Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Стешовиковой И.Г, судей Сенчуковой Е.В, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Ломоносовского районного суда г.Архангельска от 29 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 1 июня 2023 года по гражданскому делу N 2-3220/2022 по иску Нога В.И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении в стаж периодов работы, военной службы, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Сенчуковой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Нога В.И, уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - ОСФР по Архангельской области и Ненецкому автономному округу), просил включить в стаж работы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях" периоды работы в Северном морском пароходстве в должности моториста, моториста-матроса с 30 сентября 1989 г. по 14 апреля 1990 г, с 1 июня 1990 г. по 11 мая 1991 г, со 2 июля 1991 г. по 31 декабря 1991 г. в льготном исчислении, период службы в Советской Армии с 21 июня 1985 г. по 27 июля 1987 г.
В обоснование заявленных требований Нога В.И. указал, что 15 марта 2022 г. обратился в ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа N 67489/22 отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием специального стажа в течение 12 лет 6 месяцев. Пенсионным органом специальный стаж по Списку N 2 не учтён.
Нога В.И. выражает несогласие с решением об отказе в назначении досрочной страховой пенсии. Полагает, что льготное исчисление специального стажа в период 1989-1991 г.г. было предусмотрено пенсионным законодательством, действующим в указанные периоды, а предшествующий работе период службы в Советской Армии подлежит включению в специальный стаж в полном объеме.
Решением Ломоносовского районного суда г.Архангельска от 29 ноября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 1 июня 2023 г, на ОСФР по Архангельской области и Ненецкому автономному округу возложена обязанность включить в стаж работы Нога В.И. в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в льготном (полуторном) исчислении периоды работы с 19 октября 1989 г. по 14 апреля 1990 г, с 1 июня 1990 г. по 18 октября 1990 г, с 19 октября 1990 г. по 11 мая 1991 г, с 2 июля 1991 г. по 31 декабря 1991 г, в стаж работы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях" в календарном исчислении период службы с 11 августа 1986 г. по 27 июля 1987 г. и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктами 2, 9 части 1 статьи 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях" с 15 марта 2022 г. В удовлетворении исковых требований Нога В.И. в остальной части отказано.
В кассационной жалобе ОСФР по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ставит вопрос об отмене судебных постановлений, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Нога В.И. Указывает на отсутствие оснований для включения спорных периодов работы в страховой стаж в льготном исчислении, а также отсутствие оснований для включения в страховой стаж периода службы в Советской Армии. Указывает, что льготное исчисление периоды работы по Списку N 2 до 1 января 1992 г. приводит к незаконному увеличению иной деятельности, приравненной к работе, дающей право на пенсию.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, и возражения относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о наличии таких нарушений, допущенных при рассмотрении данного дела.
Судами при рассмотрении дела установлено, что Нога В.И. в периоды с 19 октября 1989 г. по 14 апреля 1990 г, с 1 июня 1990 г. по 18 октября 1990 г, с 19 октября 1990 г. по 11 мая 1991 г, со 2 июля 1991 г. по 31 декабря 1991 г. Нога В.И. работал мотористом, мотористом-матросом в Северном морском пароходстве.
В период с 21 июня 1985 г. по 20 мая 1988 г. проходил службу в Советской Армии.
15 марта 2022 г. Нога В.И. обратился в ГУ УПФР в по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа N 67489/22 без даты отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа 12 лет 06 месяцев.
При подсчете стажа по варианту с применением ранее действовавшего пенсионного законодательства стаж работы Ноги В.И. в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях", суммированный со стажем по пункту 2 части 1 статьи 30 данного закона, составил 11 лет 01 месяц 28 дней; стаж работы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 данного закона в календарном исчислении - 03 года 10 месяцев 12 дней, страховой стаж в календарном исчислении - 34 года 02 месяца 15 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в календарном исчислении - 22 года 01 месяц 21 день.
При подсчете специального стажа по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях" учтены периоды работы, имевшие место до 1 января 1992 г, с применением Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173. При этом периоды работы включены в специальный стаж в календарном исчислении, а также включены периоды учебы и курсов, армии с применением Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий". Период армии и обучения в совокупности учтен по продолжительности не более специального стажа.
Спорные периоды работы 1989-1991 г.г.в должности моториста, моториста-матроса в Северном морском пароходстве включены в специальный стаж по Списку N 2 от 1956 года в календарном исчислении в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерльного Закона "О страховых пенсиях" с применением Списка N 2 от 1956 года, а также включены в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665, постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173,, постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, пришел к выводу о необоснованном исчислении пенсионным органом спорных периодов работы в Северном морском пароходстве в календарном порядке.
Суд первой инстанции признал подлежащим включению в специальный стаж Ноги В.И. в льготном (полуторном) исчислении периоды работы с 19 октября 1989 г. по 14 апреля 1990 г, с 1 июня 1990 г. по 18 октября 1990 г, с 19 октября 1990 г. по 11 мая 1991 г, с 2 июля 1991 г. по 31 декабря 1991 г. и в календарном исчислении предшествующий период службы в Советской Армии с 11 августа 1986 г. по 27 июля 1987 г.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что период работы Ноги В.И., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на момент обращения превышал 12 лет 6 месяцев, а общий трудовой стаж превышал 25 лет.
Суд апелляционной инстанции, согласился с принятым по делу решением.
Руководствуясь Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", Законом РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", Инструкцией о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждённой Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 г. N 530/П-28, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, пришел к выводу, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на любых основаниях период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).
Проанализировав нормы материального права, действовавшего в спорные периоды, суд установил, что при подсчёте стажа, необходимого для назначения пенсии по старости, всем рабочим и служащим предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы в таких районах засчитывались в полуторном размере.
Кроме того, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда по Списку N 1 и Списку N 2, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, период службы в Вооруженных Силах СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за ним.
Изучение материалов дела показывает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на приведенном ниже правовом регулировании спорных отношений, установленных судами обстоятельствах и опровергаются доводами кассационной жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Нормами пункта 2 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального Закона "О страховых пенсиях" предусмотрены правила уменьшения возраста при назначении досрочной пенсии по старости.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 данного Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно пункту 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 г. засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".
В соответствии с подпунктом "д" статьи 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана - два года, предоставлены дополнительно льготы, в том числе: один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитывается за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Льготы, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.
Порядок предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, был установлен также Инструкцией, утвержденной Постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 г. N 530/П-28, которой было предусмотрено, что льготы по исчислению общего стажа предоставлялись работникам переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), при условии заключения ими трудового договора о работе в этих районах и местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года.
Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4521-1 введен в действие с 1 июня 1993 г. и не распространяется на правоотношения, действовавшие до его принятия.
Статьей 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего с 1 января 1992 г. до 31 декабря 2001 г, предусматривалось льготное исчисление трудового стажа, и в частности, периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указанием Министерства социального обеспечения РСФСР от 16 июля 1991 г. N 1-76-У "О порядке применения некоторых статей Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (пункт 5) разъяснялось, что при назначении пенсии в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" специальный стаж (15 и 20 лет) исчисляется календарно, а общий стаж может быть исчислен в льготном размере; трудовая деятельность, указанная в статье 12 названного Закона, к работе на Крайнем Севере приравнивается календарно.
В последующем, Министерством труда и социального развития Российской Федерации 17 октября 2003 г. утверждены Разъяснения (N 70) "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 указанного Разъяснения при исчислении продолжительности страхового стажа или стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости за выслугу лет.
В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
Учитывая, что на день отмены Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (1 января 2002 г.) истец не выработал полностью необходимый специальный стаж по подпункту 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), то исчисление выработанного им льготного стажа должно производиться в соответствии с законодательством, действующим на день установления страховой пенсии по старости.
В настоящее время назначение и выплата пенсий осуществляется на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в котором подобных положений о льготном исчислении периодов работы в районах Крайнего Севера по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не содержится.
Отказывая во включении в специальный стаж по Списку N 2 периодов работы с 30 сентября 1989 г. по 31 декабря 1991 г. в льготном исчислении, пенсионный орган исходил из того, что поскольку истцом до дня отмены закона, регулирующего льготное исчисление стажа не выработан необходимой продолжительности специальный стаж, дававший право на пенсию по старости, то назначение пенсии в 2022 году производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления пенсии по старости, которое не предусматривает включения спорного периода работы по Списку N 2 в полуторном размере.
В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и статьей 94 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 ноября 2003 года N 344-О институты страхового стажа и общего трудового стажа не являются тождественными.
Подпунктом "б" пункта 4 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 разъяснено, что продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке по их фактической продолжительности независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж для определения права на пенсию, было предусмотрено льготное исчисление (например, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчислялись в полуторном размере).
Действующим законодательством не предусмотрено какого-либо льготного исчисления специального стажа, связанного с выполнением работы в тяжелых условиях в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При выполнении работы в тяжелых условиях в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, законодатель предусматривает иную льготу - снижение пенсионного возраста. Нормативные акты, ранее регулировавшие пенсионные отношения во время работы истца в спорные периоды, предусматривали льготное исчисление стажа, но оно касалось общего трудового стажа (в настоящее время - страхового стажа), а не специального.
Вышеуказанные нормы права и связанные с ними юридически значимые обстоятельства предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись и, соответственно, надлежащей правовой оценки не получили.
Судом не учтено, что в силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
При изложенных обстоятельствах, с учетом взаимосвязи заявленных требований, а также того, что юридически значимые обстоятельства не получили правовой оценки согласно правилам установленным статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 1 июня 2023 г. нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 1 июня 2023 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.