Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ходус Ю.А, судей Калугина Д.М, Мироновой Н.В, при секретаре ФИО8
с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Правительству Пермского края о признании недействующими в части со дня принятия нормативные правовые акты, определяющие перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, по апелляционной жалобе административного истца ФИО2 на решение Пермского краевого суда от 1 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Ходус Ю.А, объяснения представителя административного истца - ФИО13, представителя Правительства Пермского края, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края - ФИО9, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО2 обратилась с административным исковым заявлением к Правительству Пермского края о признании недействующими в части со дня принятия нормативные правовые акты, определяющие перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В обоснование исковых требований указала, что Правительство Пермского края постановлениями от 28 ноября 2019 года N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее также - Постановление N 874-п), от 25 ноября 2020 года N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее также - Постановление N 896-п), от 29 ноября 2021 года N 940-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее также - Постановление N 940-п), от 24 ноября 2022 года N 992-п "Об определении на 2023 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее также - Постановление N 992-п) утвердило согласно таблицам 2 приложений Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020-2023 годы, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае".
Названными постановлениями Правительства Пермского края определены на 2020-2023 годы перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, согласно приложению к Постановлениям.
Под пунктами 1585 таблицы 2 к Постановлению N 874-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 27 декабря 2019 года N 1001-п), 320 таблицы 2 к Постановлению N 896-п, 666 таблицы 2 к Постановлению N 940-п, 4037 таблицы 2 к Постановлению N 992-п включен объект недвижимости - нежилое помещение площадью 19, 4 кв.м, с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
ФИО2, являясь собственником названного объекта недвижимости, просила признать недействующими пункты 1585 таблицы 2 к Постановлению N 874-п, 320 таблицы 2 к Постановлению N 896-п, 666 таблицы 2 к Постановлению Правительства N 940-п, 4037 таблицы 2 к Постановлению N 992-п.
Полагала, что данное помещение не отвечает требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, оспариваемые правовые предписания противоречат приведенным законоположениям и нарушают права административного истца, так как незаконно возлагают обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Пермского краевого суда от 1 июня 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административного истца содержится просьба об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решение об удовлетворении требований о признании недействующими в части со дня принятия нормативных правовых актов, определяющих Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020-2023 годы.
В обоснование доводов административный истец указывает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании статьи 310 КАС РФ, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также в связи с нарушением и неправильным применением норм материального права.
Так, полагает, что в выписке из ЕГРН не содержится номер помещения на поэтажном плане, в связи с чем невозможно отнести акт обследования к помещению, принадлежащему административному истцу.
Также обращает внимание, что из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Гарантия права" юридическим адресом данного юридического лица является адрес: "адрес", а местом регистрации контрольно-кассовой техники "адрес". Однако, из имеющихся ы деле документов не следует каким образом эти адреса соотносятся с объектом недвижимости с кадастровым номером N.
Указывает, что акт фактического обследования от 10 декабря 2019 года не мог быть положен в основу решения суда первой инстанции, поскольку не соответствует требованиям Постановления Правительства Пермского края N 848-п от 16 октября 2015 года.
Прокурор, участвующий в деле и представитель Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, представили возражения, в которых просят решение Пермского краевого суда от 1 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель административного истца - ФИО13, участвующая в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством использования систем видеоконференц-связи, просила решение суда первой инстанции отменить, административные исковые требования удовлетворить.
Представитель Правительства Пермского края, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края - ФИО11, участвующая в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством использования систем видеоконференц-связи, просила оставить решение Пермского краевого суда от 1 июня 2023 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Куренкова Е.А, полагавшего, что решение суда подлежит отмене, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, с учетом дополнительных письменных пояснений, и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
С учетом положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 ст. 15, пункт 1 ст. 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в том числе к ним отнесены: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в ст. 378.2 НК РФ таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), зданий, предназначенных для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).
Пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 НК РФ).
Законом Пермского края от 10 ноября 2017 года N140-ПК "Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такой датой признано 1 января 2018 года (статьи 1 и 2).
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Пермского края определены статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" (далее - Закон Пермского края от 13 ноября 2017 N141-ПК).
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества: нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в здании превышает 300 кв. метров.
Согласно ранее действовавшей редакции указанного закона налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества: расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах).
Приведенные налоговые нормы устанавливают необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость.
В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года N 848-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Оценивая законность оспариваемых нормативных правовых атков, суд первой инстанции установил, что постановление N 874-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2 декабря 2019 года и в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 48, том 2, 9 декабря 2019 года.
Постановление N 896-п опубликовано 7 декабря 2020 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", за N 49, том 1, а также размещено 30 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http:/www.pravo.gov.ru.
Постановление N 940-п опубликовано 6 декабря 2021 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 49, том 1, а также размещено 30 ноября 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Постановление N 992-п опубликовано 28 ноября 2022 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 47, том 1, а также размещено 28 ноября 2022 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Таким образом, суд первой инстанции, проанализировав указанные положения Конституции Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами статей 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 года N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края", Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 5 октября 2007 года N 223-П, указа губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 года N 16 "Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края", пункта 4 указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 года N 37 "О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края", пришел к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты в пределах полномочий, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства.
По указанному основанию решение суда первой инстанции не оспаривается.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что нежилое помещение площадью 19, 4 кв.м, с кадастровым номером N, принадлежащее административному истцу ФИО2 на праве собственности, расположено в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером N на этаже N 2 по адресу: "адрес".
Из совокупного толкования положений подпунктов 1 пункта 1, подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378 НК РФ следует, что такой критерий как вид разрешенного использования земельного участка (предусматривающий размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, либо размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания), на котором расположено здание, в качестве основания включения соответствующего здания и помещений расположенных в нем в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, предусмотрен только в отношении зданий, относящихся к административно-деловым центрам и торговым центрам (комплексам) и помещениям в них.
Объект недвижимого имущества с кадастровым номером N, являющийся многоквартирным домом, не может быть отнесен к административно-деловым центрам и торговым центрам (комплексам).
Помимо вышеуказанного, из содержания подпункта 2 пункта 2 статьи 378.2 НК РФ следует, что объекты недвижимости должны быть предназначены для использования или фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, помещение с кадастровым номером N имеет назначение "нежилое", наименование "нежилое помещение".
В материалы дела представлен технический план на многоквартирный дом и на нежилые помещения, на основании которого спорное помещение было поставлено на кадастровый учет.
Особенности технического плана регламентированы ст. 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее ? Закон N 221-ФЗ), который с 1 января 2017 года переименован в Федеральный закон "О кадастровой деятельности".
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
В техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки его на учет, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет такого объекта недвижимости.
В соответствии с требованиями по подготовке технического плана здания, утвержденного Приказом Минэкономразвития России N 403 от 01 сентября 2010 года (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 04.12.2015 N913) сведения о здании, за исключением сведений о местоположении здания на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации здания, разрешения на ввод здания в эксплуатацию или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта здания. Копии указанных документов включаются в состав Приложения.
Вместе с тем, следует отметить, что сама по себе проектная документация не относится к документам технического учета (инвентаризации).
Представленный технический план, изготовленный с целью постановки на кадастровый учет здания с кадастровым номером N, не содержит планировочных экспликаций с перечнем помещений, частей помещений и их характеристиками (наименование, назначение, разрешенное использование).
Следовательно, спорное помещение с кадастровым номером N (номер 69 на поэтажном плане) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости в Перечень на 2020-2023 годы включению не подлежало.
Как следует из решения суда первой инстанции и пояснений административного ответчика, помещение с кадастровым номером N включено в Перечни, поскольку в соответствии с актом обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 10 декабря 2019 года установлено, что площадь нежилого помещения фактически используется под размещение административно-управленческого персонала ООО "Гарантия права", таким образом, вся площадь помещения используется под размещение офисного объекта.
Из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ следует, что включение в Перечни спорного объекта по его фактическому использованию является правомерным при условии, что содержание Акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
В соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года N 848-п, в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения. (пункт 3.4)
Согласно Методике определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года N 848-п, определение вида фактического использования нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется на основании сведений ЕГРН, документов технического учета (инвентаризации), и (или) сведений о таком учете (инвентаризации), и (или) фактических обследований, при этом, подлежат определению: общая площадь нежилого помещения (Sобщ.); размер площади нежилого помещения, фактически используемой для осуществления каждого из видов деятельности, рассчитываемый как сумма площадей частей нежилого помещения, используемых для осуществления каждого из видов деятельности (например, Sфакт.-оф. - площадь офисов, Sфакт.-пит. - площадь объектов общественного питания, Sфакт.-быт. - площадь объектов бытового обслуживания, Sфакт.-торг. - площадь торговых объектов).
Фотосъемка объекта нежилого фонда, в том числе информационных стендов, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования, должна быть представлена в виде снимков и в количестве не менее 10 штук (пункт 3.4).
Из представленного в материалы дела Акта обследования 10 декабря 2019 года следует, что обследовался объект, расположенный в городе "адрес". При этом акт не содержит сведений о том исходя из каких источников (сведений ЕГРН, документов технического учета (инвентаризации), и (или) сведений о таком учете (инвентаризации), и (или) фактических обследований) определён номер помещения - 69, что делает невозможным соотнесение вышеуказанного акта с нежилым помещением с кадастровым номером N, включенным в оспариваемые перечни.
Кроме того, представленный в материалы дела Акт обследования 10 декабря 2019 года содержит всего две фотографии спорного нежилого помещения и не имеют привязки к адресу объекта и к конкретному помещению, и не позволяют определить площадь, используемую для размещения объектов, поименованных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данный факт свидетельствует о нарушении административным ответчиком Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Более того, представленный Акт обследования не содержит указание на признаки, по которым членами комиссии помещение отнесено к конкретному виду использования.
Включение в Перечни спорного объекта недвижимости по его фактическому использованию является правомерным при условии, если обследование проводилось до издания нормативного правового акта в строгом соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года N 848-п и содержание акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
На основании изложенного судебная коллегия полагает, что представленный административным ответчиком Акт не может быть принят как доказательство, достоверно подтверждающее факт использования именного спорного помещения на дату осмотра для размещения офисных объектов.
Иных доказательств однозначно, достоверно и бесспорно свидетельствующих о соответствии спорного помещения условиям, предусмотренным положениями статьи 378.2 НК РФ и подпункта 2 пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края N 141-ПК, необходимым для включения его в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества, Правительством Пермского края, как лицом, обязанным доказать законность оспариваемых нормативных правовых актов, не представлено.
Выводы суда первой инстанции о том, что иными доказательствами (выписка из ЕГРЮЛ, сведения о зарегистрированной контрольно-кассовой технике, сведения с сайта 2 ГИС) подтверждается факт использования обследуемого помещения под размещение офиса не соответствует обстоятельствам дела, поскольку носят противоречивый характер и ни один из них однозначно не свидетельствует о размещении офиса в нежилом помещении с кадастровым номером N.
Так, в материалы дела представлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 2 мая 2023 года в отношении ООО "Гарантия Права" (ОГРН N, ИНН N), согласно которой адресом юридического лица является "адрес", В ответ на запрос суда о наличии зарегистрированной по адресу: "адрес", контрольно-кассовой техники ООО "Гарантия Права" (ОГРН N) на дату принятия оспариваемых перечней, УФНС России по Пермскому краю представлена информация об отсутствии зарегистрированной контрольно-кассовой техники ООО "Гарантия Права" (ИНН N) по указанному адресу. Вместе с тем, согласно информационного ресурса ФНС России на регистрационном учете в налоговом органе у Общества имеется зарегистрированная контрольно-кассовая техника по адресу: "адрес", место установки - юридическая фирма "Гарантия права" дата регистрации - 13 октября 2020 года.
По сведениям сервиса 2ГИС по состоянию на май 2023 года следует, что по адресу "адрес" располагается юридическая фирма ООО "Гарантия права", офис N.
Указанные сведения носят противоречивый характер и не свидетельствуют о законности включения нежилого помещения с кадастровым номером N в оспариваемые нормативные правовые акты.
С учетом изложенного, поскольку представленные в деле доказательства не позволяют с достоверностью отнести помещение с кадастровым номером N к объектам недвижимого имущества, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, постольку, с учетом того обстоятельства, что толкование всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах трактуется в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), оспариваемые в рамках настоящего дела нормы права нельзя признать соответствующими налоговому законодательству.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, судебная коллегия, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц, и признание оспариваемых норм с момента вынесения настоящего апелляционного определения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемые пункты Перечней недействующими со дня их принятия.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 1 июня 2023 года - отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО2 к Правительству Пермского края о признании недействующими в части со дня принятия нормативных правовых актов, определяющие перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- пункт 1585 таблицы 2 приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость";
- пункт 320 таблицы 2 приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
- пункт 666 таблицы 2 приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года N 940-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость";
- пункт 4037 таблицы 2 приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 24 ноября 2022 года N 992-п "Об определении на 2023 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Возложить на Правительство Пермского края обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
Взыскать с Правительства Пермского края в пользу ФИО2 судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 1 200 рублей.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Челябинск) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Пермский краевой суд в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 6 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.