Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при помощнике Кретове С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-5377/2023 по административному исковому заявлению ООО "Адонис плюс" о признании незаконными действий Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей ", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, филиала публично-правовой компании "РОСКАДАСТР" по перерасчету кадастровой стоимости объекта недвижимости, обязании устранить допущенные нарушения прав,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения заявленных требований просил:
- признать незаконными действия Управления Росреестра по Москве и филиала ППК Роскадастр по внесению 08 апреля 2021 года в ЕГРН сведений о площади нежилого здания с кадастровым номером --- в размере 2 576 кв.м.
- признать незаконными действия Управления Росреестра по Москве и филиала публично-правовой компании "РОСКАДАСТР" по внесению 10 февраля 2022 года в ЕГРН сведений о площади нежилого здания с кадастровым номером --- в размере 2 575, 7 кв.м.
- признать незаконными действия Управления Росреестра по Москве и филиала ППК Роскадастр по формированию и направлению в ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером --- с площадью 2 576 кв.м, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости объекта по состоянию на 01 января 2021 года.
- признать незаконными действия филиала публично-правовой компании "РОСКАДАСТР" и Управления Росреестра по Москве по формированию и направлению в ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером --- с площадью 2 575, 7 кв.м, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости объекта по состоянию на 01 января 2021 года с датой начала применения 10 февраля 2022 года.
- признать незаконными действия ГБУ "Центр имущественных платежей" по определению кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2021 года объекта недвижимости с кадастровым номером --- площадью 2 576 кв.м, устранить допущенные нарушения путем признания недействующим акта об определении кадастровой стоимости от 21 февраля 2022 года, - признать незаконными действия ГБУ "Центр имущественных платежей" по определению кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2021 года объекта недвижимости с кадастровым номером --- площадью 2 575, 7 кв.м, устранить допущенные нарушения путем признания недействующим акта об определении кадастровой стоимости от 24 марта 2022 года, - признать незаконными действия Управления Росреестра по Москве, филиала публично-правовой компании Роскадастр по внесению 03 марта 2022 года в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- согласно акту об определении кадастровой стоимости от 21 февраля 2022 года, по внесению 28 марта 2022 года сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- согласно акту об определении кадастровой стоимости от 24 марта 2022 года.
Административные исковые требования мотивированы тем, что административный истец является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером ---. Кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы N 51520 по состоянию на 01 января 2021 года в размере 617 651 340, 34 рублей.
Из полученной выписки из ЕГРН административный истец узнал, что актом ГБУ "Центр имущественных платежей" об утверждении кадастровой стоимости N АОКС-77/2022/000031 от 21 февраля 2022 года утверждена новая кадастровая стоимость в размере 617 718 900, 96 рублей из площади объекта 2 576 кв.м датой начала применения 01 января 2022 года.
Впоследствии актом ГБУ "Центр имущественных платежей" об утверждении кадастровой стоимости N АОКС-77/2022/000047 от 24 марта 2022 года утверждена новая кадастровая стоимость в размере 617 651 340, 34 рублей из площади объекта 2 575, 7 кв.м датой начала применения 01 января 2022 года.
Из ответа филиала ППК Роскадастр по результатам рассмотрения обращения истца следует, что в отношении здания административного истца осуществлен государственный кадастровый учет изменений площади, в результате чего кадастровая стоимость была определена для площади 2 576 кв.м. актом ГБУ от 21 февраля 2022 года.
10 февраля 2022 года информация о площади здания 2 575, 7 кв.м. была восстановлена, в результате чего вновь была пересмотрена кадастровая стоимость здания актом ГБУ "Центр имущественных платежей" от 24 марта 2022 года.
По мнению административного истца, в отношении здания каких-либо качественных или количественных изменений характеристик объекта недвижимости, влекущих за собой изменение кадастровой стоимости, не происходило, неоднократное определение кадастровой стоимости объекта недвижимости исходя из раной площади на разные даты нарушает права административного истца, поскольку каждый раз кадастровую стоимость надлежит оспаривать заново.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал в полном объеме. Представитель ГБУ "Центр имущественных платежей" в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражал. Представитель Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явился, извещен, направил отзыв на иск. Представитель ППК Роскадастр возражал против удовлетворения иска. Представитель ДГИ г. Москвы в судебном заседании поддерживал позицию ГБУ "Центр имущественных платежей".
Изучив административное исковое заявление, возражения на него, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений части 4 статьи 11 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" кадастровая оценка в городах федерального значения проводится не чаще чем каждые два года.
Данное правовое установление основано на принципе правовой определенности, предполагающем разумную стабильность фискальных правоотношений и поддержание доверия у субъектов хозяйственной деятельности к закону и действиям государства.
Возможность пересмотра результатов определения кадастровой стоимости между турами государственной кадастровой оценки государственным бюджетным учреждением законодатель связывает связывает с четко определенными в законе условиями: исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (статья 21) либо изменение количественных или качественных характеристик объекта недвижимости (статья 16).
Так, частью 1 статьи 16 Закона N 237-ФЗ предусмотрено, что определение кадастровой стоимости ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Таким образом, закон определяет, что пересмотр кадастровой стоимости может быть осуществлен только при условии внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, при этом такие изменения должны быть не любыми, а лишь влияющими на изменение кадастровой стоимости. При этом, датой возникновения основания для определения (изменения) кадастровой стоимости бюджетным учреждением в соответствии с положениями статьи 16 Закона N 237-ФЗ является дата внесения сведений в ЕГРН об объектах недвижимости, повлекших за собой изменение их кадастровой стоимости.
Из материалов дела усматривается, что изменение кадастровой стоимости произошло вследствие поступления от Управления Росреестра по Москве сведений об изменении кадастровой стоимости здания, в результате чего кадастровая стоимость здания была определена актом ГБУ от 21 февраля 2022 года исходя из площади здания в 2 576 кв.м. 10 февраля 2022 года информация о площади здания 2 575, 7 кв.м. была восстановлена, в результате чего вновь была пересмотрена кадастровая стоимость здания актом ГБУ "Центр имущественных платежей" от 24 марта 2022 года.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются положениями Закона о государственной кадастровой оценке, а отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость - Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости).
Так, в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 11 Закона о государственной кадастровой оценке в редакции, действующей до 11 августа 2020 года, очередная государственная кадастровая оценка проводится через четыре года с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, указанных в части 1 названной статьи, в городах федерального значения в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения - через два года.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке в той же редакции определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, направляет в бюджетное учреждение информацию о таких сведениях.
Датой определения кадастровой стоимости в указанных в настоящей статье случаях является день, по состоянию на который осуществлено внесение сведений в ЕГРН, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном данной статьей, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления из органа регистрации прав в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, за исключением случая недостаточности информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.
При недостаточности информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, бюджетное учреждение направляет запрос о предоставлении дополнительной информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности, в организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в подведомственные им организации.
Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также подведомственные им организации обязаны по запросу бюджетного учреждения предоставить имеющуюся в их распоряжении информацию или уведомить об отсутствии запрошенной информации в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса.
Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН, а также включения сведений о кадастровой стоимости, перечень которых определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, при установлении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, в фонд данных государственной кадастровой оценки.
Приведенные нормы не допускают произвольного пересмотра кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости и связывают возможность установления кадастровой стоимости в период между датами кадастровой оценки для объектов, внесенных в ЕГРН, только в случае, если в отношении данных объектов произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, влияющих на размер кадастровой стоимости.
Между тем, в судебном заседании административные ответчики не смогли пояснить какие именно сведения подтверждают факт изменения площади здания. Сам административный истец не обращался в Управление Росреестра по Москве с заявлением об изменении качественных и количественных характеристик площади здания. Иные материалы дела не содержат сведений о том, что здание претерпело изменений в части площади. По утверждению административного истца площадь здания не изменялась и осталась такой, какой существовала в момент установления ранее внесенной в ЕГРН кадастровой стоимости здания на 01 января 2021 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2021 года". Данное обстоятельство подтверждается тем, что впоследствии в ЕГРН были восстановлены сведения о площади здания, однако ввиду того, что они были внесены в ЕГРН заново, была пересчитана кадастровая стоимость объекта недвижимости актом ГБУ "Центр имущественных платежей" от 24 марта 2022 года. Таким образом, площадь объекта административного истца не изменялась.
Определение кадастровой стоимости в период между датами государственной кадастровой оценки должно осуществляться только в случае внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, влекущих изменение его кадастровой стоимости, данные сведения должны быть проверяемы на предмет их достоверности.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июня 2016 года N 378 (который действовал в спорный период) утверждена форма выписки из ЕГРН об основных характеристиках зарегистрированных правах на объекты недвижимости.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что характеристики объекта недвижимости в действительности не изменялись, в связи с чем отсутствовали правовые основания для перерасчета кадастровой стоимости на основании Акта об определении кадастровой стоимости N АОКС-77/2022/000031 от 21 февраля 2022 года, Акта об определении кадастровой стоимости N АОКС-77/2022/000047 от 24 марта 2022 года.
Поскольку никаких качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, предусмотренных Порядком, в отношении спорного объекта недвижимости не происходило, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости указанными выше актами ГБУ "Центр имущественных платежей".
Возложенная на Управление Росреестра г. Москвы статьей 16 Закона о государственной кадастровой оценке обязанность по формированию перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого необходимо установление кадастровой стоимости в период между датами государственной кадастровой оценки, не предусматривает возможность произвольного включения в данный перечень объектов, в отношении которых не были изменены количественные и качественные характеристики, влияющие на размер кадастровой стоимости, и впоследствии внесения данных сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН, а неоднократный произвольный пересмотр кадастровой стоимости вне рамок государственной кадастровой оценки является злоупотреблением правом со стороны административных ответчиков.
При изложенных обстоятельствах, подлежат удовлетворению требования о признании незаконными действий Управления Росреестра по Москве по внесению 08 апреля 2021 года в ЕГРН сведений о площади нежилого здания с кадастровым номером --- в размере 2 576 кв.м.; признать незаконными действий филиала публично-правовой компании "РОСКАДАСТР" по внесению 10 февраля 2022 года в ЕГРН сведений о площади нежилого здания с кадастровым номером --- в размере 2 575, 7 кв.м, признании незаконными действий Управления Росреестра по Москве по формированию и направлению в ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером --- с площадью 2 576 кв.м, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости объекта по состоянию на 01 января 2021 года, признании незаконными действий филиала публично-правовой компании "РОСКАДАСТР" по формированию и направлению в ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером --- с площадью 2 575, 7 кв.м, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости объекта по состоянию на 01 января 2021 года с датой начала применения 10 февраля 2022 года.
Поскольку в силу части 2 статьи 227 КАС РФ удовлетворение требований о признании незаконными решений, действий (бездействий) влечет обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, суд приходит к выводу о необходимости обязать ГБУ "Центр имущественных платежей" устранить допущенные нарушения путем аннулирования Акта об определении кадастровой стоимости N АОКС-77/2022/000031 от 21 февраля 2022 года в части определения кадастровой стоимости здания с кадастровым номером --- на 01 января 2021 года с площадью 2 576 кв.м.; путем аннулирования Акта об определении кадастровой стоимости N АОКС-77/2022/000047 от 24 марта 2022 года в части определения кадастровой стоимости здания с кадастровым номером --- на 01 января 2021 года с площадью 2 575, 7 кв.м.; обязать Управление Росреестра по Москве и филиал публично-правовой компании "РОСКАДАСТР" устранить допущенные нарушения путем исключения из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ---, внесенных согласно акту об утверждении кадастровой стоимости от 21 февраля 2022 года, от 24 марта 2022 года.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия Управления Росреестра по Москве по внесению 08 апреля 2021 года в ЕГРН сведений о площади нежилого здания с кадастровым номером --- в размере 2 576 кв.м.
Признать незаконными действия филиала публично-правовой компании "РОСКАДАСТР" по внесению 10 февраля 2022 года в ЕГРН сведений о площади нежилого здания с кадастровым номером --- в размере 2 575, 7 кв.м.
Признать незаконными действия Управления Росреестра по Москве по формированию и направлению в ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером --- с площадью 2 576 кв.м, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости объекта по состоянию на 01 января 2021 года.
Признать незаконными действия филиала публично-правовой компании "РОСКАДАСТР" по формированию и направлению в ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером --- с площадью 2 575, 7 кв.м, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости объекта по состоянию на 01 января 2021 года с датой начала применения 10 февраля 2022 года.
Обязать ГБУ "Центр имущественных платежей" устранить допущенные нарушения путем аннулирования Акта об определении кадастровой стоимости N АОКС-77/2022/000031 от 21 февраля 2022 года в части определения кадастровой стоимости здания с кадастровым номером --- на 01 января 2021 года с площадью 2 576 кв.м.; путем аннулирования Акта об определении кадастровой стоимости N АОКС-77/2022/000047 от 24 марта 2022 года в части определения кадастровой стоимости здания с кадастровым номером --- на 01 января 2021 года с площадью 2 575, 7 кв.м.;
Обязать Управление Росреестра по Москве и филиал публично-правовой компании "РОСКАДАСТР" устранить допущенные нарушения путем исключения из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001021:1838, внесенных согласно акту об утверждении кадастровой стоимости от 21 февраля 2022 года, от 24 марта 2022 года.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 05 сентября 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.