Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника муниципального казённого учреждения "Управление образования Хасанского муниципального округа" адвоката Шинкевича С.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 90 Хасанского судебного района Приморского края от 14 июля 2023 года и решение судьи Хасанского районного суда Приморского края от 1 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - муниципального казённого учреждения "Управление образования Хасанского муниципального округа",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 90 Хасанского судебного района Приморского края от 14 июля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Хасанского районного суда Приморского края от 1 сентября 2023 года, муниципальное казённое учреждение "Управление образования Хасанского муниципального округа" (далее - МКУ "Управление образования") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере N рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник юридического лица адвокат Шинкевич С.В. ставит вопрос об отмене вступивших в законную силу судебных актов, приводя доводы об их незаконности, просит производство по делу прекратить.
Изучив представленные материалы, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод - влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
На основании части 1 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ) предметом регулирования настоящего закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.
Частью 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: обеспечивать реализацию в полном объёме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Положения Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, которым определены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации и общие правила осуществления образовательной деятельности, относят к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся, что закреплено в пункте 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
Постановлением главы администрации Хасанского муниципального округа от 13 января 2023 года N 17-па утверждён порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в муниципальных общеобразовательных учреждениях Хасанского муниципального округа (далее - Порядок).
Согласно пункту 4.9 Порядка компенсация выплачивается путём перечисления на лицевой счёт заявителя, открытый в кредитной организации, в течение семи рабочих дней со дня принятия решения о выплате компенсации и далее ежемесячно не позднее 20 числа.
Согласно пункту 5.2 Порядка контроль над целевым расходованием бюджетных средств, предусмотренных на обеспечение бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, в том числе в виде компенсации, и за соблюдением условий её предоставления осуществляется МКУ "Управление образования".
Как усматривается из представленных материалов, прокуратурой Хасанского района во исполнение поручения прокуратуры Приморского края проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании, требований законодательства в сфере организации питания лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых организовано на дому в деятельности МКУ "Управление образования".
В результате проведённой проверки установлено несоблюдение МКУ "Управление образования" требований Порядка, а именно: выявлен факт нарушения срока выплаты назначенной компенсации по обращениям Л. Е.В, Л. Ю.Г. и И. А.А. за март-май 2023 года, выплаты произведены 17 мая 2023 года (Л. Ю.Г, И. А.А.), 25 мая 2023 года (Л. Е.В.).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения МКУ "Управление образования" к административной ответственности по части 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения МКУ "Управление образования" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая решение судьи нижестоящих инстанций учли, что МКУ "Управление образования" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы, аналогичные приведённым в настоящей жалобе, в том числе о наличии оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замены назначенного административного наказания в виде штрафа на предупреждение, были предметом проверки судей нижестоящих инстанций, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты и не ставят под сомнение наличие в деянии МКУ "Управление образования" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено МКУ "Управление образования" в пределах санкции части 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 90 Хасанского судебного района Приморского края от 14 июля 2023 года и решение судьи Хасанского районного суда Приморского края от 1 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - муниципального казённого учреждения "Управление образования Хасанского муниципального округа", оставить без изменения, жалобу защитника муниципального казённого учреждения "Управление образования Хасанского муниципального округа" адвоката Шинкевича С.В. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.