Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, с участием прокурора Каировой О.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО "Гвидон" о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 10 апреля 2023 года N 556-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП" в части пунктов 1.1-1.3, 1.5, 1.7, приложений N 1-3, 5, 6,
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 28 марта 2017 года принято постановление N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы", которое подписано Мэром Москвы и опубликовано на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 14 апреля 2017 года (далее - постановление N 120-ПП).
Постановлением Правительства Москвы от 10 апреля 2023 года N 556-ПП (далее - Постановление N 556-ПП), опубликованным на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru 11 апреля 2023 года, а также в издании " Вестник Москвы", спецвыпуск N 15, 18 апреля 2023 года, в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП внесены изменения.
Так, пунктами 1.1-1.3 Постановления N 556-ПП и зображения территориальных зон на карте градостроительного зонирования "Границы территориальных зон и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Северо-Восточный административный округ города Москвы" раздела 1 книги 4 территориальной части правил землепользования и застройки приложения к постановлению изменены согласно приложению 1 к настоящему постановлению. Изображения территориальных зон на карте градостроительного зонирования "Границы территориальных зон, подзон территориальных зон и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Северо-Восточный административный округ города Москвы" раздела 1 книги 4 территориальной части правил землепользования и застройки приложения к постановлению изменены согласно приложению 2 к настоящему постановлению. Раздел 2 книги 4 территориальной части правил землепользования и застройки приложения к постановлению дополнен подразделами в редакции согласно приложению 3 к настоящему постановлению.
Пунктом 1.5 изображение территории на карте градостроительного зонирования "Территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории" раздела 1 книги 14 территориальной части правил землепользования и застройки приложения к постановлению изменено согласно приложению 5 к настоящему постановлению.
Пунктом 1.7 Постановления N 556-ПП р аздел 2 книги 14 территориальной части правил землепользования и застройки приложения к постановлению дополнен подразделом в редакции согласно приложению 6 к настоящему постановлению.
Приложениями 1, 2 обозначены границы территориальных зон N *1, N *2, N *3 на карте градостроительного зонирования, в отношении которых устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Приложением 3 к Постановлению N 556-ПП в отношении территориальной зоны N *3 установлены основные виды разрешенного использования: 2.6. Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка); 2.7. Обслуживание жилой застройки; 2.7.1. Хранение автотранспорта; 4.1. Деловое управление; 4.7. Гостиничное обслуживание; 4.9. Служебные гаражи; 12.0.1. Улично-дорожная сеть; 12.0.2. Благоустройство территории. Максимальный процент застройки, высота застройки, плотность застройки не установлены. Определены иные показатели: суммарная поэтажная площадь объектов капитального строительства в габаритах наружных стен - 79330 кв. м, в том числе: объекты жилой застройки - 29660 кв. м, в том числе для реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве и иных городских нужд - 29660 кв. м; объекты гостиничного обслуживания не более 480 номеров - не более 20000 кв. м; общественно-деловые и иные объекты - 29670 кв. м.
Приложением 5 вышеназванные территориальные зоны, в том числе территориальная зона N *3 отображены на карте градостроительного зонирования "Территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории", а именно в границах комплексного развития территории N *.
Приложением 6 к Постановлению N 556-ПП установлены расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур; расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в отношении территорий, подлежащих комплексному развитию, в отношении территориальных зон, для которых установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства с кодами 3.1.1, 6.3, 6.3.1, 6.3.2, 6.3.3, 6.3.4, 6.4, 6.5, 6.6, 6.8, 6.9.1, 6.11, 6.12. Также установлены минимально допустимые уровни обеспеченности территории в отношении территориальных зон, для которых установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства с кодами 3.7.1, 4.1, 4.2, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 4.9, 5.1.2, 12.0.1, 12.0.2, и минимально допустимые уровни обеспеченности территории, максимально допустимые уровни территориальной доступности в отношении территориальных зон, для которых установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства с кодами 2.6, 2.7, 2.7.1.
В границу территориальной зоны N *3 вошли земельные участки с кадастровыми номерами ЗУ1, ЗУ2, переданные в аренду административному истцу АО "Гвидон", и на которых расположены принадлежащие заявителю строения.
АО "Гвидон", уточнив заявленные требования, обратилось в суд с административным иском о признании недействующими с момента принятия пунктов 1.1-1.3, 1.5, 1.7 постановления Правительства Москвы от 10 апреля 2023 года N 556-ПП, приложений N 1-3, 5, 6 к постановлению Правительства Москвы от 10 апреля 2023 года N 556-ПП, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт ограничивает права административного истца, поскольку установленные в отношении территориальной зоны N *3 виды разрешенного использования не отвечают назначению расположенных на земельных участках объектов. Указанное, в свою очередь, влечет невозможность дальнейшего строительства и реконструкции объектов, находящихся в границах переданных в аренду заявителю земельных участков.
При этом Постановление N 556-ПП не соответствует требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации, не допускающим нахождение земельных участков в нескольких территориальных зонах, противоречит Закону г. Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы".
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Кучембаев А.Н. заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы Аветисянц Э.Л, представитель административного ответчика Правительства Москвы, являющийся также представителем заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - Москомархитектура), по доверенностям Котов С.А. возражали против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях. Полагали, что оспариваемое постановление не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права, свободы и законные интересы административного истца не нарушает.
Заинтересованные лица ЗАО "Автодормехбаза", Производственный кооператив "11-ОМ" о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Каировой О.А, полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как было указано выше, административный истец является владельцем на праве аренды з емельных участков с кадастровыми номерами ЗУ1, ЗУ2, которые вошли в границы территориальной зоны N *3, в отношении которой оспариваемым Постановлением установлены виды разрешенного использования и различные предельные параметры использования, в связи с чем АО "Гвидон" является участником правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе обращаться в суд с настоящим административным иском.
Проверяя в порядке части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из того, что предметом его регулирования являются общественные отношения в области градостроительной деятельности по вопросу градостроительного зонирования и территориального планирования.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (часть 1 статьи 4).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. В свою очередь частью 2 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные частью 3 статьи 8 настоящего Кодекса (в том числе утверждение правил землепользования и застройки), осуществляются органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы. Правила землепользования и застройки субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы (часть 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы в соответствии с положениями ч асти 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" является Правительство Москвы.
Статьей 7 Закона города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" к полномочиям Правительства Москвы в области градостроительной деятельности отнесена организация разработки и утверждение правил землепользования и застройки, изменений правил землепользования и застройки.
Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки установлен статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно части 1 которой внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Таким образом, Правительство Москвы, как высший постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган государственной власти города Москвы наделено достаточной компетенцией и полномочиями для принятия оспариваемого нормативного правового акта, которым внесены изменения в ранее утвержденные правила землепользования и застройки.
В соответствии с требованиями Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" постановление Правительства Москвы от 10 апреля 2023 N 556-ПП подписано Мэром Москвы, официально опубликовано, его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы". Таким образом, суд находит, что оспариваемый административным истцом в части нормативный правовой акт введен в действие и опубликован в установленном порядке.
Оценивая соблюдение порядка принятия оспариваемого постановления, суд отмечает, что в соответствии со статьей 36 Закона г. Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы направляются в городскую комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки (далее - Городская комиссия), которая осуществляет подготовку заключения, содержащего рекомендации о внесении в соответствии в соответствии с поступившим предложением изменений или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет указанное заключение в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, который принимает решение о подготовке проекта изменений правил землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2018 года N 457-ПП "Об утверждении Порядка направления и рассмотрения предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы и Порядка направления и рассмотрения требований об отображении в правилах землепользования и застройки города Москвы границ зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов культурного наследия" утвержден Порядок направления и рассмотрения предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы (далее - Порядок направления и рассмотрения предложений). Как следует из пункта 1 Порядка направления и рассмотрения предложений, указанный Порядок регламентирует процедуры направления предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы, рассмотрения Городской комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы указанных предложений и принятия Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы решения о подготовке проекта правового акта Правительства Москвы о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы или решения об отклонении предложения.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка направления и рассмотрения предложений предложения направляются в целях: установления или изменения границ территориальных зон, подзон территориальных зон. Изменения основных, условно-разрешенных, вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установления или изменения предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, в том числе их площади, а также изменения предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Установления или изменения границ территории, в пределах которой предусматривается комплексное развитие территории. Установления или изменения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в отношении территориальной зоны, в границах которой предусматривается комплексное развитие территории.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 7 ноября 2012 года N 633-ПП "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы" Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере обеспечения развития территории города Москвы в части градостроительного проектирования, включая территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территории, а также в сфере архитектуры и формирования архитектурно-художественного облика города Москвы, и структурно входящим в состав Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы.
В соответствии с пунктом 4.1.2 Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы Москомархитектура осуществляет полномочия по разработке и внесению в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проектов правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Комитета, в том числе о правилах землепользования и застройки города Москвы.
Одновременно пункт 5.2 Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы предусматривает, что в целях осуществления своих полномочий Комитет имеет право вносить в установленном порядке на рассмотрение уполномоченных органов государственной власти города Москвы и должностных лиц органов исполнительной власти города Москвы предложения по вопросам в пределах установленной сферы деятельности.
Как установлено судом, Москомархитектурой было обеспечено рассмотрение вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы в части установления границ комплексного развития территории и установления градостроительных регламентов в отношении рассматриваемой территории на заседании Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы 3 февраля 2023 года, по итогам которого Комиссией было рекомендовано внести изменения в правила землепользования и застройки города Москвы.
В дальнейшем было издано распоряжение Москомархитектуры от 21 февраля 2023 года N 385 "О подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки города Москвы в отношении территории по адресу: производственная зона N 11 "Огородный проезд" (северная часть), KPT, CBAO", предусматривающее подготовку материалов проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки города Москвы.
Из пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 14 марта 2022 года N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что в 2022 и 2023 годах нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации наряду со случаями, предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности, могут быть установлены случаи утверждения указанных проектов, внесения изменений в указанные проекты без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы от 22 марта 2022 года N 438-ПП "О реализации положений пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 14 марта 2022 года N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в 2022 и 2023 годах не требуется проведение общественных обсуждений или публичных слушаний для принятия правовых актов, предусматривающих, в том числе утверждение правил землепользования и застройки города Москвы и изменений в них, за исключением случаев, если на день вступления в силу настоящего постановления в установленном порядке опубликованы оповещения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам соответствующих документов.
В такой ситуации проведение публичных слушаний и общественных обсуждений по рассматриваемому проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки города Москвы не требовалось.
Таким образом, порядок принятия оспариваемого постановления был соблюден.
Что касается доводов административного истца о несоответствии постановления Правительства Москвы от 10 апреля 2023 года N 556-ПП законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на дату принятия Постановления N 556-ПП, не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Между тем доводы административного истца о нахождении земельного участка с кадастровым номером ЗУ1 в границах нескольких территориальных зон своего подтверждения в ходе рассмотрения административного спора не нашли. Напротив, как усматривается из представленной административным ответчиком выкопировки из системы ГИС ОГД, земельный участок с кадастровым номером ЗУ1 полностью находится в границах территориальной зоны N *3.
Относительно доводов административного истца о противоречии Постановления N 556-ПП требованиям Генерального плана города Москвы, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации п ри подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, является генеральный план города федерального значения Москвы.
Пунктом 1 части 2 статьи 11 Градостроительного кодекса города Москвы предусмотрено, что э лементом функционально-планировочной структуры территории города Москвы является функциональная зона - зона, для которой Генеральным планом города Москвы установлены функциональное назначение, типы и виды функционально-планировочных образований, которые могут быть образованы в пределах таких зон, и (или) иные параметры планируемого развития таких зон (зоны жилого, общественно-делового, производственного, в том числе промышленного, рекреационного назначения).
Из представленной в материалы дела выкопировки из Генерального плана города Москвы усматривается, что спорная территория расположена в границах промышленной функциональной зоны. При этом Генеральный план города Москвы не устанавливает конкретный перечень объектов, размещение которых возможно в границах промышленной функциональной зоны, действующее законодательство не содержит запрета на размещение в границах рассматриваемой функциональной зоны объектов делового назначения, многоэтажной жилой застройки и иных.
Напротив, исходя из положений части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 23 Закона города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" территориальное планирование направлено на развитие территории в будущем.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 15 декабря 2010 года N 5-Г10-237 по делу о проверке Закона города Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы", из содержания и назначения данного акта следует, что ни сам закон, ни его приложения, являющиеся единой составной его частью, не предусматривают конкретных мероприятий, направленных на достижение целей, связанных с непосредственным осуществлением конкретного строительства. Оспариваемый Закон, прежде всего, является документом территориального планирования в городе Москве, то есть определяет комплекс мероприятий, направленных на достижение в дальнейшем конкретных целей, и не является узакониванием "точечного строительства" в городе Москве.
Из анализа приведенных выше положений следует вывод, что в Генеральном плане города Москвы не могут содержаться раз и навсегда установленные и не изменяемые в дальнейшем объекты, Генеральный план города Москвы носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ конкретных территорий.
Соответственно, в несенные в правила землепользования и застройки города Москвы изменения, а именно установление градостроительного регламента для территориальной зоны с видом разрешенного использования "2.6. Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка); 2.7. Обслуживание жилой застройки; 2.7.1. Хранение автотранспорта; 4.1. Деловое управление; 4.7. Гостиничное обслуживание; 4.9. Служебные гаражи; 12.0.1. Улично-дорожная сеть; 12.0.2. Благоустройство территории" не противоречит Закону г. Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы".
Суд также отмечает, что в соответствии с Генеральным планом города Москвы рассматриваемая территория расположена в границах территории реорганизации, подлежащей комплексному преобразованию, преимущественно в составе застроенных территорий.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 части 2 статьи 11 Закона г. Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" элементами функционально-планировочной структуры территории города Москвы являются территории с особыми требованиями к осуществлению градостроительной деятельности, к которым относятся территории реорганизации - территории, подлежащие в соответствии с Генеральным планом города Москвы комплексному преобразованию, в том числе посредством изменения существующего функционального использования этих территорий, их планировочной структуры и ландшафта, посредством комплексной реконструкции и (или) сноса существующей застройки, нового комплексного строительства на освобождаемых и свободных от застройки территориях, регенерации исторической среды, восстановления, воссоздания природных и создания новых озелененных территорий.
В соответствии с пунктом 1.3 части 2 Книги 1 Генерального плана города Москвы развитие территории города Москвы в соответствии с Генеральным планом города Москвы направлено на обеспечение учета общественных интересов и обеспечение социальных гарантий жителям города Москвы в части экологической, санитарно-эпидемиологической и технической безопасности городской среды, сохранности объектов природного и культурного наследия, доступности жилища, социально значимых объектов и территорий общего пользования, надежности функционирования инженерной и транспортной инфраструктур города Москвы, коммунальных объектов городского хозяйства.
Согласно пункту 605 приложения 3 к постановлению Правительства Москвы N 556-ПП, которым установлены иные показатели в отношении территориальной зоны N *3, в составе градостроительного регламента предусматриваются объекты жилой застройки, в том числе для реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
Таким образом, установление оспариваемым постановлением Правительства Москвы границ территориальных зон, градостроительных регламентов и территории, в границах которой предусматривается осуществление комплексного развития территории, предусмотрено для территории зоны реорганизации, подлежащей комплексному преобразованию, и следует целям и задачам Генерального плана города Москвы.
Не могут быть приняты во внимание и иные доводы административного истца о противоречии оспариваемого Постановления нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу. Так, доводы заявителя об отсутствии оснований для принятия решения о комплексном развитии территории в связи с несоответствием вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами ЗУ1, ЗУ2 вновь установленному виду разрешенного использования в отношении территориальной зоны N *3; необходимости финансово-экономического обоснования для установления границ комплексного развития территории; об установлении границ комплексного развития территории с нарушением норм законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения по существу сводятся к несогласию с решением о комплексном развитии территории.
Между тем порядок принятия и реализации решения о комплексном развитии территории закреплен в статье 66 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 части 2 приведенной нормы решение о комплексном развитии территории принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в одном из следующих случаев: а) реализация решения о комплексном развитии территории будет осуществляться с привлечением средств бюджета такого субъекта Российской Федерации; б) реализация решения о комплексном развитии территории будет осуществляться юридическим лицом, определенным субъектом Российской Федерации; в) территория, подлежащая комплексному развитию, расположена в границах двух и более муниципальных образований.
Частью 1 статьи 67 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в решение о комплексном развитии территории включаются: 1) сведения о местоположении, площади и границах территории, подлежащей комплексному развитию; 2) перечень объектов капитального строительства, расположенных в границах территории, подлежащей комплексному развитию, в том числе перечень объектов капитального строительства, подлежащих сносу или реконструкции, включая многоквартирные дома; 3) предельный срок реализации решения о комплексном развитии территории; 4) сведения о самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории или о реализации такого решения юридическими лицами, определенными Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации; 5) основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые могут быть выбраны при реализации решения о комплексном развитии территории, а также предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах территории, в отношении которой принимается такое решение. Перечень предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, указываемых в решении о комплексном развитии территории, определяется субъектом Российской Федерации.
Указанные основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные параметры разрешенного строительства могут не соответствовать основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и (или) предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки. В этом случае внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в соответствии с частью 3.4 статьи 33 настоящего Кодекса; 6) перечень объектов культурного наследия, подлежащих сохранению в соответствии с законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, при реализации такого решения (при наличии указанных объектов); 7) иные сведения, определенные Правительством Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решение о комплексном развитии территории нежилой застройки города Москвы N 24, расположенной в производственной зоне N 11 "Огородный проезд" (северная часть) в соответствии с требованиями статей 66, 67 Градостроительного кодекса Российской Федерации было принято постановлением Правительства Москвы от 14 сентября 2023 года N 1762-ПП.
Именно данным постановлением установлено описание местоположения границ комплексного развития территории N 24 (северная часть), основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые могут быть выбраны при реализации решения о комплексного развития территории N 24 (северная часть), предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, обязательства лица, реализующего решение о комплексного развития территории N 24 (северная часть).
Однако проверка постановления Правительства Москвы от 14 сентября 2023 года N 1762-ПП на соответствие нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой, предметом рассмотрения настоящего административного спора не является.
В рамках административного дела проверяется законность постановления Правительства Москвы от 10 апреля 2023 года N 556-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП", которым предусматривается установление в правилах землепользования и застройки города Москвы территории, в границах которых предусматривается осуществление комплексного развития территории.
Оспариваемое постановление принято в целях реализации полномочий Правительства Москвы по градостроительному зонированию, установленных в статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью 5.1 которой закреплена обязанность по установлению на карте градостроительного зонирования территорий, в границах которых предусматривается осуществление комплексного развития территории.
В силу части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что оспариваемый заявителем в части нормативный правовой акт не противоречит нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу, принят высшим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы в пределах компетенции, без нарушения прав и свобод административного истца, а также был обнародован и введен в действие в установленном законом порядке, суд не усматривает оснований для признания нормативного правового акта недействующим.
Руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований АО "Гвидон" отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 23 октября 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.