Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Е.В, судей Богатых О.П, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пролетарского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, МКУ "УЖКХ" Пролетарского района г. Ростова-на-Дону о понуждении к совершению действий, по кассационной жалобе администрации города Ростова-на-Дону на решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Макаровой Е.В, судебная коллегия
установила:
прокурор Пролетарского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд к администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, МКУ "УЖКХ" Пролетарского района г. Ростова-на-Дону о понуждении к выполнению мероприятий, предусмотренных пунктами 2.1.1, 2.1.2 постановления Администрации Пролетарского района г. Ростова- на-Дону от 25 апреля 2019 года N 336 "Об утверждении Положения о порядке принятия в муниципальную собственность г. Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества", направленных на инициирование процедуры принятия в муниципальную собственность бесхозяйного участка тепловых сетей, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 13-я Линия, 18-20, 80 мм, протяженностью 10 тр.м (20 м), способ прокладки - бесканальный, вид изоляции - ППУ.
Решением Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 апреля 2023 года, исковые требования прокурора к администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону удовлетворены в полном объеме, с установлением шестимесячного срока со дня вступления в законную силу решения суда для выполнения указанных мероприятий. В удовлетворении исковых требований к МКУ "УЖКХ" Пролетарского района прокурору Пролетарского района г. Ростова-на-Дону отказано.
В кассационной жалобе администрация города Ростова-на-Дону просит отменить обжалуемые судебные акты по мотиву их незаконности, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.
Заявитель указывает, что истцом не доказан факт наличия признаков бесхозяйности спорного имущества, учитывая, что посредством спорного участка тепловых сетей поставляется коммунальный ресурс в многоквартирный дом по ул. 18-я линия, 18/26. Действующие нормы предоставляют муниципальному образованию правовую возможность приобретения в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества, а не устанавливают юридическую обязанность принять указанное имущество в собственность. Указанная обязанность императивно возложена на лиц, эксплуатирующих такие сети.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебное заседание явилась Галкина А.Е, представляющая на основании доверенности от 19 октября 2022 года интересы администрации города Ростова-на-Дону, доводы жалобы поддержала.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав Галкину А.Е, выслушав старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Фролову Е.В, полагавшую, что жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в рамках проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что участок тепловых сетей, расположенный по адресу: "адрес"20, 80 мм, протяженностью 10 тр.м (20 м), способ прокладки - бесканальный, вид изоляции ? ППУ, в реестре бесхозяйного имущества не числится, собственник указанного объекта тепловой сети не определен, контроль за его техническим состоянием не осуществляется.
В адрес главы администрации Пролетарского района г. Ростова-на- Дону внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено, удовлетворено.
Вместе с тем, согласно ответу на представление от 15 июня 2022 года работы по принятию участка тепловой сети в муниципальную собственность на сегодняшний день приостановлены.
Конкретных мер к обследованию и принятию бесхозяйного объекта в муниципальную собственность в соответствии с требованиями Положения о порядке принятия в муниципальную собственность г. Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества, утвержденного Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 25 апреля 2019 года N 336, не принято, выход в адрес вышеуказанного участка тепловой сети с целью обследования не осуществлен.
В настоящее время балансодержатель вышеуказанного объекта тепловой сети не определен, контроль за его техническим состоянием не осуществляется, конкретных мер к принятию спорного бесхозяйного объекта в муниципальную собственность в установленном порядке не принято.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор "адрес" обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке 56 ГПК РФ, руководствуясь положениями статей 130, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), положениями Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (далее - Порядок), суд первой инстанции установил, что администрацией Пролетарского района г. Ростова-на- Дону конкретных мер к обследованию и принятию бесхозяйного объекта в муниципальную собственность не принято, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, с выводами суда первой инстанции согласилась.
С выводами судов и его правовым обоснованием, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Доводы кассатора о необоснованном удовлетворении требований, подлежат отклонению исходя из следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных данным законом вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона N 190-ФЗ тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
На основании части 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
По своим техническим характеристикам участок теплосетей относится к недвижимому имуществу (статья 130 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 названного Кодекса бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Из положений подпунктов 1, 2 части 1 статьи 6 Закона N 190-ФЗ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение N 1 к Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Постановлением администрации города от 25 апреля 2019 года N 336 утверждено Положение о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества (далее - положение N 336), согласно которому обязанности по проведению процедуры принятия бесхозяйного имущества возложены на администрации районов города, на территории которых обнаружен бесхозяйный объект, а также на МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону". На администрацию района возложена обязанность по принятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества на территории района, а на департамент - до признания права муниципальной собственности на бесхозяйные тепловые сети правовым актом определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Возложенная на заинтересованных лиц обязанность по совершению указанных действий соответствует положению N 336.
Таким образом, принятые судебные акты являются законными и обоснованными, соответствующими изложенным нормам права.
Вопреки позиции заявителя, по своим техническим характеристикам спорные объекты относятся к линейным сооружениям. Исходя из назначения данных объектов, учитывая их техническую неразрывную связь с землей и недвижимыми объектами, спорные объекты фактически являются составной частью сети теплоснабжения. При перемещении данных объектов в другое место их функциональное назначение утрачивает смысл, в связи с чем следует относить данный вид объектов к недвижимому имуществу.
Согласно статье 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
Как разъяснено в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно статье 133.1 ГК РФ части единого недвижимого комплекса (например, линейного объекта) могут быть расположены на различных земельных участках.
Согласно статье 134 ГК РФ если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь).
Из содержания указанной нормы следует, что сложная вещь образуется путем соединения многих вещей, представляющих единство, участки тепловых сетей не являются единым недвижимым комплексом, расположены на различных земельных участках и не являются единым имущественным комплексом в понимании статьи 133.1 ГК РФ.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Ростова-на-Дону - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.