Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Богацкого В.В. в защиту ООО "ПАЛЬМИРА ГРУП" на постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 26 апреля 2023 года, которым
общество с ограниченной ответственностью "ПАЛЬМИРА ГРУП", ИНН:, ОГРН:, юридический адрес: адрес, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
27 марта 2023 года старшим инспектором ОИАЗ Четвертого управления МВД России майором полиции Беляковым Р.В. в отношении ООО "ПАЛЬМИРА ГРУП" (далее также - Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Замоскворецкий районный суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник Богацкой В.В. подал в Московский городской суд жалобу, в которой просил об его отмене и прекращении производства по делу по доводам, изложенным в жалобе.
Законный представитель ООО "ПАЛЬМИРА ГРУП" в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещён, направил в суд представлять интересы Общества защитника по доверенности Богацкого В.В, который доводы жалобы поддержал в полном объёме.
Исследовав материалы дела, заслушав защитника, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрена за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трёх рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершённые в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, подлежат квалификации по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трёх рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31 января 2023 года в 11 час. 00 мин. в ходе проведения проверки сотрудниками Четвертого управления МВД России был выявлен факт привлечения ООО "ПАЛЬМИРА ГРУП" к трудовой деятельности с 30 декабря 2022 года гражданина Хатамова Ю.Д, паспортные данные, в качестве подсобного рабочего на территории объекта капитального строительства ПАО " наименование организации" "Комплекс апартаментов Квартал 1" (входящего в состав строительства смешанной застройки района D2 "Технопарк"), расположенного по адресу: г. Москва, территория ИЦ " наименование", однако в нарушении требований п. 8 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ ООО "ПАЛЬМИРА ГРУП" не направлено уведомление о заключении трудового договора с указанным иностранным гражданином в течение трёх рабочих дней с даты фактического допуска к трудовой деятельности (до 12 января 2023 года) территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность.
Указанные действия (бездействие) ООО "ПАЛЬМИРА ГРУП" квалифицировано судом первой инстанции по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Событие административного правонарушения и вина Общества в его совершении подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, а именно: протоколом ЧУ N 0000741 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "ПАЛЬМИРА ГРУП", в котором подробно приведено событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, указаны нормы закона, нарушение которых вменяется Обществу, при этом права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в отсутствие законного представителя ООО "ПАЛЬМИРА ГРУП", в установленном порядке извещённого о месте и времени составления протокола уведомлением, полученным представителем по доверенности Шакировым М.Ю, протокол соответствует требованиям, предъявляемым ст. 28.2 КоАП РФ; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 31 января 2023 года; распоряжением о проведении выездной внеплановой проверки иностранных граждан, пребывающих в Российской Федерации, N 4 от 30 января 2023 года; протоколом осмотра территории от 31 января 2023 года; фототаблицей; письменными объяснениями Хатамова Ю.Д.; справкой о проверке по базе данных ГУ МВД России по г. Москве; копией паспорта гражданина адрес на имя Хатамова Ю.Д.; отчётом "Учёта рабочего времени" от 23 декабря 2022 года до 6 февраля 2023 года; письмом ООО " наименование организации" о работниках ООО "ПАЛЬМИРА ГРУП"; договором подряда N СК-23/12/22-D2-П от 23 декабря 2022 года; договором подряда N СК-28/10/22-D2-П от 28 октября 2022 года; выпиской из ЕГРЮЛ; иными материалами.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывает, доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.
Доводы жалобы о том, что уведомление о составлении протокола об административном правонарушении было вручено Шакирову М.Ю, который согласно доверенности от 11 января 2023 года ограничен в наделённых ему полномочиях, в связи с чем законный представитель ООО "ПАЛЬМИРА ГРУП" не был уведомлён о дате и времени составления протокола, подлежат отклонению, как несостоятельное.
Положения ст. 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
При выявлении факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Как следует из письменных материалов дела законный представитель ООО "ПАЛЬМИРА ГРУП" надлежащим образом извещён о времени и месте составления протокола об административном правонарушении уведомлением, полученным защитником ООО "ПАЛЬМИРА ГРУП" Шакировым М.Ю, действующим на основании доверенности от 11 января 2023 года, однако 27 марта 2023 года на составление протокола не явился. Явившийся в управление в установленное время 27 марта 2023 года защитник Богацкой В.В, чьи полномочия подтверждены доверенностью от 24 марта 2023 года, письменно ходатайствовал об отложении составления протоколов с 27 марта 2023 года на 30 марта 2023 года в 10 час. 00 мин. в связи с невозможностью участия на указанную дату и предоставление дополнительных документов.
Определением старшего инспектора ОИАЗ Четвертого управления МВД России майора полиции Усачева А.Ю. от 27 марта 2023 года в удовлетворении вышеуказанного ходатайства отказано. Данное определение вручено под расписку защитнику Богацкому В.В.
Протокол об административном правонарушении был составлен без участия законного представителя Общества и его защитника в порядке ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ.
Соответственно, порядок составления протокола об административном правонарушении в отношении ООО "ПАЛЬМИРА ГРУП" должностным лицом не нарушен.
Вывод должностного лица и судьи районного суда о виновности ООО "ПАЛЬМИРА ГРУП" в совершении инкриминируемого ему деяния соответствует письменным материалам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершённого административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что ООО "ПАЛЬМИРА ГРУП" приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в материалах дела не имеется, ссылок на такие доказательства также не содержат и доводы поданной жалобы, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего миграционного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у юридического лица имелась, что свидетельствует о его вине.
ООО "ПАЛЬМИРА ГРУП" обязано осуществлять свою предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае им сделано не было.
При таких обстоятельствах, действия (бездействие) ООО "ПАЛЬМИРА ГРУП" по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ квалифицировано правильно.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырёхсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершённое административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьёй раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей, возложенных на него законодательством.
При вышеизложенном оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, для применения в отношении ООО "ПАЛЬМИРА ГРУП" положений ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей назначено ООО "ПАЛЬМИРА ГРУП" в порядке ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ с учётом положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, с учётом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, имущественного положения должностного лица. Выводы по мере наказания мотивированы, оснований не согласиться с назначенной мерой наказания, не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых постановления должностного лица, решения судьи, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 26 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ПАЛЬМИРА ГРУП", ИНН:, ОГРН:, юридический адрес: адрес, оставить без изменения, жалобу защитника Богацкого В.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Д.В. Гришин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.