Судья Московского городского суда фио, с участием защитника фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора адрес фио на постановление врио заместителя начальника ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес N 161/1704 от 03.02.2022 г. и решение судьи Тушинского районного суда адрес от 10.10.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении адрес,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением врио заместителя начальника ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 03.02.2022 г. N 161/1704 адрес (далее также - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Тушинского районного суда адрес указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба генерального директора адрес фио - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, генеральный директор адрес фио просит решение районного суда отменить по доводам, изложенным в жалобе.
адрес "ВНЕШСТРОЙИМПОРТ" фио в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещён, направил в суд защитника фио, который доводы жалобы поддержал.
Исследовав материалы дела, выслушав защитника, изучив доводы жалобы с учётом положений ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, согласно которым судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Административная ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ, наступает за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.
Нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершённые в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес, подлежат квалификации по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на адрес и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 13.3 того же Федерального закона, работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на адрес иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из п. 4 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
Как следует из материалов настоящего дела, 17.03.2021 г. по адресу: адрес, в ходе проведения проверки сотрудниками ОМК ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес был выявлен факт привлечения юридическим лицом адрес, в нарушение требований п. 4 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", к трудовой деятельности в качестве монтажника гражданина Донецкой адрес фио, не имеющего патента либо разрешения на осуществление трудовой деятельности в городе федерального значения Москве.
Действия адрес квалифицированы должностным лицом и судьёй районного суда по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Вместе с тем, решение судьи районного суда подлежит отмене в силу следующего.
Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
30.09.2022 г. между Российской Федерацией и Донецкой адрес был заключён Договор, согласно которому ДНР считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.
Согласно ст. 2 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой адрес и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой адрес" со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой адрес в составе Российской Федерации образуется новый субъект - Донецкая адрес; Донецкая адрес принимается в Российскую Федерацию в статусе республики.
В соответствии со ст. 5 указанного Федерального конституционного закона со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой адрес и образования в составе Российской Федерации нового субъекта граждане Донецкой адрес, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на этот день на адрес или ранее постоянно проживавшие на указанной территории и выехавшие из Донецкой адрес в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, а также их несовершеннолетние дети приобретают гражданство Российской Федерации в результате признания их гражданами Российской Федерации при условии принесения Присяги гражданина Российской Федерации (часть 1).
Граждане Российской Федерации, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи либо до дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой адрес и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, постоянно проживали на этот день или ранее постоянно проживали на адрес и у которых гражданство Украины не прекращено, признаются гражданами Российской Федерации, не имеющими гражданства Украины, со дня подачи ими заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины. Граждане Российской Федерации, подавшие заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины, освобождаются от обязанности подать уведомление о наличии у них гражданства Украины (часть 9).
Гражданство Донецкой адрес прекращается со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой адрес и образования в составе Российской Федерации нового субъекта (часть 10).
К гражданам Российской Федерации, которые признаны в соответствии с настоящей статьёй не имеющими гражданства Украины и которые не имеют гражданства (подданства) другого иностранного государства, не применяются положения законодательства Российской Федерации, предусматривающие ограничения в отношении граждан Российской Федерации, имеющих гражданство (подданство) иностранного государства, с учётом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 13).
Сведения о том, приобрёл ли гражданин Донецкой адрес фио в установленном выше порядке гражданство Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют.
Между тем, данное обстоятельство имеет существенное значение, поскольку при наличии у фио гражданства Российской Федерации, обязанность получения им патента для осуществления трудовой деятельности в городе федерального значения Москве, установленная п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", у него отсутствует.
Кроме того, согласно подп. "б" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 27.08.2022 N 585 "О временных мерах по урегулированию правового положения граждан Донецкой адрес, Донецкой адрес и Украины в Российской Федерации" лица, состоявшие в гражданстве Донецкой адрес или Луганской адрес, и граждане Украины, если иное не предусмотрено указом Президента Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации без разрешения на работу или патента и без учета требований к заявленной цели визита в Российскую Федерацию после проведения территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации идентификации личности по отпечаткам пальцев (ладоней) рук (далее - идентификация личности), а в случае отсутствия дактилоскопической информации - после проведения указанным территориальным органом дактилоскопической регистрации и фотографирования, а также после прохождения ими медицинского освидетельствования.
Лица, состоявшие в гражданстве Донецкой адрес или Луганской адрес, и граждане Украины, въехавшие в Российскую Федерацию до дня вступления в силу настоящего Указа и осуществляющие трудовую деятельность в Российской Федерации, но не прошедшие идентификации личности (дактилоскопической регистрации, фотографирования) и (или) медицинского освидетельствования, обязаны в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу настоящего Указа пройти эти процедуры в порядке, установленном Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (пункт 3 Указа).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Тушинского районного суда адрес от 10.10.2022 г. не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело - возвращению в тот же суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судье районного суда необходимо учесть изложенное, провести всестороннюю, полную и объективную оценку всех обстоятельств дела с учётом доводов жалобы и вынести законное и обоснованное решение.
В связи с отменой решения суда и направлением дела на новое рассмотрение суд апелляционной инстанции не входит в обсуждение иных доводов жалобы заявителя, поскольку они подлежат проверке при новом рассмотрении дела
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Жалобу генерального директора адрес фио удовлетворить частично.
Решение судьи Тушинского районного суда адрес от 10.10.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении адрес отменить.
Дело направить в Тушинский районный суд адрес на новое рассмотрение.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.