Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 21 июня 2024 г. N 58-АД24-5-К9 настоящее постановление оставлено без изменения
Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу защитника гражданина КНР Лю Лайюнь - Епифанцева Юрия Гермагеновича, действующий на основании доверенности от N от 14 июня 2023 года на вступившие в законную силу постановление судьи Индустриального районного суда г.Хабаровска от 24 мая 2023 года, решение судьи Хабаровского краевого суда от 6 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина КНР Лю Лайюнь,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Индустриального районного суда г.Хабаровска от 24 мая 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Хабаровского краевого суда от 6 июня 2023 года гражданин КНР Лю Лайюнь признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с принудительным выдворением за пределы Российской Федерации, с содержанием в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник гражданина КНР Лю Лайюнь - Епифанцев Ю.Г, действующий на основании доверенности от N N от 14 июня 2023 года просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
За нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N. 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлён в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, гражданин КНР Лю Лайюнь, въехал на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ со сроком пребывания до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в отношении гражданина КНР Лю Лайюнь принято решение об аннулировании разрешения на временное проживание. Покинуть территорию Российской Федерации должен был до ДД.ММ.ГГГГ с учётом требований Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и положений Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1253-р "О Перечне иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение". ДД.ММ.ГГГГ в 8 часов 30 минут по адресу: "адрес" выявлен гражданин КНР Лю Лайюнь, который находился на территории Российской Федерации в отсутствие документов подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклонившегося от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания на территории Российской Федерации, чем нарушил статью 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Действия гражданина КНР Лю Хуаньсян не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении 7 М N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.2); копией паспорта гражданина КНР Лю Лайюнь (л.д.3); копией разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4-5); сведениями из базы АС ЦБДУИГ (л.д.9-13); Мигрант-1 (л.д.14-15); показаниями врио начальника отдела о вопросам миграции по обслуживанию "адрес" ОП N УМВД России по "адрес" ФИО3, допрошенного в судебном заседании судьёй краевого суда, иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В судебном заседании гражданин КНР Лю Лайюнь и его защитник - ФИО1 указали, что покинуть территорию Российской Федерации Лю Лайюнь не мог, так как в отношении него было возбуждено уголовное дело и установлены ограничения.
В действиях гражданина КНР Лю Лайюнь имеется объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ. С выводами судей нижестоящих инстанций следует согласиться.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
При назначении гражданину КНР Лю Лайюнь административного наказания судьёй районного суда требования статьи 4.1 КоАП РФ соблюдены, фактические обстоятельства дела учтены.
Оснований для не применения судьёй районного суда наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не имелось. Факт возбуждения в отношении Лю Лайюнь уголовного дела по ст.322.1 УК РФ и последующее рассмотрение его в суде не влияет на привлечение Лю Лайюнь к административной ответственности по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ. Последний имел фактическую возможность обращения в уполномоченный орган для урегулирования миграционных вопросов. Мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении Лю Лайюнь не избиралась.
Согласно части 1 статьи 27.19 КоАП РФ помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, заключается в их препровождении в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов и во временном содержании их в таких специальных учреждениях до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Положениями части 2 статьи 27.19 КоАП РФ регламентировано, что содержание в специальных учреждениях в условиях, исключающих возможность самовольного оставления их, применяется в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства в целях обеспечения исполнения принятого по делу постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации или решения должностного лица пограничного органа в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства по административным правонарушениям в области защиты Государственной границы Российской Федерации.
Постановление судьи районного суда в том числе и части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к гражданину Лю Лайюнь указанной меры ответственности, а также её соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Доводы жалобы о нахождении на территории Российской Федерации членов семьи, являлись предметом оценки судей нижестоящих инстанций, отвергнуты по мотивам, приведённым в обжалуемых актах. С данными выводами следует согласиться.
Следует отметить, что согласно пункту 3.1 определения Конституционного Суда РФ от 05.03.2014 N 628-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Китайской Народной Республики Чжэн Хуа на нарушение его конституционных прав частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федераций и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.
Законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания. Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Наличие у привлекаемого лица к административной ответственности детей родившихся в "данные изъяты". являющихся гражданами Российской Федерации, безусловным основанием для применения положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод не является, поскольку пребывая с ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации в отсутствие разрешительных документов, надлежащих мер к устранению сложившейся противоправной ситуации и легализации своего пребывания на территории Российской Федерации не предпринял, что свидетельствует об игнорировании им установленного в Российской Федерации правопорядка.
Выводы судей нижестоящих инстанций соответствуют обстоятельствам дела, административное наказание назначено гражданину КНР Лю Лайюнь правильно, в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Постановление о привлечении гражданина КНР Лю Лайюнь к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.17 КоАП РФ, постановил:
постановление судьи Индустриального районного суда г.Хабаровска от 24 мая 2023 года, решение судьи Хабаровского краевого суда от 6 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина КНР Лю Лайюнь оставить без изменения, жалобу защитника гражданина КНР Лю Лайюнь - Епифанцева Юрия Гермагеновича - без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.