Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4819/2023 по административному исковому заявлению Кравченко Алексея Викторовича о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, установлении кадастровой стоимости нежилых зданий и земельного участка, равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
административный истец Кравченко А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании утвержденных распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:02:0024017:1040, 77:02:0024017:1048, 77:02:0024017:3153, 77:02:0024017:3151 (далее - Здания) и земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024017:16 (далее - Земельный участок).
Административный истец просит установить кадастровую стоимость данных объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размерах, соответственно, 300 515 976 руб, 633 730 руб, 12 955 719 руб, 862 444 руб. (Здания) и 209 978 580 руб. (Земельный участок).
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что является собственником Зданий и арендатором Земельного участка; внесённая в Единый государственный реестр недвижимости их кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость, что затрагивает его права, так как влияет на размер налоговых обязанностей и величину арендной платы; административный истец считает возможным воспользоваться своим правом установления кадастровой стоимости в размере рыночной, в подтверждение которой ссылается на Отчет об оценке NАБ-370-22 от 13 января 2023 года, подготовленный ООО "АПХИЛЛ".
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал, при этом пояснил, что замечаний к экспертному заключению не имеет и согласен с выводами эксперта о рыночной стоимости спорных объектов недвижимости; представитель Департамента городского имущества г.Москвы против удовлетворения административного иска возражал по доводам письменных пояснений, также пояснил, что замечаний к заключению эксперта не имеет.
Иные лица, участвующие в деле, возражений на административный иск и замечаний к экспертизе не представили.
Исследовав материалы административного дела и представленные в них доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В силу статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон "О государственной кадастровой оценке", Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде, если они затрагивают их права или обязанности; результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
При рассмотрении административного дела установлено, что нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0024017:1040, площадью 4514, 8 кв.м, расположено по адресу: г.Москва, ул. 2-я Ямская, д. 2; принадлежит административному истцу.
Нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0024017:1048, площадью 13, 3 кв.м, расположено по адресу: г.Москва, ул. 2-я Ямская, д. 2, стр.3; принадлежит административному истцу.
Нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0024017:3153, площадью 271, 9 кв.м, расположено по адресу: г.Москва, ул. 2-я Ямская, д. 6/8, стр.2; принадлежит административному истцу.
Нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0024017:3151, площадью 18, 1 кв.м, расположено по адресу: г.Москва, ул. 2-я Ямская, д. 6/8, стр.5; принадлежит административному истцу.
Право собственности административного истца на указанные нежилые здания зарегистрировано в января 2023 года.
Земельный участок с кадастровым номером 77:02:0024017:16, площадью 5385 кв.м, расположен по адресу: г.Москва, ул. 2-я Ямская, вл.2; находится у административного истца в аренде.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 утверждены результаты определения кадастровой стоимости:
- зданий с кадастровыми номерами 77:02:0024017:1040, 77:02:0024017:1048, 77:02:0024017:3153, 77:02:0024017:3151 по состоянию на 1 января 2021 года в размерах, соответственно, 550 668 304, 93 руб, 1 104 418, 57 руб, 22 578 301, 38 руб, 1 503 005, 72 руб.
- земельного участка по состоянию на 1 января 2021 года в размере 399 340 399, 20 руб.
В Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости Зданий и Земельного участка, которые подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года (для Земельного участка указанная кадастровая стоимости действует по 31 декабря 2022 года).
Административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости Зданий, а также уплачивает аренду за пользование Земельным участком также исходя из его кадастровой стоимости, что никем не оспаривается (статья 65 КАС РФ); это свидетельствует о праве Кравченко А.В. требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении спорных объектов недвижимости кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.
Оспаривая кадастровую стоимость, Кравченко А.А. с административным иском представил Отчёт об оценке рыночной стоимости NАБ-370-22 от 13 января 2023 года, подготовленный ООО "АПХИЛЛ" (далее - Отчет об оценке), в котором рыночная стоимость Зданий и Земельного участка определена по состоянию на 1 января 2021 года в размерах, соответственно, 300 515 976, 00 руб, 633 730, 00 руб, 12 955 719, 00 руб, 862 444 руб. (Здания) и 209 978 580 руб. (земельный участок).
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений; обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, обоснованности размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца; административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Департамент городского имущества г.Москвы при рассмотрении административного дела указывал на несоответствие представленного с административным иском Отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и необоснованность определенных в нем величин рыночной стоимости Зданий и Земельного участка.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (пункт 20); в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении; с учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (пункт 23).
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного Отчета об оценке, а также в связи с возникшим спором о действительной величине рыночной стоимости Зданий и Земельного участка определениями суда от 20 марта 2023 года и от 2 июня 2023 года по административному делу была назначена судебная строительно-техническая (оценочная) экспертиза, на разрешение которой поставлен вопрос о соответствии представленного Отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, а в случае несоответствия - вопрос о рыночной стоимости Зданий и Земельного участка по состоянию на 1 января 2021 года; производство экспертизы поручено Государственному бюджетному учреждению Московской области "Московское областное бюро технической инвентаризации".
Согласно заключению эксперта ГБУ Московской области "Московское областное бюро технической инвентаризации" Ларкина А.А. от 6 сентября 2023 года Отчёт об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённые оценщиком в Отчёте об оценке рыночные стоимости Зданий и Земельного участка не подтверждаются. Рыночная стоимость Зданий с кадастровыми номерами 77:02:0024017:1040, 77:02:0024017:1048, 77:02:0024017:3153, 77:02:0024017:3151 по состоянию на 1 января 2021 года составляет, соответственно, 341 805 000 руб, 459 000 руб, 11 765 000 руб, 783 000 руб.; рыночная стоимость Земельного участка по состоянию на 1 января 2021 года составляет 400 310 000 руб.
Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется.
Экспертиза назначалась непосредственно судом и её производство поручалось государственному учреждению. Заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 КАС РФ. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности.
Изложенные в заключении суждения не допускают их неоднозначного толкования, а выводы - последовательны и не противоречивы; исследования проведены в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности, на строго научной и практической основе, не вводят в заблуждение.
В заключении приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, описаны существующие подходы, методы и методики определения рыночной стоимости; подробно описаны объекты экспертизы, их местоположение, качественные и количественные характеристики, всесторонне проанализирован рынок недвижимости в г.Москве, в том числе сегмент рынка, к которому относятся Здания и Земельный участок; указаны ценообразующие факторы, влияющие на их рыночную стоимость, обоснованы выбор подходов и методов оценки, объектов-аналогов; объекты исследования и все аналоги имеют сопоставимые характеристики, которые в процессе экспертизы также скорректированы по ценообразующим факторам; расчёты отражают порядок их проведения и позволяют проверить полученные экспертом результаты, не содержат арифметических ошибок.
Итоговые суждения о рыночной стоимости оцениваемых объектов сделаны экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями действующего законодательства и федеральных стандартов оценки.
Противоречий между исследовательской частью и выводами эксперта не установлено; эксперт ответил на все поставленные вопросы; предусмотренные статьей 83 КАС РФ основания для назначения по административному делу повторной, дополнительной экспертизы отсутствуют; ходатайств об этом участниками процесса также не заявлено.
Лица, участвующие в деле, с заключением судебной экспертизы ознакомлены заблаговременно, возражений и замечаний по существу исследования не представили.
Таким образом, суд приходит к выводу, что правильность заключения судебной экспертизы не опровергнута; ставить его под сомнение, как и применительно к нормам статей 59, 61, 82 КАС РФ считать недопустимым доказательством, у суда оснований не имеется.
Учитывая изложенное, суд считает, что в основу решения должно быть положено заключение судебной оценочной экспертизы, определившее по состоянию на 1 января 2021 года рыночную стоимость недвижимого имущества истца, равной стоимости которых и надлежит установить кадастровую стоимость Зданий, принадлежащих административному истцу, так как доказательств иной их рыночной стоимости в ходе судебного разбирательства не установлено; Отчет об оценке с учетом экспертного заключения (которому суд в полной мере доверяет), оценивается судом критически и, как следствие, рыночную стоимость спорных Зданий не подтверждает.
С доводами, изложенными в письменных пояснениях представителя Департамента городского имущества города Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Департамента городского имущества города Москвы на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
Вместе с тем, признавая заключение эксперта относимым и допустимым доказательством по настоящему делу, суд, тем не менее, находит, что в удовлетворении административного иска в части установления кадастровой стоимости Земельного участка, равной его рыночной стоимости, надлежит отказать, поскольку рыночная стоимость данного объекта недвижимости заключением эксперта определена выше его кадастровой стоимости.
Целью обращения Кравченко А.В. в суд является снижение бремени содержания принадлежащего ему имущества.
В такой ситуации установление судом кадастровой стоимости в размере рыночной, превышающей оспариваемую административным истцом кадастровую стоимость Земельного участка, не приведет к улучшению его положения; напротив, нарушит его права и интересы по сравнению с установленной в рамках государственной кадастровой оценки кадастровой стоимостью Земельного участка.
При рассмотрении судом спора, возбужденного в целях защиты прав заявителя, суд не вправе ухудшить положение административного истца.
С учетом изложенного и интересов заявителя, в удовлетворении заявленных административных исковых требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024017:16 надлежит отказать.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости Зданий.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости также подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, которыми в настоящем случае необходимо считать дату обращения административного истца в суд.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0024017:1040, площадью 4514, 8 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. 2-я Ямская, д.2, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 341 805 000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0024017:1048, площадью 13, 3 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. 2-я Ямская, д.2, стр.3, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 459 000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0024017:3151, площадью 18, 1 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. 2-я Ямская, д.6/8, стр.5, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 783 000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0024017:3153, площадью 271, 9 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. 2-я Ямская, д.6/8, стр.2, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 11 765 000 руб.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 16 февраля 2023 года.
В удовлетворении заявленных Кравченко Алексеем Викторовичем требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024017:16 отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 10 октября 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.