Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 5 сентября 2023 года кассационную жалобу Красновой Марины Анатольевны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 7 июня 2023 года по административному делу N 2а-3160/2022 по административному исковому заявлению Красновой Марины Анатольевны к администрации города Чебоксары Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия решения о направлении проекта межевания территории главе города для назначения публичных слушаний.
Заслушав доклад судьи Бритвиной Н.С, изложившей обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, доводы кассационной жалобы, выслушав в её поддержку посредством видеоконференц-связи объяснения представителя Красновой М.А. - Михайловой О.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Краснова М.А. (далее - административный истец) обратилась в суд с административным иском к администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - администрация города, административный ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия решения о направлении проекта межевания территории, ограниченной улицами Крупской, В. Ярды, Низами, Гарина-Михайловского, главе города Чебоксары, для назначения публичных слушаний, возложении обязанности принять решение о проведении публичных слушаний по проекту межевания территории.
В обоснование административного иска административным истцом указано, что 11 июля 2018 года она обратилась в администрацию города с заявлением о принятии решения о подготовке документации по планировке территории (проекта межевания территории) в отношении земельных участков, ограниченных улицами Крупской, В. Ярды, Низами, Гарина-Михайловского. По результатам рассмотрения данного обращения административным ответчиком 13 августа 2018 года принято постановление N 1450 "О подготовке документации по планировке территории (проект межевания территории ограниченной улицами Крупской, В. Ярды, Низами, Гарина-Михайловского", которым постановлено принять предложение о подготовке документации по планировке вышеуказанной территории. Заявителям предложено приступить к подготовке документации по планировке территории (проекта межевания территории), ограниченной улицами Крупской, В. Ярды, Низами Гарина-Михайловского.
ООО "Центр кадастра и оценки" подготовлена документация по планировке территории (проект межевания территории) с учетом земельного участка с кадастровым номером N.
В последующем административный истец неоднократно направляла указанный проект межевания в администрацию города для принятия решения о назначения публичных слушаний, однако, начиная с 5 декабря 2018 года администрация города Чебоксары неоднократно возвращала проект на доработку. Замечания, которые были изложены в письмах, устранялись, после чего доработанный проект межевания направлялся в администрацию города Чебоксары вновь. При этом, основания для возвращения на доработку каждый раз административным ответчиком указывались новые, и все они устранялись оперативно.
Только в письме от 17 декабря 2021 года N К-14400 администрация указала, что приказом Минтранса Российской Федерации еще от 31 декабря 2020 года N 18960п принято решение об установлении приаэродромной территории аэродрома города Чебоксары, в связи с чем документация вновь была возвращена на доработку. Иных замечаний данное письмо не содержало.
В рамках полученных замечаний, административным истцом получены ответы из Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике, в котором сообщалось о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения от 30 июня 2020 года о соответствии "Проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома города Чебоксары" санитарно-эпидемиологическим требованиям; из ООО "Международный аэропорт Чебоксары", в котором указано на отсутствие участков, граничащих с земельным участком с кадастровым номером N, согласование корректировки границ земельного участка по причине его нахождения в границах седьмой подзоны приаэродромной территории не предусмотрено нормами действующего законодательства; из АО "Водоканал" о согласовании проекта межевания территории, и 23 марта 2022 года проект межевания территории вновь направлен административному ответчику с указанием об устранении замечаний.
21 апреля 2022 года администрация города Чебоксары направила в адрес административного истца письмо N К-3625, которое носило информационный характер, содержащее выдержки из Градостроительного кодекса Российской Федерации, СП 42.13330.2016, приказа Минтранса России от 31 декабря 2020 года N 186-п, без указания замечаний, которые необходимо устранить.
По мнению административного истца, проект межевания территории полностью исключает все замечания, предъявленные ранее административным ответчиком. Следующим этапом в утверждении проекта межевания территории с учётом положений части 4 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации является рассмотрение проектной документации на публичных слушаниях.
Однако, по мнению административного истца, административный ответчик искусственно создает препятствия при рассмотрении проекта межевания территории, формально подходит к его рассмотрению.
Административный истец, считая свои права нарушенными, обратилась в суд с данным иском.
Решением Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 21 декабря 2022 года административные исковые требования Красновой М.А. удовлетворены: признано незаконным бездействие администрации города Чебоксары, выразившееся в уклонении от принятия решения о направлении проекта межевания территории для назначения публичных слушаний; на администрацию города Чебоксары возложена обязанность принять решение о проведении публичных слушаний по проекту межевания территории.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 7 июня 2023 года решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 21 декабря 2022 года отменено, по делу постановлено новое решение, которым признано незаконным бездействие администрации города Чебоксары, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении заявления Красновой М.А. от 23 марта 2022 года; на администрацию города Чебоксары возложена обязанность повторно рассмотреть подготовленную Красновой М.А. документацию по планировке территории (проект межевания территории), ограниченной улицами Крупской, В. Ярды, Низами, Гарина-Михайловского, с учётом земельного участка с кадастровым номером N по её заявлению от 23 марта 2022 года.
В кассационной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как постановленного при неправильном применении норм материального и процессуального права, с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
По мнению автора жалобы, судом апелляционной инстанции не учтено, что административным ответчиком не доказана законность принятого решения в виде ответа от 21 апреля 2022 года, как не доказана невозможность направления проекта межевания территории главе города Чебоксары для назначения публичных слушаний.
По утверждению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции фактически согласился с выводами суда первой инстанции о незаконности бездействия административного ответчика, выразившегося в уклонении от принятия решения о направлении проекта межевания территории главе города Чебоксары для назначения публичных слушаний, однако, возложив на администрацию города обязанность повторно рассмотреть подготовленный административным истцом проект межевания территории, не разрешилвозникший между сторонами административный спор и не восстановил нарушенные права административного истца.
Административный истец в жалобе обращает внимание на то, что все замечания к проекту межевания территории, подлежащие устранению, исправлены и доработаны, при том, что проект межевания территории находится только на стадии согласования, и только после проведения публичных слушаний возможно его утверждение.
В судебном заседании представитель Красновой М.А. - Михайлова О.В. доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержала в полном объёме.
Иные лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующего в деле лица, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела и принятии обжалуемого судебного акта не допущено.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 вышеуказанного Кодекса по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При этом обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Подготовка и утверждение документации по планировке территории предусмотрены статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно частям 1, 5, 10 которой решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанного органа либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Согласно части 4 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления городского округа в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с данным Кодексом органом местного самоуправления городского округа, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 данного Кодекса. По результатам проверки указанный орган обеспечивает рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку.
Аналогичный порядок содержится в пункте 9 статьи 30 Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 3 марта 2016 года N 187.
В соответствии с частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Сроки и последовательность действий (административных процедур) по принятию документов, а также подготовке и выдаче решения о подготовке, утверждению документации по планировке территории на территории Чебоксарского городского округа установлены Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Принятие решения о подготовке, утверждении документации по планировке территории на территории Чебоксарского городского округа", утвержденного постановлением администрации города Чебоксары от 3 июня 2019 года N 1237 (далее - административный регламент).
Пунктом 3.1.4.2. административного регламента предусмотрено, что специалист отдела градостроительного планирования и регулирования управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары (далее - отдел градостроительного планирования и регулирования), специалист сектора МБУ "Управление территориального планирования" муниципального образования города Чебоксары (далее - Учреждение) обеспечивает проверку соответствия документации по планировке территории на предмет наличия оснований, указанных в пункте 2.10.2 данного административного регламента.
В случае установления наличия оснований, указанных в пункте 2.10.2 административного регламента, специалист отдела градостроительного планирования и регулирования, специалист сектора Учреждения осуществляет подготовку решения об отклонении такой документации и направлении её на доработку.
В случае отсутствия оснований, указанных в пункте 2.10.2 административного регламента, специалист отдела градостроительного планирования и регулирования, специалист сектора Учреждения осуществляет подготовку решения о направлении документации по планировке территории главе города Чебоксары. Административная процедура исполняется в течение 20 рабочих дней со дня поступления запроса и документов с резолюцией заместителя начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары в отдел градостроительного планирования и регулирования либо начальника учреждения в сектор Учреждения.
В соответствии с пунктом 2.10.2 административного регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной подуслуги "Принятие решения об утверждении документации по планировке территории на территории Чебоксарского городского округа" являются, в том числе, несоответствие представленной документации по планировке территории требованиям, указанным в части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации; нарушения прав и законных интересов граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка документации по планировке территории, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией такой документации; отрицательное заключение результатов публичных слушаний; несоответствие проекта межевания территории проекту планировки территории.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, Краснова М.А. является собственником ? доли в праве собственности на жилой дом и земельный участок с кадастровым номером N, расположенных по адресу: "адрес".
11 июля 2018 года Краснова М.А. и Васильев П.В. обратились к административному ответчику с заявлением о принятии решения о подготовке документации по планировке территории (проекта межевания территории) в отношении земельных участков, ограниченных улицами Крупской, В. Ярды, Низами, Гарина-Михайловского.
По результатам рассмотрения данного обращения 13 августа 2018 года администрацией города Чебоксары принято постановление N 1450 "О подготовке документации по планировке территории (проект межевания территории), ограниченной улицами Крупской, В. Ярды, Низами, Гарина-Михайловского", которым постановлено, в том числе, о принятии предложения Красновой М.А. и Васильевым В.П. о подготовке документации по планировке территории (проект межевания территории), ограниченной улицами Крупской, В. Ярды, Низами, Гарина-Михайловского, в соответствии со схемой границ разработки документации по планировке территории, являющейся приложением N 1 к постановлению; об утверждении технического задания на выполнение инженерно-геодезических изысканий для подготовки документации по планировке территории (проект межевания территории), ограниченной улицами Крупской, В. Ярды, Низами, Гарина- Михайловского, согласно приложению N 2 к постановлению; Красновой М.А и Васильеву П.В. приступить к подготовке документации по планировке территории (проект межевания территории); о предоставлении в Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары материалов и результатов инженерно-геодезических изысканий для подготовки документации по планировке территории; о направлении подготовленной документации по планировке территории в администрацию города Чебоксары для осуществления проверки; об обеспечении Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары подготовки документации по планировке территории (проект межевания территории), согласование и утверждение ее в установленном порядке.
ООО "Центр кадастра и оценки" подготовлена документация по планировке территории (проект межевания территории), ограниченной улицами Крупской, В. Ярды, Низами, Гарина-Михайловского, с учетом земельного участка с кадастровым номером N.
23 ноября 2018 года Красновой М.А. в администрацию города Чебоксары на проверку представлена документация по планировке территории (проект межевания территории).
Письмом от 5 декабря 2018 года N К-14060 Управление архитектуры градостроительства администрации города Чебоксары вернуло Красновой М.А. представленный материал для устранения замечаний.
В последующем Краснова М.А. неоднократно направляла доработанный проект межевания территории в администрацию города Чебоксары на проверку, однако администрация возвращала проект на доработку по разным основаниям.
Возвращая проект межевания территории на доработку 17 декабря 2021 года, в письме N К-14400 администрацией города Чебоксары указано на приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 1896-п, которым установлена приаэродромная территория аэродрома города Чебоксары.
23 марта 2022 года Краснова М.А. после устранения ранее выявленных нарушений, вновь обратилась в администрацию города Чебоксары с заявлением о принятии на повторную проверку документации по планировке территории (проекта межевания территории).
Ответом заместителя главы администрации по вопросам архитектуры и градостроительства от 21 апреля 2022 года N К-3625 заявление Красновой М.А. отклонено.
Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что ответ администрации города Чебоксары от 21 апреля 2022 года носит информационный характер, в нём не приведены причины отклонения проекта межевания территории и основания для направления указанного проекта на доработку. Кроме того, данный ответ администрации не содержит сведения о несоответствии проекта межевания территории части 5 статьи 28 Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, а также не содержит ни одного основания, из указанных в пункте 2.10.2. административного регламента.
Также указал, что права собственности на земельные участки, входящие в состав территории, в отношении которой разработан проект межевания территории, возникли до принятия приказа, которым установлена приаэродромная территория аэродрома Чебоксары; согласно правоустанавливающим документам на земельные участки и индивидуальные жилые дома сведения об особых условиях использования территории отсутствуют; необходимость согласования с ООО "Международный аэропорт Чебоксары" проекта межевания отсутствует, поскольку аэропорт города Чебоксары не имеет участков, граничащих с земельным участком с кадастровым номером N, согласование корректировки границ земельного участка по причине его нахождения в границах седьмой подзоны приаэродромной территории не предусмотрено нормами действующего законодательства; нахождение в составе испрашиваемой площади проекта межевания территории инженерных коммуникаций (сети водопровода) не является препятствием к выкупу земельных участков, при этом АО "Водоканал" проект межевания территории рассмотрело и согласовало образование земельных участков путём перераспределения с землями, государственная собственность на которые не разграничена; проект межевания территории не предполагает строительство новых объектов капитального строительства и подготовлен исключительно для уточнения существующих земельных участков по существующим ограждающим конструкциям; утвержденный постановлением администрации города Чебоксары проект межевания, которым предусмотрено образование земельных участков, будет являться в последующем основанием для заключения соглашений о перераспределении земельных участков и выкупе этих земельных участков за плату, в связи с чем пришёл к выводу о том, что, поскольку проект межевания территории полностью исключает все замечания, предъявленные ранее административным ответчиком, постольку отклонение органом местного самоуправления проекта межевания территории и направлении его на доработку без указания причин и оснований для такой доработки
создает необоснованные препятствия в легализации перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в административном порядке, предусмотренном градостроительным законодательством, а бездействие административного ответчика, выразившееся в уклонении от принятия решения о направлении проекта межевания территории является незаконным.
В качестве способа восстановления нарушенного права суд первой инстанции возложил на административного ответчика обязанность принять решение о проведении публичных слушаний по проекту межевания территории, ограниченной улицами Крупской, В.Ярды, Низами, Гарина-Михайловского, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение о частичном удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции, сославшись на положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие решения о подготовке, утверждении документации по планировке территории на территории Чебоксарского городского округа", утвержденных постановлением администрации города Чебоксары от 3 июня 2019 года N 1237, установив, что в оспариваемом решении не приведены мотивированные основания, не указан перечень замечаний, подлежащих устранению при доработке документации по планировке территории, пришёл к выводу о том, что администрация допустила незаконное бездействие, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении заявления Красновой М.А. от 23 марта 2022 года о проверке соответствия документации по планировке территории (проект межевания территории), на предмет наличия оснований, указанных в пункте 2.10.2 административного регламента.
Возлагая на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть подготовленную Красновой М.А. документацию по планировке территории по её заявлению от 23 марта 2022 года, суд апелляционной инстанции, указав на преждевременный вывод суда первой инстанции о том, что проект межевания территории полностью исключает все замечания, предъявленные ранее административным ответчиком и что следующим этапом в утверждении проекта межевания территории является рассмотрение проектной документации по планировке территории на публичных слушаниях, а также на то, что суд не вправе подменять собой орган, наделенный полномочиями по принятию соответствующих решений, вследствие чего не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающую из исключительной компетенции данного органа, исходил из права административного истца получить мотивированный ответ компетентного органа по указанному вопросу, которое в рассматриваемом случае нарушено.
Оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они являются убедительными, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правильного применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судом обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 7 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Красновой Марины Анатольевны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 25 октября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.