Московский городской суд в составе председательствующего судьи Лоскутовой А.Е., при помощнике Добровольской А.А., с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Роял Истейт", адрес о признании недействующим отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", -
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, вступившего в силу с 1 января 2022 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2022 года (далее - Перечень на 2022 год). Нормативный правовой акт опубликован 7 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, т. 2, 3, 4, 5, 6, а также размещен 24 ноября 2021 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 20016 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП) в Перечень на 2022 год включено здание с кадастровым номером 77:09:0003004:1030, расположенное по адресу: адрес.
ООО "Роял Истейт", адрес обратились в Московский городской суд с требованиями о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года в части включения в Перечень на 2022 год пункта 20016.
В обоснование заявленных требований ООО "Роял Истейт", адрес ссылаются на то, что здание, включенное в названный Перечень, не обладает признаками объекта налогообложения, определенными статьёй 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64 и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение здания в Перечень противоречит приведенным законоположениям и нарушает права и законные интересы административных истцов, как налогоплательщиков, так как незаконно возлагает на них обязанности по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Московского городского суда от 02 сентября 2022 года в удовлетворении требований ООО "Роял Истейт", адрес о признании недействующим отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2022 г. решение Московского городского суда от 02 сентября 2022г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО "Роял Истейт", адрес - без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 26 июля 2023 года указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Московский городской суд.
При этом суд кассационной инстанции указал, что судами при разрешении административного спора суды фактическое использование спорного объекта в юридически значимые периоды и в требуемом законом объеме не проверили. Техническая документация на здание, договоры аренды, сведения из ЕГРЮЛ в отношении арендаторов помещений, оценку судов первой и апелляционной инстанции по правилам ст. 84 КАС РФ не получили, расчет административных истцов относительно фактического использования здания судами не проверен.
Представитель ООО "Роял Истейт", адрес - фио в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, правомочия Правительства Москвы на принятие обжалуемого нормативного правового акта не оспаривала.
Представитель Правительства Москвы фио в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования, подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статья 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Оспариваемое постановление принято Правительством Москвы в пределах его полномочий, предусмотренных пунктом 5 статьи 1, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", статьями 1, 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", пунктом 1 статьи 44 Закона адрес от 28 июня 1995 года "Устав адрес", пунктом 9 статьи 11 Закона адрес от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", которое сторонами не оспаривалось.
В соответствии с требованиями Закона адрес от 08 июля 2009 года N 25 "О правовых актах адрес" постановление подписано Мэром Москвы, опубликовано в официальных источниках.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признаётся одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2017 года на территории адрес в соответствии с пунктами 1, 2, 2.1 статьи 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", в редакции Закона адрес от 18 ноября 2015 года N 60, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с приведёнными положениями, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории адрес осуществляется в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), при этом площадь здания не учитывается, и (или) вид фактического использования здания (строения, сооружения), имеющего общую площадь свыше 1 000 кв. метров.
В судебном заседании установлено, что ООО "Роял Истейт" принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером 77:09:0003004:1495, общей площадью 4500, 9 кв.м, адрес нежилое помещение с кадастровым номером 77:09:0003004:1496, общей площадью 2 742, 5 кв.м, которые расположены в нежилом здании с кадастровым номером 77:09:0003004:1030, общей площадью 7 243, 4 кв.м, расположенное по адресу: адрес, в котором (т.1 л.д.21-24, 28, 29)
Из материалов дела, отзыва Правительства Москвы следует, что здание включено в оспариваемый Перечень на основании статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1.1 Закона адрес "О налоге на имущество организаций", исходя из вида разрешённого использования земельного участка и критерия фактического использования.
Как следует из материалов дела, нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0003004:1030, расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0003004:1003. (т.1 л.д.25)
адрес с кадастровым номером 77:09:0003004:1003 на 2022 год имел вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий (1.2.7)"
ООО "Роял Истейт" является арендатором земельного участка, площадью 2 400 кв.м из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 77:09:0003004:1003, на основании договора аренда N М-09-036969 от 30 марта 2012 г. (т.1 л.д. 118-121)
В соответствии с п.1.1 договора аренды, земельный участок предоставлен для целей эксплуатации помещений в здании административно-офисного назначения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Таким органом в силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Порядок установления вида разрешенного использования земельных участков в период до принятия правил землепользования и застройки был установлен постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в адрес", пунктом 3.2 которого предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Постановлением Правительства Москвы от 15 июня 2016 года N 343-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы N 363-ПП, пункт 3.2 изложен в новой редакции, согласно которой для определения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, кадастровой стоимости земельного участка разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
В силу положений части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", определено 17 видов разрешенного использования, в том числе: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п.1.2.5); земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7).
Таким образом вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, не в полной мере соответствует видам разрешенного использования, которые установлены Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, в связи с чем правовое значение имеет фактическое использование зданий в оспариваемый период, его предназначение.
На основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости адрес (далее - Госинспекция).
Постановлением Правительства Москвы от 26 мая 2020 года N 626-ПП изменена редакция пункта 1.2 Порядка и указано, что такие мероприятия проводятся с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения адрес контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН").
Согласно приведенному Порядку по результатам проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений составляется акт о фактическом использовании с приложением соответствующих фотоматериалов. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 3.5); в случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6).
В материалы дела представлен Акт обследования N 91216474/ОФИ от 06 августа 2021 года, согласно которому здание фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. (т.1 л.д.103-117)
В разделе 6.2, 6.4 Акта указано, что на момент проведения обследования 75, 83% от общей площади здания фактически используется для размещения офисов, 0, 48% для размещения объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3.5 Порядка по результатам проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений составляется акт о фактическом использовании с приложением фотоматериалов.
Пунктами 3.4 - 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий осуществляется фотосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного здания, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, указателей наименований улиц и номеров домов, расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования работник Госинспекции, уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой совместным приказом Департамента экономической политики и развития адрес и Госинспекции, с приложением соответствующих фотоматериалов. В случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и (или) нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
Понятие "офис" дано в подпункте 4 пункта 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий, согласно которому, в редакции, действующей на момент составления акта обследования здания, "офисом" обозначается здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в котором оборудованы стационарные рабочие места, используемое для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов, оборудованное оргтехникой и средствами связи, не используемое непосредственно для производства товаров.
Толкование подпункта 4 пункта 1.4 вышеназванного порядка в его системной взаимосвязи с пунктами 3 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 1.1 Закона адрес "О налоге на имущество организаций" позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
Вместе с тем, в нарушение требований Порядка определения вида фактического использования зданий Акт обследования N 91216474/ОФИ от 06 августа 2021 года, не содержит достоверные сведения о выявленных признаках размещения в здании офисов. Приложенные фотоматериалы не позволяют однозначно определить целевое использование, как того требуют положения пунктов 3.4, 3.5, 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий. Фотографии фасада здания и отдельных его помещений об указанных обстоятельствах не свидетельствуют.
На фототаблице в Акте от 2021 года зафиксирован фасад здания, фотоснимки склада, 9 фотографий открытых кабинетов, 18 фотоснимков вывесок на закрытых дверях отдельных помещений внутри здания. Однако, фотоснимки дверей, на которых расположены вывески, не могут служить объективным доказательством использования кабинетов, на которых расположены эти вывески, в офисных целях в случае, если отсутствует фиксация внутренней обстановки кабинетов.
Кроме того, фотографии, подтверждающие наличие площадей, используемых под бытовое обслуживание, отсутствуют.
В технической документации на здание указано, что 3 873, 9 кв.м помещений здания имеют назначение "производственные", 196, 0 кв.м помещений имеют назначение "складское", 2 732, 6 кв.м имеют назначение "учрежденческие", площадь 391, 0 кв.м помещений имеют назначение "общественное питание". (т.1 л.д.110)
То обстоятельство, что в здании с кадастровым номером 77:09:0003004:1030 имеются помещения площадью 2 732, 6 кв.м с наименованием "учрежденческие", не свидетельствует об использовании объекта под цели, предусмотренные статьей 378.2 НК РФ, так как наименование помещений "учрежденские" не тождественно понятию "офисы".
Оспаривая выводы акта обследования, административные истцы представили документы о фактическом использовании нежилых помещений в здании в спорный налоговый период, а именно:
- договор аренды нежилого помещения N 440 от 01 августа 2021г, согласно которому помещение площадью 140 кв.м передано ООО фио Дент" под организацию производства. Согласно выписки из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО фиоДент" является "производство медицинских инструментов и оборудования". (т.2 л.д. 8-10, 11-12)
- договор N 435 аренды нежилого помещения от 01 июля 2021г, согласно которому помещение общей площадью 68, 8 кв.м передано ООО "Типография Галла-М" для организации офиса, производства, склада. Согласно выписки из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО "Типография Галла-М" является деятельность "полиграфическая и предоставление услуг в этой области". В соответствии с предоставленной справки генерального директора указанного общества, ООО "Типография Галла-М" осуществляет печатание газет, занимается издательской деятельностью, деятельностью брошюровочно-переплетного и отделочной.(т.2.л.д.13-15, 16)
- договор N 437 аренды нежилого помещения от 01 июля 2021г, согласно которому помещение общей площадью 630, 1 кв.м передано ООО "ОНТАЙМ" для организации офиса, производства, склада. Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "ОНТАЙМ" является "прочие виды полиграфической деятельности". В соответствии с предоставленной справки генерального директора указанного общества, ООО "ОНТАЙМ" осуществляет печатание газет, занимается изданием книг, журналов. (т.2 л.д.17-19, 20)
- договор аренды N 433 нежилого помещения от 01 июня 2021г, согласно которому помещение площадью 413, 3 кв.м передано ООО "Москерамика" под организацию производства и офиса. Согласно выписки из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО "Москерамика" является "производство столовой и кухонной керамической посуды". В соответствии с предоставленной справки генерального директора указанного общества, ООО "Москерамика" специализируется на сложной реалистической живописи на керамике по сырой глазури и лепных изделий. (т. 2 л.д.21-23, 24)
- договор N 436 аренды нежилого помещения от 01 июня 2021г, согласно которому помещение общей площадью 260, 6 кв.м передано ООО "Галла-М" под организацию производства, склада, офиса. (т. 2 л.д. 25-27, 28)
-договор N 441 аренды нежилого помещения от 01 августа 2021г, согласно которому помещение общей площадью 181, 3 кв.м передано ООО "МАКСИМУС" для организации офиса, производства, склада. Согласно выписки из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО "МАКСИМУС" является "прочие виды полиграфической деятельности". В соответствии с предоставленной справки генерального директора указанного общества, ООО "МАКСИМУС" изготавливает картонные бумажные крышечки ля стаканов, самокопирующие бланки, печати для отелей и ресторанов, листовки, буклеты, визитки. (т.2 л.д.29-31, 32)
- договор N 442 аренды нежилого помещения от 01 августа 2021г, согласно которому помещение I площадью 57, 53 кв.м и помещение II площадью 56, 70 кв.м передано ООО "Академия чистоты" под организацию склада. Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "Академия чистоты" является "стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий". (т. 2 л.д.34-36, 37-38)
- договор N 411 аренды нежилого помещения от 21 декабря 2021г, согласно которому помещение общей площадью 75, 72 кв.м передано АНО "Социальная служба поддержки нуждающихся помощь придет" под организацию склада. Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности АНО "Социальная служба поддержки нуждающихся помощь придет" является "предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам". (т. 2 л.д. 39-41, 42)
- договора N 425 и N 438 аренды нежилого помещения от 31 марта 2021г. и от 01 августа 2021г, согласно которым помещение общей площадью 55, 32 кв.м передано ООО "Формат-М" под организацию склада, помещение площадью 44, 8 к.м переедено под офис. Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "Формат-М" является "деятельность полиграфическая и предоставление услуг в этой области". В соответствии с предоставленной справки генерального директора указанного общества, ООО "Формат-М" разрабатывает дизайн-проекты книжных изданий, журналов и иной полиграфической продукции, осуществляет верстку будущих печатных издании, оказывает издательские услуги. (т. 2 л.д. 43-45, 46-48, 49)
- договор N 417 аренды нежилого помещения от 01 февраля 2021г, согласно которому помещение площадью 973, 75 кв.м передано ООО "Печатный Дом" под организацию производства, офиса, склада. Согласно выписки из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО "Печатный Дом" является "прочие виды полиграфической деятельности". В соответствии с предоставленной справки генерального директора указанного общества, ООО "Печатный Дом" занимается изготовлением любой продукции на бумаге или картоне: периодические журналы, каталоги, брошюры, рекламная продукция и т.д. (т. 2 л.д. 50-52, 53-54)
- договор N 428 аренды нежилого помещения от 01 июня 2021г, согласно которому помещение площадью 138, 68 кв.м передано ООО "Сторк" под организацию склада. Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "Сторк" является "торговля оптовая сахаром, шоколадом и сахаристыми кондитерскими изделиями". (т. 2 л.д. 55-58, 59-60)
- договор N 418 аренды нежилого помещения от 1 февраля 2021г, согласно которому помещение площадью 44, 7 кв.м передано ООО "СТЛ" под размещение офиса. Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "СТЛ" является "строительство железных дорог и метро". (т.2 л.д.61-63, 64-65)
- договор N 430 аренды нежилого помещения от 01 июня 2021г, согласно которому помещение площадью 45, 3 кв.м передано ООО "АСТ" под офис. Согласно выписки из ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО "АСТ" "работы строительные специализированные прочие, не включенные другие группировки". (т.2 л.д.66-68, 69-70)
- договор N 422 аренды нежилого помещения от 01 марта 2021г, согласно которому помещение площадью 38, 28 кв.м передано ИП фио под организацию офиса, склада, швейное производство.Согласно выписки из ЕГРЮЛ основной вид деятельности индивидуального предпринимателя "производство прочей верхней одежды". (т. 2 л.д. 71-73, 74-75)
- договор N 439 аренды нежилого помещения от 01 августа 2021г, согласно которому помещение I площадью 31, 9 кв.м и помещение II площадью 3, 0 кв.м передано ООО "Велес Принт" под организацию офиса, склада. Согласно выписки из ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО "Велес Принт" является "деятельность полиграфическая и предоставление услуг в этой области". В соответствии с предоставленной справки генерального директора указанного общества, ООО "Велес Принт" занимается производством книг средних и больших тиражей, цифровой полиграфией, производство упаковок и пакетов. (т.2 л.д. 76-78, 79-80)
- договор аренды нежилых помещений N 4-2324/01-301221 от 01 января 2021г, согласно которому адрес помещение площадью 31, 50 кв.м передано ООО "Промышленные Системы Автоматики" под административные цели, для размещения офисов, склада, персонала и служб арендатора. Согласно выписки из ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО "Промышленные Системы Автоматики" "производство электрической распределительной и регулирующей аппаратуры". (т.2 л.д. 81-85, 86)
- договор аренды нежилых помещений N 4-2315/12-311021 от 01 декабря 2020г, согласно которому помещение площадью 21, 70 кв.м передано ООО "ЕГ Логистика" под административные цели, для размещения офисов, склада, персонала и служб арендатора. Согласно выписки из ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО "ЕГ Логистика" "аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом". (т.2 л.д. 87-91, 92-94)
- договор аренды нежилых помещений N 4-2323/01-301221 от 01 января 2021г, согласно которому помещение площадью 24, 50 кв.м передано ООО "Принт-лаборатория" под административные цели, для размещения офисов, склада, персонала и служб арендатора. Согласно выписки из ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО "Принт-лаборатория" является "деятельность полиграфическая и предоставление услуг в этой области". (т.2 л.д. 95-99, 100-101)
- договор аренды нежилых помещений N 4-2421/08-300622 от 01 августа 2021г, согласно которому помещение площадью 279, 90 кв.м передано ООО "Но_НЭЙМ" под ювелирное производство. Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "Но_НЭЙМ" является "производство ювелирных изделий и аналогичных изделий". (т.2 л.д.102-106, 107)
- договор аренды нежилых помещений N 4-2366/03-310122 от 01 марта 2021г, согласно которому помещение площадью 94, 2 кв.м передано ООО "Архивариус" под административные цели, для размещения офисов, склада, персонала и служб арендатора. Согласно выписки из ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО "Архивариус" "деятельность библиотек и архивов". (т.2 л.д. 108-113, 114)
- договор аренды нежилых помещений N 4-2331/01-301221 от 01 января 2021г, согласно которому помещение площадью 126, 9 кв.м передано ООО "Мебель и Фурнитура" под административные цели, для размещения офисов, склада, персонала и служб арендатора. Согласно выписки из ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО "Мебель и Фурнитура" является "торговля оптовая офисной мебелью". (т.2 л.д. 115- 119, 120)
- договор аренды нежилых помещений N 4-2329/01-301221 от 01 января 2021г, согласно которому помещение площадью 18, 3 кв.м передано ЧОП "СОЮЗ" под административные цели, для размещения офисов, склада, персонала и служб арендатора. Согласно выписки из ЕГРЮЛ основной вид деятельности ЧОП "СОЮЗ" - "деятельность частных охранных служб". (т.2 л.д.121-125, 126-127)
- договор аренды нежилых помещений N 4-2376/04-280222 от 01 апреля 2021г, согласно которому помещение площадью 56, 2 кв.м передано ООО "АрхивВ" под административные цели, для размещения офисов, склада, персонала и служб арендатора. Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "АрхивВ" является "деятельность библиотек и архивов". (т.2 л.д.128-132, 133)
- договор аренды нежилых помещений N 4-2295/10-310821 от 01 октября 2020г, согласно которому помещение площадью 55, 70 кв.м передано ООО "МОДЖО" под административные цели, для размещения офисов. Согласно выписки из ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО "МОДЖО" - "производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения". (т.2 л.д. 134-139, 140-141)
- договор аренды нежилых помещений N 4-2390/05-310322 от 01 мая 2021г, согласно которому помещение площадью 40, 4 кв.м передано Десногорской баскетбольной ассоциации "Центр спортивной подготовки баскетболистов" под административные цели, для размещения офисов, персонала и служб арендатора. Согласно выписки из ЕГРЮЛ основной вид деятельности Десногорской баскетбольной ассоциации "Центр спортивной подготовки баскетболистов" - "деятельность в области спорта". (т.2 л.д. 142-146, 147)
- договор аренды нежилых помещений N 4-2425/08-300622 от 01 августа 2021г, согласно которому помещение площадью 35, 5 кв.м передано ООО "ЛОКУС" под административные цели, для размещения офисов, персонала и служб арендатора. Согласно выписки из ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО "ЛОКУС" является "деятельность рекламная". (т.2 л.д.148-152, 153-154)
- договор аренды нежилых помещений N 4-2374/04-280222 от 01 апреля 2021г, согласно которому помещение площадью 10 кв.м передано адрес под административные цели, для размещения хранения архивных документов. Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности адрес является "технические испытания, исследования, анализ и сертификация". (т.2 л.д. 155-159, 160-161)
- договор аренды нежилых помещений N 4-2365/03-310122 от 01 марта 2021г, согласно которому помещение площадью 65, 6 кв.м передано ООО "Союзхимпоставка ГК" под административные цели, для размещения офисов, склада, персонала и служб арендатора. Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "Союзхимпоставка ГК" является "торговля оптовая химическим продуктами". (т.2 л.д.162-167, 168)
- договор аренды нежилых помещений N 4-2424/08-300622 от 01 августа 2021г, согласно которому помещение площадью 12, 5 кв.м передано ООО Агрофирма "Русские травы" под административные цели, для размещения офисов, склада, персонала и служб арендатора. Согласно выписки из ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО Агрофирма "Русские травы" - "торговля оптовая семян масличных культур". (т.2 л.д. 169-174, 175)
Площадь в размере 187, 30 кв.м используется ООО "Роял Истейт" для собственных нужд в спорном нежилом здании.
Таким образом из предоставленных документов следует, что площадь используемая под цели предусмотренные ст. 378.2 НК РФ составляет 829, 78 кв.м (ООО "СТЛ" используется под размещение офиса 44, 7 кв.м, ООО "Формат-М" использует под размещение офиса 44, 8 кв., ООО "АСТ" используется под размещение офиса 45, 3 кв.м, ООО "Промышленные системы автоматики" используется под размещение офиса 31, 5 кв.м, ООО "ЕГ Логистика" используется под размещение офиса 23 кв.м, ООО "Моджо" используется под размещение офиса 55, 7 кв.м, ООО "Локус" используется под размещение офиса 35, 5 кв.м, ООО "Союзхимпоставка ГК" используется под размещение офиса 65, 6 кв.м, ООО "Агрофирма Русские травы" используется под размещение офиса 12, 5 кв.м, ООО "ЧОП СОЮЗ" используется под размещение офиса 18, 3 кв.м, ООО "Мебель и фурнитура" используется под размещение офиса 126, 9 кв.м, ООО "Сторк" используется под размещение офиса 138, 68 кв.м, ООО "Роял Истей" используется под размещение офиса 187, 30 кв.м, учитывая, что основной вид деятельности административного истца "аренда и управление собственным или арендованным имуществом", что составляет 12, 34 % от общей площади здания.
Иных доказательств использования более 20% от общей площади здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания административным ответчиком не представлено.
Довод административного ответчика о том, что помещения, занимаемые ООО "Галла-М", ООО "Онтайм", ООО "Москерамика", ООО "Печатный дом", ООО "Максимус", ИП фио, ООО "Велес Принт", ООО "Принт Лаборатория", ООО "Архивариус", ООО "Архив В" используется для размещения офисов, подлежит отклонению.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ основными видами деятельности ООО "Типография Галла-М", ООО "Велес Принт", ООО "Принт-лаборатория" является деятельность "полиграфическая и предоставление услуг в этой области"; ООО "Печатный Дом", ООО "ОНТАЙМ", ООО "МАКСИМУС" является "прочие виды полиграфической деятельности", ООО "Москерамика" является "производство столовой и кухонной керамической посуды", ООО "Архивариус", ООО "АрхивВ" является "деятельность библиотек и архивов", основной вид деятельности индивидуального предпринимателя фио является "производство прочей верхней одежды". Деятельность указанных арендаторов направлена на осуществление основного вида деятельности.
Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, а также, что именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объектов недвижимости, включенных в оспариваемый Перечень, признакам административно-делового и (или) торгового центра, объекта общественного питания и (или) бытового обслуживания установленным действующим законодательством, однако, таких доказательств не представлено, суд, учитывая нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлениях N 19-П; определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О и от 15 января 2008 года N 294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все неустранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), приходит к выводу о законности заявленных административными истцами требований.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного производства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Оспариваемые положения затрагивают права административного истца, так как регулируют правоотношения по уплате налога на имущество за 2022 год.
В связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца следует признать недействующим с 1 января указанного налогового периода включение в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость спорного здания.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" или размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Государственная пошлина по делам об оспаривании нормативных правовых актов подлежит уплате юридическими лицами в размере сумма. Согласно пункту 2 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Однако государственная пошлина уплачена в размере сумма каждым из административных истцов.
В такой ситуации суд взыскивает в пользу административных расходы по уплате государственной пошлины по сумма. Также по правилам статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации административным истцам подлежит возврату излишне уплаченная государственная пошлина.
Руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Признать недействующим с 1 января 2022 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункт 20016.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы www.mos.ru.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ООО "Роял Истейт", адрес расходы по уплате государственной пошлины по сумма в пользу каждого.
Вернуть излишне уплаченную государственную пошлину в размере сумма по платежному поручению N64 от 29 марта 2022 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда А.Е.Лоскутова
Решение в окончательной форме изготовлено 20 октября 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.