке. Для предупреждения появления насекомых и грызунов на - территории, в производственных, складских и подсобных помещениях столовой (пищеблока) соблюдается санитарный режим.
Согласно п. 45 Правил санитарная обработка подозреваемых и обвиняемых проводится в соответствии с графиком санитарной обработки, не реже одного раза в 7 дней не менее 15 минут. При проведении санитарной обработки осуществляется замена постельного белья. После каждой помывки помещение душевой обрабатывается дезинфицирующим средством. График проведения санобработки составляется на месяц и утверждается начальником учреждения. Термическая обработка одежды и постельных принадлежностей в прожарочных шкафах, расположенных в помещениях санпропускников каждого режимного корпуса. Оборудование душевых помещений находится в технически исправном состоянии. Санитарная обработка камерного помещения производится в случае выявлении инфекционных болезней в камере, по предписанию санитарного врача раствором дезинфекционного средства сотрудниками медицинской части.
ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по адрес заключены следующие государственные контракты: N 34 от 18 апреля 2019 года на оказание дезинфекционных мероприятий с ООО "Служба санитарной оценки объектов"; N 12 от 05 февраля 2020 года на оказание дезинфекционных мероприятий с ООО "Служба санитарной оценки объектов"; N 11 от 01 февраля 2021 года на оказание дезинфекционных мероприятий с ИП фио; N 16 от 25 марта 2022 года на оказание дезинфекционных мероприятий с ООО "Прайм энд Стандарт Кампани", что свидетельствует о необоснованности доводов административного истца о наличии насекомых.
Приказом Минюста России от 04 сентября 2006 года N 279 "Об утверждении наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы" предусмотрено, что в специальных (режимных) зданиях стены, выходящие в запретную зону и за пределы объекта, строятся капитальными, толщиной не менее 38 см, армируются металлической решеткой и блокируются охранными извещателями. Оконные решетки в специальных (режимных) зданиях выполнены из круглой стали диаметром не менее 20 мм и поперечных полос с сечением не менее 60x12 мм. Размеры ячеек решеток - не более 100x200 мм. Анкера для крепления решеток заделываются в кладку стен не менее чем на 150 мм. Форточка размером 220x180 мм устраивается на высоте 1, 0 м от уровня пола. Форточка открывается в сторону коридора и закрывается замком вагонного типа. В горизонтальном положении она удерживается ограничителем. Форточка укрепляется металлическим уголком по всему контуру так, чтобы сквозные щели между форточкой и дверью отсутствовали.
Во исполнение п. 42 Правил все камеры СИЗО-6 оборудованы системой рабочего (дневного) и дежурного (ночного) освещения.
В соответствии с п. 19.28 приказа МинСтрой России от 15 апреля 2016 года N 245/пр "Об утверждении свода правил "Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" управление дежурным освещением производится с поста оператора СОТ, а рабочим - выключателями, установленными вне камер.
Для дежурного освещения используются светильники (патроны) с компактными люминесцентными или светодиодными энергосберегающими лампами устанавливаемые над дверью.
Для рабочего освещения установлены светильники на потолке.
Работа освещения осуществляется в соответствии с распорядком дня для лиц, содержащихся под стражей, и зависит от времени подъема и отбоя спецконтингента.
Подъем осуществляется в 06:00 часов, отбой в 22:00 часа в будние дни.
Подъем осуществляется в 07:00 часов, отбой в 23:00 часа в выходные дни.
Жалоб и заявлений со стороны спецконтингента, в том числе от Соболь А.И, а также актов прокурорского реагирования в адрес учреждения по вопросу работы освещения не поступало.
Доводы административного истца о том, что ночью в камерах горит свет, что мешает сну, являются безосновательными, так как согласно Правилам внутреннего распорядка камеры следственного изолятора должны быть оборудованы светильниками ночного освещения.
Из вышеприведенного следует, что освещение соответствует "Нормам проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России" СП 15-01. Оконные проемы оборудованы металлической решеткой, деревянными рамами для обеспечения изоляции подозреваемых и обвиняемых.
В силу примечаний к таблицам N 6, 9 Нормами проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России" СП 247.1325800.2016 камера обеспечивается из расчета одним унитазом и умывальником на 10 чел.
Отопление камер ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по адрес осуществляется централизованно от тепловых сетей ПАО "МОЭК", посредством теплового пункта. Проверка и испытание исправности системы теплоснабжения осуществляется указанной организацией ежегодно с составлением акта о готовности абонента к отопительному сезону. Регулирование и управление технологическими параметрами работы теплового пункта обеспечивается системой автоматизацией, что позволяет устанавливать температуру теплоносителя согласно температурного графика. Параметры тепловой сети ежечасно фиксируются в эксплуатационном журнале ЦТП. Система отопления находится в исправном состоянии. Температурный режим нарушен не был, микроклимат в камерных помещениях соответствует необходимым нормам. Расчетная температура воздуха в помещениях в самый холодный период года составляет +20°С. Электропроводка камер для содержания спецконтингента находится в удовлетворительном состоянии, и обеспечивают исправную подачу электроэнергии для необходимого электроснабжения.
ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по адрес подключено к системе центрального отопления.
Согласно п. 3.5 Контракта теплоснабжения "Теплоснабжающая организация" осуществляет определение объема тепловой энергии и теплоносителя, расходуемых потребителем для целей горячего водоснабжения.
Согласно п. 1. Приложения N 9 контракта теплоснабжающая организация поставляет тепловую энергию и теплоноситель Потребителю в количестве, указанном в контракте, и с учетом тепловых нагрузок в объеме определенным контрактом по каждой точке поставки, в течение периода, продолжительность которого определяется уполномоченными органами, кроме перерывов, в частности для проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию сетей при уведомлении Потребителя за 10 рабочих дней.
ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по адрес с ПАО "МОЭК" заключены следующие государственные контракты на теплоснабжение: N 05.408567кТЭ/14 от 03 марта 2022 года; N 05.408567кТЭ/12 от 04 февраля 2021 года; N 05.408567кТЭ/7 от 20 января 2020 года; N 05.408567кТЭ/8 от 12 февраля 2019 года, что свидетельствует о поддержании температуры в пределах нормы.
Также из материалов дела следует, что камеры оборудованы естественной приточно-вытяжной и принудительной вентиляцией. Проветривание помещений камер осуществляется дополнительно при выводе спецконтингента ежедневно на прогулку не менее одного часа, кроме того, в случае необходимости, поступление свежего воздуха осуществляется через форточку оконных проемов. В процессе эксплуатации инженерных систем и технологического оборудования, регулярно проводится необходимый плановый и внеплановый ремонт, ревизия и техническое обслуживание сетей водопровода, канализации, теплоснабжения, электроснабжения и вентиляции.
Приточно-вытяжная система вентиляции режимных корпусов состоит из 34 вентиляторов различной величины, что способствует 15-17 кратному воздухообмену камерных помещений в час. Данная норма кратности воздухообмена помещений полностью соответствует СНиП 2.08.01-89 и ГОСТ 30494-96.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в камерах отопления, достаточной вентиляции.
Питание в следственном изоляторе организовано в соответствии с требованиями Приказа Минюста России от 26 февраля 2016 года N 48 "Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время", Постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время".
Качество приготовления пищи ежедневно проверяется медицинским работником и дежурным помощником начальника следственного изолятора, в том числе полнота производимой закладки продуктов питания, а также ответственным от руководства учреждения.
На основании Приказа Министерства Юстиции Российской Федерации от 02 августа 2005 года N 125 "Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время" в учреждении организовано питание по следующим нормам: минимальная норма питания для осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях ФСИН на мирное время (мужчины, женщины); норма питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН, на мирное время (мужчины, женщины, несовершеннолетние, беременные женщины).
После приготовления пищи с каждого котла снимается проба готового блюда медицинским работником и дежурным помощником начальника следственного изолятора. Далее пробы готовых блюд хранятся в специальной таре в холодильнике при температуре 0 - +2°С в течение 72 часов.
Судом учтено, что со стороны административного истца не имелось замечаний относительно качества еды и размера порций, что в том числе свидетельствует об отсутствии нарушений прав административного истца.
Согласно п. 43 Приказа Минюста России от 14 октября 2005 года N189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" в каждой камере имеются электрические чайники, предназначенные для нагрева воды, которыми пользуется спецконтингент, а также столы.
Наличие в камере холодильника обусловлено только наличием возможности, поэтому его отсутствие в камере не является нарушением условий содержания.
Частое перемещение Соболь А.И. из одной камеры в другую не нарушили права административного истца ввиду того, что данная мера носила вынужденных характер, действия сотрудников учреждения при перемещении административного истца были направлены на улучшение условий содержания последней.
Из материалов дела следует, что Соболь А.И. содержалась в следующих камерах:
- камере N 109 площадью 16 кв.м, рассчитана на 4 чел.; согласно журналу количественной проверки в камере содержалось не более 4 чел, на каждого приходилось по 4 кв.м.;
- камере N 214 площадью 49, 2 кв.м, рассчитана на 14 чел.; согласно журналу количественной проверки в камере содержалось не более 14 чел, по числу лиц содержащихся в период указанного истцом на каждого человека приходилось по 3, 51 кв.м.;
- камере N 104 площадью 78, 1 кв.м, рассчитана на 30 чел.; согласно журналу количественной проверки в камере содержалось не более 19 чел, на каждого человека приходилось по 4, 11 кв.м.;
- камере N 116 площадью 15, 6 кв.м, рассчитана на 4 чел.; согласно журналу количественной проверки в камере содержалось не более 4 чел, на каждого человека приходилось по 3, 9 кв.м.;
- камере N 118 площадью 15, 1 кв.м, рассчитана на 3 чел.; согласно журналу количественной проверки в камере содержалось не более 3 чел, на каждого человека приходилось по 5, 33 кв.м.;
- камере N 213 площадью 49, 3 кв.м, рассчитана на 20 чел.; согласно журналу количественной проверки в камере содержалось не более 7 чел, на каждого человека приходилось по 7, 42 кв.м.
- камере N 202 площадью 79, 1 кв.м, рассчитана на 38 чел.; согласно журналу количественной проверки в камере содержалось не более 26 чел, по числу лиц содержащихся в период указанного истцом на каждого человека приходилось по 3, 04 кв.м.
30 июля 2021 года от подозреваемой Соболь А.И. поступило заявление об отказе в приеме пищи
В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 15 июля 1995 года 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" при установлении факта отказа подозреваемого или обвиняемого от приема пищи начальник места содержания под стражей или его заместитель обязан выяснить причины непринятия пищи. Подозреваемый или обвиняемый, отказывающийся от приема пищи, содержится по возможности отдельно от других подозреваемых и обвиняемых и находится под наблюдением медицинского работника.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 15 июля 1995 года 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором. Не требуется санкции прокурора на размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в следующих случаях:
- при отсутствии иной возможности обеспечить соблюдение требований раздельного размещения;
- в интересах обеспечения безопасности жизни и здоровья подозреваемого или обвиняемого либо других подозреваемых или обвиняемых;
- при наличии письменного заявления подозреваемого или обвиняемого об одиночном содержании;
- при размещении подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в ночное время, если днем они содержатся в общих камерах.
Основные требования обеспечения изоляции должны соблюдаться при перемещении подозреваемых и обвиняемых за пределами мест их содержания под стражей.
На основании постановления N 301 от 30 июля 2021 года о помещении в одиночную камеру для временной изоляции, Соболь А.И. в связи с отказом от приема пищи и невозможностью содержать отдельно, 30 июля 2021 года помещена в одиночную камеру.
Согласно Своду правил следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы правила проектирования СП 247.1325800.2016 от 04 июля 2016 года в карцерах предусмотрено: откидные (одноярусные) металлические койки, закрывающиеся на замок или фиксирующиеся в закрытом положении устройством, расположенным со стороны коридора; стол на одно посадочное место; тумба для сидения; настенная полка для туалетных принадлежностей; раковина (умывальник); изолированная санитарная кабина с унитазом.
В карцере не предусмотрены питьевые бачки, вода предоставляется по просьбе подозреваемых, обвиняемых, осужденных. Необходимая мебель, вода имелись в карцере.
Учитывая приведенные выше правовые нормы, разъяснения Пленума Верховного суда Российской Федерации, установленные по делу обстоятельства, суд приходит выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению административных исковых требований Соболь А.И.
Оценивая доводы административного истца о несоблюдении нормы санитарной площади в камере на одного человека в период ее содержания, суд посчитал их несостоятельными, поскольку Соболь А.И. обеспечено личное пространство не менее 3 кв.м, а также возможность совершать прогулки продолжительностью не менее часа, при этом все были обеспечены спальным местом, расположенным на расстоянии, обеспечивающем свободный проход между ними, общие условия содержания истца под стражей в ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по адрес в целом являлись удовлетворительными, Соболь А.И. была обеспечена отдельным спальным местом, санитарное состояние камер соответствовало установленным требованиям, не имелось каких-либо обстоятельств, отягчающих условия ее содержания под стражей, в том числе с учетом возраста, состояния здоровья, способности к самообслуживанию, к числу отдельных категорий лишенных свободы лиц (беременные женщины, кормящие матери, инвалиды, несовершеннолетние) Соболь А.И. не относилась.
Однако как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" к бесчеловечному обращению относятся в том числе случаи, когда в результате такого обращения человеку причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания; унижающим достоинство признается обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на личную безопасность, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, затрудненный доступ к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены (пункт 14 названного выше постановления).
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 УИК РФ).
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Доказательств того, что отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека было восполнено административному истцу созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в материалах дела не имеется.
Согласно части 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении указанного выше административного искового заявления, которое может содержать также требование об оспаривании действий (бездействия), связанных с условиями содержания в местах лишения свободы, суд устанавливает, имело ли место нарушение условий содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Частью 7 статьи 227.1 названного кодекса установлено, что решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих и о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении должно отвечать требованиям, предусмотренным статьей 227 Кодекса, а также дополнительно содержать в мотивировочной части:
сведения об условиях содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, о характере и продолжительности нарушения, об обстоятельствах, при которых нарушение допущено, и о его последствиях (подпункт "а" пункта 1);
обоснование размера компенсации и наименование органа (учреждения), допустившего нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (подпункт "б" пункта 1);
мотивы, по которым присуждается компенсация или по которым отказано в ее присуждении (подпункт "в" пункта 1).
Исходя из анализа приведенных норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, компенсаторного механизма присуждения компенсации за нарушение условий содержания, для правильного разрешения вопроса о размере компенсации необходимо учитывать в совокупности характер выявленных нарушений условий содержания, их длительность, какие последствия они повлекли именно для административного истца с учетом его индивидуальных особенностей (например, возраст, состояние здоровья), были ли они восполнены каким-либо иным способом. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации должны быть приведены в судебном акте во избежание произвольного завышения или занижения судом суммы компенсации.
Из материалов дела следует, что были нарушены права административного истца на надлежащие условия содержания в части нарушения санитарной нормы на жилую площадь и они не восполнены каким-либо иным образом.
При установленных выше обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административным ответчиком допущены вышеприведенные нарушения прав, в связи с чем решение районного суда, которым не учтены указанные обстоятельства подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении административного иска о признании незаконными условий содержания административного истца.
Оценив представленные доказательства в совокупности, с учетом степени причиненных страданий административного истца, длительности нарушений, отсутствии негативных последствий, судебная коллегия приходит к выводу о частичном удовлетворении требований и взыскании в пользу административного истца компенсации с Российской Федерации (казны) в лице ФСИН России, являющейся главным распорядителем денежных средств, в сумме сумма
Минфин России и ФКУ СИЗО-6 ГУФСИН России по адрес не являются главными распорядителями денежных средств, поэтому оснований для взыскания с них компенсации не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черемушкинского районного суда адрес от 05 октября 2022 года отменить, принято новое решение об удовлетворении требований частично.
Взыскать с Российской Федерации (казны) в лице ФСИН России в пользу Соболь Анастасии Ивановны компенсацию в размере сумма
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в полном объеме 18 октября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.