Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при помощнике Кретове С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5515/2023 по административному исковому ООО "Стройс-Центр" о признании незаконным решений ГБУ "Центр имущественных платежей" от 01 марта 2023 года, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными решения ГБУ "Центр имущественных платежей" от 01 марта 2023 года N 126/23, N 127/23 о пересчете кадастровой стоимости, обязать ГБУ "Центр имущественных платежей" произвести перерасчет кадастровой стоимости здания с кадастровым номером ---, определив ее в размере 266 187 938, 72 рублей по состоянию на 01 января 2018 года.
В обоснование административного иска указано, что административный истец является собственником здания с кадастровым номером --- по адресу: Москва, ул. ---- Кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2018 года определена Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 года" в размере 266 187 938, 72 рублей. При расчете кадастровой стоимости здание отнесено к группе 10 "Объекты социальной инфраструктуры".
Актом об определении кадастровой стоимости N --- от 10 августа 2021 года кадастровая стоимость здания определена по состоянию на 27 июля 2021 года в размере 777 920 459, 71 рублей. Расчет произведен исходя из отнесения здания к подгруппе 6.1 "Объекты офисно-делового назначения (основная территория)".
Административный истец обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" с заявлением об исправлении ошибок. Решением ГБУ пересчитана кадастровая стоимость здания, она определена исходя из отнесения здания к оценочной подгруппе 4.1 "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения (основная территория)".
По мнению административного истца, ответчиком при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости исходя из указанных выше оценочных подгрупп допущена ошибка, поскольку с 2018 года в отношении здания не произошло каких-либо качественных или количественных изменений, фактическое использование здания не менялось. По мнению административного истца, здание и далее следовало отнести к подгруппе 10.1 "Объекты социальной инфраструктуры", поскольку в здании расположены помещения банков, стоматологической клиники и фитнес-клуба.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении, представитель ГБУ "Центр имущественных платежей" в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражал по доводам письменных пояснений. Представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании против удовлетворения требований возражал.
Изучив административное исковое заявление, возражения на него, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума N 28) под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости); об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии (пункт 2 Постановления Пленума N 28).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации). Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).
К полномочиям бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки относится в том числе рассмотрение заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (пункт 4 части 1 статьи 7 Федерального закона N 237-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Частью 2 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ определено, что ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.
На основании части 5 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, вправе подать любые юридические и физические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления.
По итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ).
Судом установлено, что административный истец является собственником здания с кадастровым номером: --- по адресу: Москва, ул. ---. Кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2018 года определена Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 года" в размере 266 187 938, 72 рублей. При расчете кадастровой стоимости здание отнесено к группе 10 "Объекты социальной инфраструктуры".
Актом об определении кадастровой стоимости N --- от 10 августа 2021 года кадастровая стоимость здания определена по состоянию на 27 июля 2021 года в размере 777 920 459, 71 рублей. Расчет произведен исходя из отнесения здания к подгруппе 6.1 "Объекты офисно-делового назначения (основная территория)".
Административный истец обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" с заявлением об исправлении ошибок. Решением ГБУ пересчитана кадастровая стоимость здания, она определена исходя из отнесения здания к оценочной подгруппе 4.1 "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения (основная территория)".
Из пояснений административного ответчика следует, что в адрес учреждения письмом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве в соответствии со ст.16 Закона о государственной кадастровой оценке были направлены сведения об объектах недвижимости, в отношении которых осуществлены регистрационно-учетные действия, в том числе, сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером ---. На основании поступившей информации учреждением осуществлен расчет кадастровой стоимости по состоянию на 27 июля 2021 года в размере 777 920 459, 71 рублей и составлен акт об определении кадастровой стоимости от 10 августа 2021 года N ---. При определении кадастровой стоимости объект отнесен к подгруппе 6.1 "Объекты офисно-делового назначения (основная территория)".
В адрес административного ответчика поступило обращение истца от 30 января 2023 года по вопросу определения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании акта об определении кадастровой стоимости от 10 августа 2021 года. В рамках рассмотрения данного заявления учреждение обратилось в Госинспекцию по недвижимости в соответствии с Приказом "Об осуществлении порядка сбора и передачи государственному бюджетному учреждению города Москвы, осуществляющему полномочия, связанные с определением кадастровой стоимости, сведений о фактическом использовании объектов недвижимости для целей государственной кадастровой оценки" для проведения мероприятий по обследованию объекта недвижимости с кадастровым номером ---
На основании представленной информации учреждением приняты решения от 01 марта 2023 года о пересчете кадастровой стоимости, кадастровая стоимость была пересчитана и составила 715 024 378, 99 рублей исходя из отнесения здания к оценочной подгруппе 4.1 "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения (основная территория)". Удельный показатель кадастровой стоимости рассчитан методом статистического моделирования с применением коэффициента экспликации площадей видов функционального назначения. При определении кадастровой стоимости объекта недвижимости учтено фактическое использование помещений исходя из акта N --- от 21 февраля 2023 года о фактическом использовании объекта для целей государственной кадастровой оценки. Согласно разделу 6.1 "Размер фактической площади объекта, используемой для осуществления каждого из видов деятельности и подвидов деятельности" к группе 4 "Объекты коммерческого назначения" подгруппе 4.1 отнесено 2 845, 17 кв.м. или 54, 42% площади здания. К группе 6 "Объекты, используемые для размещения офисов" подгруппе 6.1. отнесено 871, 75 кв.м. или 16, 67% площади здания. К группе 3 "Объекты, используемые для хранения индивидуального транспорта" подгруппе 3.1 отнесено 1 510, 98 кв.м. или 28, 9% площади здания. При таких обстоятельствах, ГБУ "Центр имущественных платежей" пришло к правильному выводу о том, что кадастровая стоимость здания подлежит определению исходя из оценочной группы 4 "Объекты коммерческого назначения".
Необходимо отметить, что здание административного истца расположено на земельном участке с кадастровым номером --- с видом разрешенного использования "объекты размещения офисных помещений, деловых центров с несколькими функциями" (1.2.7). Спорное здание включено в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как из кадастровая стоимость" на период с 2016 по 2022 годы. При этом, в данное постановление подлежат включению лишь те объекты недвижимости, которые используются для размещения офисов, объектов торговли, бытового обслуживания, общественного питания.
Представленные административным истцом договоры аренды с ПАО "Совкомбанк", ПАО "Сбербанк", ООО "ССК", ООО "Спорт Форум", ООО "СЕРКАТ" не опровергают выводов о правомерности отнесения спорного здания к объектам коммерческого назначения.
По состоянию на дату проведения государственной кадастровой оценки в рамках Федерального закона N 237-ФЗ приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 226 "Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке" были введены в действие соответствующие Методические указания г, определяющие правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе объектов капитального строительства, земельных участков, и предназначенные для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости в силу прямого указания пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 237-ФЗ.
Согласно пункту 1.2 Методических указаний кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
Административный истец не лишен права на пересмотр вновь установленной кадастровой стоимости по основаниям, указанным в пункте 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оспариваемые решения приняты уполномоченным на его принятие органом, с соблюдением установленного срока, в нем указаны основания принятия, содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований ООО "Стройс-Центр" о признании незаконным решений ГБУ "Центр имущественных платежей" от 01 марта 2023 года, обязании устранить допущенные нарушения.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.