Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Транс-Регион" Дубровского Романа Сергеевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 9 Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики от 23 июня 2023 года, решение судьи Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 31 июля 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Транс-Регион" (далее - ООО "Транс-Регион", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 9 Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики от 23 июня 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 31 июля 2023 года, ООО "Транс-Регион" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного кодекса в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "Транс-Регион" Дубровский Р.С. просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении общества по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "Транс-Регион" к административной ответственности) привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики в отношении общества была проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции.
В ходе проверки установлено, что 2 апреля 2019 года между ООО "Транс-Регион" и ФИО6 (далее - ФИО7.) заключен трудовой договор N 07/2019 (л.д. 9-10), в соответствии с которым последняя принята на должность экономиста 1 категории в отдел экономики и труда, о чем был издан приказ от 2 апреля 2019 года N 7 (л.д. 7).
Установив, что до 22 марта 2019 года ФИО8. замещала должность главного специалиста-эксперта отдела охраны детства администрации Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики (уволена распоряжением главы администрации названного муниципального образования от 20 марта 2019 года N 72-к, л.д. 14), однако в нарушение требований части 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции) обществом в десятидневный срок не сообщено представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, о заключении трудового договора с Пелекейкиной О.В. (сообщение направлено 16 апреля 2019 года, л.д. 17), постановлением заместителя прокурора Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики в отношении ООО "Транс-Регион" 13 июня 2023 года возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 3-6).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Транс-Регион" мировым судьей судебного участка N 9 Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Вышестоящая судебная инстанция с решением мирового судьи согласилась.
Между тем, выводы судебных инстанций не учитывают следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Статьей 12 Закона о противодействии коррупции определены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.
Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (часть 1 статьи 12 Закона о противодействии коррупции).
Частью 4 названной статьи предусмотрено, что работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 данной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 указанной статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции).
При решении вопроса о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо принимать во внимание, что под указанными в статье 12 Закона о противодействии коррупции перечнями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, следует понимать как перечни, утвержденные непосредственно для целей названной нормы, так и - в случае отсутствия названных перечней - нормативные правовые акты, определяющие должности государственной службы (должности муниципальной службы), при замещении которых государственные служащие (муниципальные служащие) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, поскольку принятие последних также обусловлено предусмотренными законодательством мерами по противодействию коррупции. Приведенное разъяснение содержит пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Как усматривается из материалов дела, в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении без ссылок на нормативные акты указано на замещение до 22 марта 2019 года ФИО9 должности муниципальной службы - главного специалиста-эксперта отдела охраны детства администрации Калининского района города Чебоксары.
Данные обстоятельства мировым судьей признаны достаточными для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С выводами мирового судьи согласилась вышестоящая судебная инстанция, указывая на то, что в соответствии с постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 31 октября 2014 года N 3745 "Об утверждении перечня должностей муниципальной службы, на которые распространяются ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность муниципальной службы", должность главного специалиста-эксперта, относящаяся к старшей группе должностей, была включена в Перечень.
Между тем, с данными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 31 октября 2014 года N 3745 утвержден Перечень должностей муниципальной службы в исполнительно-распорядительном органе города Чебоксары - администрации города Чебоксары, на которые распространяются ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должности муниципальной службы, при заключении им трудового договора, предусмотренные статьей 12 Федерального Закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Однако материалы дела не содержат сведений о том, что должность главного специалиста-эксперта отдела охраны детства, которую в администрации Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики до 22 марта 2019 года замещала Пелекейкина О.В, включена в вышеназванный перечень, утвержденный непосредственно для целей статьи 12 Закона о противодействии коррупции.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела прокуратурой Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики и судебными инстанциями не было установлено, что обществом с нарушением требований, предусмотренных Законом о противодействии коррупции, к трудовой деятельности привлечен бывший государственный или муниципальный служащий, замещавший должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, принятыми в целях реализации мер по противодействию коррупции.
Вышеизложенное не было учтено при рассмотрении настоящего дела в отношении ООО "Транс-Регион", надлежащей правовой оценки указанные обстоятельства не получили.
Более того, обжалуемое решение районного суда ошибочно мотивировано ссылкой на постановление администрации города Чебоксары от 22 мая 2019 года N 1122, которым утвержден новый перечень должностей муниципальной службы в исполнительно-распорядительном органе города Чебоксары - администрации города Чебоксары, на которые распространяются ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность муниципальной службы, не действующего на момент совершения административного правонарушения - 13 апреля 2019 года.
Следовательно, вывод о том, что совершенное ООО "Транс-Регион" деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является обоснованным.
В данном случае обязанность, установленная частью 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, у привлекаемого к административной ответственности лица отсутствовала, иного из материалов дела не следует.
Отсутствие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 9 Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики от 23 июня 2023 года, решение судьи Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 31 июля 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Транс-Регион" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Содержащиеся в настоящем постановлении выводы не противоречат правовой позиции, выраженной в пункте 4 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, согласно которому неисполнение работодателем обязанности направить представителю нанимателя (работодателю) бывшего государственного (муниципального) служащего сообщение о заключении с ним трудового (гражданско-правового) договора не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если в период прохождения бывшим государственным (муниципальным) служащим государственной (муниципальной) службы замещаемая им должность не была включена в Перечни либо была исключена из них к дате заключения трудового (гражданско-правового) договора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Транс-Регион" Дубровского Романа Сергеевича удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 9 Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики от 23 июня 2023 года, решение судьи Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 31 июля 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Транс-Регион" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Л.А.Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.