Московский городской суд в составе председательствующего судьи Лоскутовой А.Е., при помощнике фио рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "ТОМА" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТОМА" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006032:1029 и земельных участков с кадастровым номером 77:01:0006032:26, 77:01:0006032:27, 77:01:0006032:5890.
В административном исковом заявлении ООО "ТОМА" просит установить кадастровую стоимость нежилого здания и земельного участка в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки, проведенной ООО "ЦЭПЭС", по состоянию на 01 января 2021 года в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006032:1029 в размере сумма, в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006032:26 в размере сумма, в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006032:27 в размере сумма, в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006032:5890 в размере сумма
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006032:1029. Кадастровая стоимость указанного здания по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2021 года определена в размере сумма
Также ООО "ТОМА" является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0006032:26, 77:01:0006032:27, 77:01:0006032:5890, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2021 года установлена в размере сумма в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006032:26; в размере сумма в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006032:27; в размере сумма в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006032:5890.
Поскольку административный истец является собственником нежилого здания, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилого здания его рыночной стоимости нарушает права заявителя как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В свою очередь, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика арендной платы, поскольку её размер также исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Представитель административного истца ООО "ТОМА" заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества в размере рыночной, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы.
Представитель Департамента городского имущества адрес представил возражения относительно заявленных требований.
Представители иных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что ООО "ТОМА" является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006032:1029, в отношении которого утверждена кадастровая стоимость, по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Административный истец ООО "ТОМА" также является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0006032:26, 77:01:0006032:27, 77:01:0006032:5890, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости и договором аренды.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006032:26, по состоянию на 01 января 2021 года составила сумма; земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006032:27, по состоянию на 01 января 2021 года составила сумма; земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006032:5890, по состоянию на 01 января 2021 года составила сумма.
Административный истец ООО "ТОМА" в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона адрес от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорного здания уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Также административный истец в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в адрес" уплачивает арендную плату за земельные участки, расчет которой производится в процентах от их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных объектов недвижимого имущества влияют на права и обязанности ООО "ТОМА", как плательщика налога и арендатора.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец 03 июля 2022 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО "ТОМА", в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания и земельных участков представило в суд отчет, подготовленный по заданию заявителя ООО "ЦЭПЭС", в котором по состоянию 01 января 2021 года, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006032:1029 составляет сумма, земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006032:26 составляет сумма, земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006032:27 составляет сумма, земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006032:5890 составляет сумма
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФБУ РФ Центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, отчет об оценке рыночной стоимости нежилого здания и земельных участков, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Рыночная стоимость по состоянию на 01 января 2021 года нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006032:1029 составляет в размере сумма, земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006032:26 составляет в размере сумма, земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006032:27 составляет в размере сумма, земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006032:5890 составляет в размере сумма.
Оценивая заключение судебной экспертизы и представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорного нежилого здания и земельных участков, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "ЦЭПЭС", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы экспертов относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, представитель административного истца, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость нежилого здания и земельных участков, в размере рыночной, определенной не по результатам оценки ООО "ЦЭПЭС", а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2021 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого нежилого здания и земельных участков сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006032:1029 должна быть установлена в размере сумма, земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006032:26 в размере сумма по состоянию на 01 января 2021 года, земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006032:27 в размере сумма по состоянию на 01 января 2021 года, земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006032:5890 в размере сумма по состоянию на 01 января 2021 года.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд -03 июля 2022 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006032:1029, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006032:26, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006032:27, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006032:5890, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 03 июля 2022 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда А.Е. Лоскутова
Решение в окончательной форме изготовлено 19 октября 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.