Судья Московского городского суда Павлов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации фио на постановление судьи Пресненского районного суда города Москвы от 10 октября 2022 года, которым постановлено:
"Признать Министерство обороны Российской Федерации виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 000 рублей",
УСТАНОВИЛ:
15 сентября 2022 года судебным приставом-исполнителем отделения ССП адрес в отношении Министерства обороны Российской Федерации составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Материалы дела переданы в районный суд, судьей которого вынесено постановление о привлечении Министерства обороны Российской Федерации к административной ответственности по ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа.
Не согласившись с данным судебным постановлением, представитель ведомства обратился с жалобой на него в Московский городской суд, просил постановление отменить, ссылаясь на отсутствие со своей стороны противоправного бездействия, поскольку все мероприятия проводятся ведомством в пределах выделяемых на данные цели денежных средств.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителя Министерства обороны РФ фио, поддержавшего жалобу, прихожу к следующим выводам.
Частью 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
В силу ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от одного миллиона до трех миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
На основании ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьями 5 и 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ определено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы; законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации; в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом; невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В силу положений ч. 1 и ч. 2 ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения; при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Согласно ст. 113 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ, в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данные нормы направлены на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в отделении ССП адрес на исполнении находится исполнительное производство N 68027/20/51001-ИП от 15 мая 2020, возбужденное на основании исполнительного документа - исполнительного листа N 018051274 от 07 мая 2020, выданного Октябрьским районным судом адрес по делу N 2-5318/2019.
Предметом исполнения данного исполнительного документа является: обязать Министерство обороны РФ в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить консервацию незавершенного строительством объекта - здания санитарно-эпидемиологического отряда, расположенного по адресу: адрес, адрес, район... ; принять необходимые меры, препятствующие несанкционированному доступу внутрь объекта на территории строительной площадки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2011 N 802; очистить территорию земельного участка с кадастровым номером 51:20:0002015:13 от строительного и бытового мусора (бой кирпича, строительные материалы, бытовой мусор), в отношении должника - Министерства обороны РФ в пользу взыскателя - Администрация адрес.
В ходе исполнительного производства установлено, что Министерство обороны РФ обязано исполнить решение в суда в пятидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства - 21 мая 2020. Срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, истек 28 мая 2020, однако в установленный срок требования исполнительного документа исполнены не были.
29 июня 2020 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 рублей, а также вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа.
30 декабря 2020 заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава ОСП адрес вынесено постановление
N 4754/20/51001-АП по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания, согласно которому должник - Министерство обороны РФ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
14 июня 2022 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа, полученное Министерством обороны РФ 21 июня 2022.
Срок исполнения требования истек 1 августа 2022 и 2 августа 2022 судебным приставом-исполнителем осуществлен выход по адресу: адрес, район.., в ходе которого установлено, что решение Октябрьского районного суда адрес от 25 сентября 2019 до настоящего времени не исполнено, о чем составлен соответствующий акт.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства от 15 мая 2020 должник предупрежден о том, что неисполнение им содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора, влечет административную ответственность по ст. 17.15 КоАП РФ.
Вместе с тем, будучи предупрежденным об административной ответственности, должник требования исполнительного документа не исполнил.
Таким образом, 2 августа 2022 в 15 час. 40 мин. должником - Министерством обороны РФ допущены нарушения законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в неисполнении исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.
Действия Министерства обороны РФ квалифицированы по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Вина Министерства обороны РФ в совершении указанного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе:
- протоколом об административном правонарушении N 6053/22/51001-АП от 15 сентября 2022;
- актом о совершении исполнительных действий от 2 августа 2022;
- постановлением о назначении нового срока исполнения от 14 июня 2022;
- постановлением по делу об административном правонарушении от 30 декабря 2020;
- постановлением о возбуждении исполнительного производства от 15 мая 2020;
- исполнительным листом ФС N 018051274 от 7 мая 2020;
- другими материалами дела.
Материалы дела свидетельствуют о том, что должнику судебным приставом-исполнителем устанавливался новый срок исполнения исполнительного документа, в который данный документ исполнен не был.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Министерства обороны РФ возможности по уважительным причинам исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, представлено не было, 15 сентября 2022 года судебным приставом-исполнителем отделения ССП адрес в отношении Министерства обороны Российской Федерации обоснованно составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Наличие события вмененного заявителю административного правонарушения и вина заявителя в его совершении подтверждаются совокупностью исследованных должностным лицом административного органа доказательств.
Данные доказательства оформлены судебными приставами-исполнителями ОСП по адрес в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со
ст. 26.11 КоАП РФ, а поэтому обоснованно приняты должностным лицом и судьей, и положены в основу обжалуемых актов, что нашло свое отражение в решении судьи, которое мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
С учетом длительности периода неисполнения исполнительного документа лицом, на которого возложена соответствующая обязанность, непринятием ведомством своевременных, необходимых и достаточных мер по исполнению суда общей юрисдикции, а также требований судебного пристава-исполнителя в установленный срок, привлечение ведомства к административной ответственности является законным и обоснованным.
Доводы жалобы представителя о том, что поскольку все мероприятия проводятся ведомством в пределах выделяемых на данные цели денежных средств, со стороны ведомства отсутствует противоправное бездействие, судом отклоняются, поскольку в большей степени являются формальными и сводятся к уклонению заявителя от административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах рассматриваемого дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что Министерством обороны РФ своевременно приняты все зависящие от него необходимые и достаточные меры по исполнению решения суда общей юрисдикции, а также требований судебного пристава-исполнителя во вновь установленный после наложения штрафа срок, то есть по соблюдению правил и норм административного законодательства, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
При этом, обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, не установлено.
При рассмотрении настоящего дела должностным лицом и судьей районного суда на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в порядке требований ст. 26.1 КоАП РФ, установлены наличие события административного правонарушения, виновное лицо, и виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, выводы, изложенные в обжалуемых постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава вмененного административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов должностного лица и судьи, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу заявителя, по делу не усматривается.
Административное наказание заявителю назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, финансового положения юридического лица.
Оспариваемое постановление принято в пределах полномочий должностного лица административного органа, при соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности, в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом и судьей районного суда не допущено, в связи с чем обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется, в том числе, по доводам поданной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление Пресненского районного суда города Москвы от 10 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда
А.В. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.