Определением СК по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2024 г. N 18-КГ24-33-К4 настоящее определение отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Е.В, судей Богатых О.П, Дурневой С.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новороссийского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к АНО "Морской клуб "Ейская Бора" о запрете эксплуатации понтонного причала, по кассационной жалобе президента АНО "Морской клуб "Ейская Бора" Журавлева А.Д. на решение Ейского городского суда Краснодарского края от 9 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Макаровой Е.В, судебная коллегия
установила:
Новороссийский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о запрете АНО "Морской клуб "Ейская Бора" осуществлять деятельность по эксплуатации понтонного причала, расположенного по адресу: "адрес", до устранения нарушений и оформления необходимой технической документации.
Решением Ейского городского суда Краснодарского края от 09 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 февраля 2023 года, исковые требования Новороссийского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к АНО "Морской клуб "Ейская Бора" о запрете эксплуатации понтонного причала - удовлетворены.
Суд запретил АНО "Морской клуб "Ейская Бора" эксплуатацию причального сооружения - плавучего понтона, находящегося по адресу: "адрес", до устранения нарушений и оформления необходимой технической документации.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов по мотиву их незаконности.
Заявитель считает, что суд первой инстанции необоснованно счел подлежащими применению требования портовых техрегламентов на капитальные сооружения и конструкции к спорному объекту, являющемуся продукцией "одинарных элемент-ячеек, модульных, сборных", из которых собрано спорное плавсредство - плавучая линия, которая согласно имеющейся в деле справки изготовителя не подлежит даже обязательной сертификации, и в результате судом сделан неверный вывод о запрете эксплуатации "понтонного причала" до устранения нарушений и оформления необходимой технической документации.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебное заседание явился Журавлев А.Д, директор АНО "МК "Ейская Бора", доводы жалобы поддержал.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав директора АНО "МК "Ейская Бора" Журавлева А.Д, выслушав заключение старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пономаревой П.Г, полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Новороссийской транспортной прокуратурой по обращению Воронова А.В. проведена проверка, в результате которой выявлены нарушения законодательства о безопасности мореплавания, допущенные АНО "Морской клуб "Ейская Бора" при эксплуатации плавучего причала.
Так, установлено, что АНО "Морской клуб "Ейская Бора" на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование Кубанского бассейнового водного управления от 27 июня 2014 года N 00-06.03.00.001-М-РВБВ-Т-2014-02060/00 представлена часть водного объекта в целях организации отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста и инвалидов. Условиями данного решения не предусмотрено размещение на водном объекте понтонных (плавучих) причалов и осуществление коммерческой деятельности по перевозке пассажиров морским транспортом.
Согласно заявлению-декларации соответствия базы стоянки АНО "Морской клуб "Ейская Бора", расположенной по адресу: пересечение "адрес" и соответствия ее требованиям Правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации, Геленджикским инспекторским участком Центра ГИМС ГУ МЧС России по Краснодарскому краю присвоен регистрационный номер 23-2226 от 09 июня 2022 года.
На предоставленном организации водном объекте расположен понтонный (плавучий) причал, размещенный Организацией и предназначенный для швартовки маломерных судов с целью осуществления коммерческой деятельности, туристических морских прогулок и посадки (высадки) пассажиров при предоставлении услуг, о чем свидетельствует справка Новороссийской транспортной прокуратуры о проведенной 24 июня 2022 года проверки с привлечением должностных лиц УМВД г. Геленджика, в ходе которой установлен факт реализации билетов из нестационарного временного строения, установленного у понтонного причала, а также подтверждается материалами проверки ОМВД России по г. Геленджику о выявленных в действиях АНО "Морской клуб "Ейская Бора" нарушениях условий водопользования. Правоохранительными органами составлен протокол об административном правонарушении по статье 7.6 КоАП РФ, который направлен в компетентный орган для рассмотрения.
Изложенные обстоятельства, в том числе, подтверждаются письмом Кубанского бассейнового водного управления от 29 июля 2022 года N 01-07/4615 о нецелевом использовании водного объекта, представленного АНО "Морской клуб "Ейская Бора" и инициировании процедуры принудительного прекращения права пользования водным объектом в судебном порядке.
Осуществление коммерческой деятельности АНО "Морской клуб "Ейская Бора" на водном объекте носит систематический характер, что подтверждается проведенными оперативно-розыскными мероприятиями Новороссийским ЛО МВД России на транспорте.
Так, проведенными оперативно-розыскными мероприятиями Новороссийским ЛО МВД России на транспорте установлено, что с использованием маломерного судна 21 июня 2022 года гражданином Мальцевым А.М. с понтонного (плавучего) причала АНО "Морской клуб "Ейская Бора" осуществлена коммерческая перевозка пассажиров морским транспортом в отсутствие лицензии. По указанному факту Новороссийской транспортной прокуратурой вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении указанного гражданина по части 1 статьи 14.1.2 КоАП РФ, которая находится на рассмотрении.
Прокуратурой установлено, что данная конструкция - понтонный (плавучий) причал не имеет документов, подтверждающих ее соответствие предъявляемым требованиям, в том числе Техническому регламенту о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N 620 (далее - Технический регламент), что не позволяет обеспечить ее безопасную эксплуатацию при оказании услуг по перевозкам пассажиров морским транспортом.
Выявив нарушения законодательства о безопасности мореплавания, допущенные АНО "Морской клуб "Ейская Бора" при эксплуатации плавучего причала, что может привести к происшествию, влекущему причинение вреда жизни и здоровью людей, прокуратура обратилась в суд с заявленными требованиями.
Руководствуясь положениями статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 183 - 198, 223, 224 Технического регламента, ГОСТ Р 58741-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Причальные сооружения малого флота. Общие положения, утвержденного и введённого в действие приказом Росстандарта от 10 декабря 2019 года N 1368-ст, и ГОСТ Р 58742-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Причальные сооружения малого флота. Требования функциональной безопасности, утвержденного и введённого в действие приказом Росстандарта от 10 декабря 2019 года N 1368-ст (далее - ГОСТ Р 58742-2019), установив, что ответчиком подтвержден факт владения и использования указанным в иске гидротехническим сооружением, которое по своим физическим свойствам возможно использовать в качестве плавучего причала, при этом документы соответствия требованиям безопасности отсутствуют, что ответчиком не оспаривается, АНО "Морской клуб "Ейская Бора" требования законодательства при эксплуатации портового гидротехнического сооружения не исполняются, что в свою очередь может привести к происшествию, повлекшее причинение вреда жизни и здоровью, как работников организации, так и пассажиров, которым оказываются услуги, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении искового заявления.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Согласно подпунктам 1, 4 статьи 4 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) под объектами инфраструктуры морского порта понимаются здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.
Портовые гидротехнические сооружения - инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов.
Согласно Перечню объектов инфраструктуры морского порта, утвержденному приказом Минтранса России от 07 ноября 2017 года N 475, к объектам инфраструктуры морского порта относятся берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, искусственно образованные территории и подобные объекты, а также подходные каналы, фарватеры, акватории, внутренние рейды, якорные стоянки, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ, и иные портовые гидротехнические сооружения.
Пунктом 5 статьи Закона N 261-ФЗ установлено, что под причалом понимается портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами.
Пункт 1 части 1 статьи 16 Закона N 261-ФЗ устанавливает, что владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.
Постановлением Правительства Российской Федерации 12 августа 2010 года N 620 утвержден Технический регламент, согласно пункту 183 которого эксплуатирующие организации объектов инфраструктуры морского транспорта должны обеспечить выполнение требований безопасности их эксплуатации, предусмотренных пунктами 184 - 198 данного Технического регламента.
В пункте 184 Технического регламента указано, что обеспечение безопасности эксплуатации объектов инфраструктуры морского транспорта должно осуществляться на основе выполнения ряда требований, в частности - разработки и ведения паспорта объекта инфраструктуры морского транспорта.
Согласно пункту 224 Технического регламента планирование ремонтных работ следует осуществлять на основе материалов технического надзора, осуществляемого эксплуатирующей организацией и аккредитованным испытательным центром. На основании периодических осмотров определяется перечень текущих ремонтных работ и эксплуатирующей организацией составляется годовой план текущего ремонта объекта инфраструктуры морского транспорта. План капитального ремонта такого объекта составляется после проведения обследования сооружения аккредитованным испытательным центром. В этот план включаются работы, указанные в извещении о необходимости выполнения ремонтных работ, а также капитальные работы, отмеченные в актах периодического осмотра. Материалы обследования и заключение о техническом состоянии сооружения должны быть в качестве исходных данных включены в состав технического задания на разработку проекта ремонта объекта инфраструктуры морского транспорта. Планирование и осуществление ремонтных работ осуществляется организацией, на которую это возложено договором, а при отсутствии договора - собственником портового сооружения.
Сведения о выполненных ремонтных работах объекта инфраструктуры морского транспорта должны быть занесены в технический паспорт сооружения этого объекта (пункт 229 Технического регламента).
В силу пункта 185 Технического регламента техническую эксплуатацию объекта инфраструктуры морского транспорта осуществляет его владелец.
Техническая эксплуатация объекта инфраструктуры морского транспорта должна обеспечивать безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, безопасность, сохранность и повышение долговечности объекта инфраструктуры морского транспорта при его взаимодействии с судами, работе оборудования и портовых транспортных средств, складировании грузов и воздействии гидрометеорологических факторов, а также неблагоприятных и опасных природных явлений гидрометеорологического характера (пункт 186 Технического регламента).
Согласно пункту 4.50 ГОСТ Р 58742-2019 причальное сооружение может использоваться по назначению только при соблюдении режима эксплуатации, в том числе норм эксплуатационных нагрузок, указанных в их паспорте. В соответствии с примечанием к указанному пункту, паспорт причального сооружения является документом, определяющим его фактическое техническое состояние, уровень безопасности, допускаемый режим эксплуатации при использовании по назначению, а также технические решения по их ремонту или реконструкции (при необходимости).
В силу пункта 4.4 ГОСТ Р 54523-2011 "Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" для выполнения обследований должны привлекаться специализированные организации, имеющие опыт проведения работ по комплексному обследованию сооружений, квалифицированных специалистов в области технического контроля сооружений, необходимую нормативно-методическую и материально-техническую базу. Специализированные организации, выполняющие обследования эксплуатируемых сооружений для подтверждения и оценки их соответствия требованиям безопасности эксплуатации, должны быть аккредитованы.
Проверкой установлено, что технический надзор за портовым гидротехническим сооружением путем проведения обследования аккредитованной специализированной организацией в порядке, установленном ГОСТ Р 54523-2011 "Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", не осуществляется.
Кроме того, паспорт понтонного причала, предусмотренный подпунктом "а" пункта 184 регламента N 620 и разработанный с привлечением лица, уполномоченного в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", пунктом 190 регламента N 620 на осуществление работ по оценке подтверждения соответствия гидротехнических сооружений требованиям Технического регламента, не предоставлялся.
Учитывая изложенное, вывод судов о наличии нарушений ответчиком требований законодательства при эксплуатации портового гидротехнического сооружения, является обоснованным.
Доводы кассатора сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, в связи с чем основанием к отмене обжалуемых судебных актов являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При рассмотрении дела судебными инстанциями правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, фактические обстоятельства установлены на основании оценки представленных по делу доказательств в соответствии с требованиями процессуального закона.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке, судебными инстанциями по делу не допущено.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы президента АНО "Морской клуб "Ейская Бора" - Журавлева А.Д. на решение Ейского городского суда Краснодарского края от 9 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 февраля 2023 года не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ейского городского суда Краснодарского края от 9 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу президента АНО "Морской клуб "Ейская Бора" Журавлева А.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.