Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Капункина Ю.Б, Мальмановой Э.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Савченко С.А, поданную от его имени представителем Продьма В.А, поступившую в суд первой инстанции 6 сентября 2023 года, на решение Ленинского районного суда города Краснодар от 27 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ИФНС России N 1 по городу Краснодару к Савченко С.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя ИФНС России N 1 по городу Краснодару - Мариниченко В.В, представителя Савченко С.А. по доверенности Продьма В.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ИФНС России N 1 по городу Краснодару обратилась в суд с административным исковым заявлением к Савченко С.А. о взыскании задолженности по налогам, в котором просила взыскать с Савченко С.А. задолженность по обязательным платежам в бюджет в размере 112 001 рубля 4 копеек, в том числе:
- налог на имущество физических лиц за 2019 года в размере 2084 рублей 12 копеек; пени (налог на имущество за 2019 год) в размере 86 рублей 35 копеек;
- пени по земельному налогу в размере 18 рублей 93 копеек;
- транспортный налог за 2017-2019 год в размере 109 455 рублей; пени (транспортный налог за 2019 год) в размере 356 рублей 64 копеек.
С учетом уточнений административных исковых требований налоговый орган просил взыскать с Савченко С.А. задолженность по обязательным платежам в бюджет в размере 48 882 рублей 94 копеек, в том числе:
- транспортный налог за 2017-2019 год в размере 48 421 рубля 2 копеек; пени (транспортный налог за 2017-2019 год), начисленные с 2 декабря 2020 года по 24 декабря 2020 года в размере 356 рублей 64 копеек;
- пени (земельный налог за 2017 год), начисленные с 4 декабря 2018 года по 29 января 2019 года в размере 12 рублей 50 копеек;
- пени (земельный налог за 2018 год), начисленные с 3 декабря 2019 года по 24 декабря 2019 года в размере 4 рублей 1 копейки;
- пени (земельный налог за 2019 год), начисленные с 2 декабря 2020 года по 21 декабря 2020 года в размере 2 рублей 42 копеек;
- пени (налог на имущество за 2019 год), начисленные с 2 декабря 2020 года по 21 января 2021 года в размере 67 рублей 59 копеек;
- пени (налог на имущество за 2019 год), начисленные с 2 декабря 2020 года по 7 февраля 2021 года в размере 18 рублей 76 копеек.
Решением Ленинского районного суда города Краснодара от 27 апреля 2023 года административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 августа 2023 года оставлено без изменения решение Ленинского районного суда города Краснодара от 27 апреля 2023 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Савченко С.А. по доверенности Продьма В.А. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение с прекращением производства по делу.
От представителя ИФНС России N 1 по городу Краснодару Тумановой И.А. поступили возражения, в которых выражено несогласие с доводами кассационной жалобы, представитель налогового органа просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции принимал участие представитель ИФНС России N 1 по городу Краснодару Мариниченко В.В, доводам кассационной жалобы возражал, обжалуемые судебные акты просил оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции принимал участие представитель Савченко С.А. по доверенности Продьма В.А, доводы кассационной жалобы поддержал, настаивал на отмене обжалуемых судебных актов и прекращении производства по делу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, Савченко С.А. состоит на налоговом учете в ИФНС России N 1 по городу Краснодару.
Савченко С.А. является налогоплательщиком, поскольку за ним зарегистрировано движимое имущество: "данные изъяты", государственный регистрационный номер N, период владения с 17 января 1994 года по 27 февраля 2020 года; "данные изъяты", государственный регистрационный номер N, период владения с 13 марта 2001 года; "данные изъяты" государственный регистрационный номер N, период владения с 14 ноября 2012 года; "данные изъяты", государственный регистрационный номер N, период владения с 12 января 2016 года по 27 февраля 2020 года.
В соответствии с положениями главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 2 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 года N 639-КЗ, Савченко С.А. был исчислен транспортный налог за 2017-2019 год.
Согласно полученным от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю данным Савченко С.А. является собственником земельных участков, расположенных по адресу: "адрес" N период владения с 14 октября 2022 года; "адрес" N, период владения с 26 декабря 2007 года по 20 августа 2021 года; "адрес" N, период владения с 2 сентября 2008 года по 15 января 2021 года.
В соответствии с положениями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации Савченко С.А. был исчислен земельный налог.
Так же согласно полученным от регистрационных органов Краснодарского края данным, Савченко С.А. являлся собственником недвижимого имущества, расположенного по адресу: "адрес" N, период владения с 18 августа 2002 года по 15 января 2021 года; "адрес" N, период владения с 18 августа 2002 года по 15 января 2021 года; "адрес" N период владения с 18 августа 2002 года по 15 января 2021 года; "адрес" N, период владения с 26 ноября 2014 года по 29 марта 2021 года.
В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации Савченко С.А. был исчислен налог на имущество.
Согласно материалам дела, через личный кабинет налогоплательщика налоговым органом в 2018 года направлено уведомление N 33297860 от 28 августа 2018 года об уплате имущественных налогов за 2017 год в срок до 3 декабря 2018 года.
В 2019 году через личный кабинет налогоплательщика налоговым органом направлено уведомление N 54508435 от 1 августа 2019 года об уплате имущественных налогов за 2018 год в срок до 2 декабря 2019 года.
В 2020 году через личный кабинет налогоплательщика налоговым органом направлено уведомление N 78552715 от 1 сентября 2020 года об уплате имущественных налогов за 2019 года в срок до 1 декабря 2020 года.
Перечисленные уведомления исполнены не были.
Как усматривается из материалов дела, в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом в адрес Савченко С.А. были направлены требования:
- N 5568 от 30 января 2019 года об уплате задолженности по земельному налогу в размере 855 рублей, пени 12 рублей 50 копеек;
- N 32573 от 25 декабря 2019 года об уплате задолженности по земельному налогу в размере 855 рублей, пени 4 рублей 1 копейки;
- N 36988 от 22 декабря 2020 года об уплате задолженности по земельному налогу в размере 855 рублей, пени 2 рублей 42 копеек;
- N 65546 от 25 декабря 2020 года об уплате задолженности по транспортному налогу за 2017-2019 год в размере 2648 рублей, пени 18 рублей 76 копеек;
- N 31898 от 21 января 2021 года об уплате задолженности по налогу на имущество за 2019 год в размере 7016 рублей, пени 67 рублей 59 копеек.
Задолженность по основному долгу налога на имущество за 2019 год погашена в результате проведения зачета от 20 февраля 2021 года.
Однако задолженность в срок, установленный в требовании, налогоплательщиком оплачена не была.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что с учетом частичного погашения административным ответчиком задолженности по обязательным платежам в бюджет, на момент рассмотрения настоящего дела за Савченко С.А. числится задолженность по обязательным платежам в бюджет в размере 48 882 рублей 94 копеек.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 6 статьи 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии со статьей 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
По общему правилу, установленному статьей 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 24 апреля 2018 года N 1069-О, от 17 декабря 2020 года N 2864-О и другие), федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357, 358 и 362).
Согласно статье 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со статьей 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика земельного налога, являющегося физическим лицом, определяется налоговым органом в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января г, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со статьей 400 НК РФ плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
Объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 402 НК РФ регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Как установлено судами нижестоящих инстанций и подтверждается материалами дела, административным ответчиком Савченко С.А. не была исполнена обязанность по своевременной уплате задолженности по перечисленным налоговым обязательствам, задолженность по налогу на имущество была погашена в результате проведения зачета от 20 февраля 2021 года, частично задолженность по транспортному налогу была уменьшена в результате погашения в порядке зачета (решение N 112702 от 9 сентября 2022 года), а так же в результате погашения налогоплательщиком (платежное поручение от 4 ноября 2022 года на сумму 58 010 рублей), в связи с чем Савченко С.А. были правильно начислены пени.
Пункт 1 статьи 45 НК РФ гласит, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Обязанность платить налоги - это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено названным пунктом.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений по требованиям N 32573 от 25 декабря 2019 года, N 5568 от 30 января 2019 года) если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока
Абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений по требованию N 65546 от 25 декабря 2020 года) предусмотрено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений по требованиям N 36988 от 22 декабря 2020 года, N 31898 от 21 января 2021 года, N 4074 от 8 февраля 2021 года) если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Поскольку в добровольном порядке административный ответчик указанные требования не исполнил, ИФНС России N 1 по городу Краснодару обратилась в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.
31 мая 2021 года и.о. мирового судьи судебного участка N 231 ЗВО города Краснодара вынесен судебный приказ о взыскании с Савченко С.А. задолженности по обязательным платежам и санкциям (то есть в срок установленный пунктом 2 статьи 48 НК РФ, с учетом суммы образовавшейся задолженности и истечением срока исполнения требования об уплате сборов, налогов и пеней), который 13 декабря 2021 года определением указанного мирового судьи был отменен, в порядке статьи 123.7 КАС РФ, в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, с исковым заявлением к Савченко С.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям налоговый орган обратился в суд в порядке искового производства 10 июня 2022 года, то есть в срок, установленный требованиями пункта 3 статьи 48 НК РФ, со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Исходя из изложенного, поскольку расчет задолженности по налогам произведен правильно, порядок обращения в суд не нарушен, процедура уведомления административного ответчика о необходимости погасить задолженность, предшествующая обращению в суд, и срок на обращение в суд налоговым органом соблюдены, что свидетельствует о законности и обоснованности требований налогового органа к Савченко С.А, а также принимая во внимание неисполнение административным ответчиком обязанности по своевременной уплате налога, суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Краснодар от 27 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 31 октября 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Ю.Б. КапункинЭ.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.