Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика администрации г. Хабаровска Мостовюк Я.С. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 марта 2023 года, принятое по административному делу по административному исковому заявлению Коваленко N к администрации г. Хабаровска о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Коваленко А.О. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Хабаровска о признании незаконным отказа в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; возложении обязанности принять на учет с момента подачи заявления.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что, являясь инвалидом первой группы (инвалид-колясочник), 29 августа 2022 года он обратился в администрацию г. Хабаровска с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, составом семьи один человек в связи с тем, что его жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" признано непригодным для проживания инвалида-колясочника. Письмом от 9 сентября 2022 года администрацией г. Хабаровска в удовлетворении его заявления отказано со ссылкой на то, что он является собственником N доли в праве общей долевой собственности на квартиру "адрес" и обеспечен более учетной нормы жилого помещения, а признание жилого помещения непригодным для проживания инвалида не является основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
С данным решением он не согласен, считает его незаконным, поскольку его жилое помещение не отвечает потребностям инвалида, поэтому он имеет право на признание нуждающимся в жилом помещении на основании пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Протокольным определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 22 ноября 2022 года суд перешел к рассмотрению искового заявления в порядке административного производства.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 22 ноября 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Коваленко А.О. отказано.
Разрешая дело, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое административным истцом письмо управления жилищного фонда и приватизации жилья администрации г. Хабаровска от 9 сентября 2022 года решением органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении не является, поэтому суд не вправе без соответствующего решения предрешать вопросы, относящиеся к компетенции органа местного самоуправления.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 марта 2023 года решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 22 ноября 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым административное исковое заявление Коваленко А.О. удовлетворено частично, признан незаконным ответ начальника управления жилищного фонда и приватизации жилья администрации г. Хабаровска от 9 сентября 2022 года N А27-05-9331 "О рассмотрении обращения"; на администрацию г. Хабаровска возложена обязанность повторно в соответствии с действующим законодательством рассмотреть заявление Коваленко А.О. от 29 августа 2022 года о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
18 августа 2023 года представителем административного ответчика администрации г. Хабаровска Мостовюк Я.С. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 30 августа 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 марта 2023 года и оставлении в силе решения Центрального районного суда г. Хабаровска от 22 ноября 2022 года.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что у администрации г. Хабаровска отсутствовали основания для принятия Коваленко А.О. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку Коваленко А.О. обеспечен жилым помещением более учетной нормы, а признание помещения непригодным для проживания инвалида не влечет возникновения права предоставления иного жилого помещения во внеочередном порядке.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что в данном случае судом апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Установив, что административный истец Коваленко А.О. с "данные изъяты" года имеет инвалидность первой группы бессрочно, принадлежащее ему на праве общей долевой собственности (N доли) жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 67, 4 кв.м. заключением межведомственной комиссии от 3 июня 2022 года N 1504 признано непригодным для проживания инвалида-колясочника, решением городской комиссии по признанию граждан малоимущими в целях постановки их на учет для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма от 28 декабря 2021 года (протокол N 20) Коваленко А.О. признан малоимущим, суд апелляционной инстанции с учетом положений статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 49, пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 54 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, статьи 11 Закона Хабаровского края от 13 октября 2005 года N 304 "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае" пришел к выводу о незаконности оспариваемого ответа управления жилищного фонда и приватизации жилья администрации г. Хабаровска от 9 сентября 2022 года N А27-05-9331, которым Коваленко А.О. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, нарушении принятым решением прав и законных интересов административного истца.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями, то они приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях: при признании малоимущим (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации) и установлении нуждаемости по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Требования, которым должно соответствовать жилое помещение, установлены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
Пунктом 54 указанного Положения регламентировано, что отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с пунктом 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов".
Из приведенных законоположений следует, что жилое помещение, в котором проживает инвалид, подлежит признанию непригодным для проживания в случае невозможности приспособления этого помещения с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий его доступности для него.
Следовательно, жилые помещения, занимаемые семьями, нуждающимися в приспособленном жилье для инвалидов, не отвечающие специальным требованиям доступности, не приспособленные для их проживания, при невозможности надлежащего приспособления путем ремонта или реконструкции должны признаваться непригодными для проживания, что в силу пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для признания инвалида нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и принятии его на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном статьей 52 названного Кодекса.
Таким образом, для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Данные условия при рассмотрении настоящего дела в отношении Коваленко А.О. установлены.
При таких обстоятельствах у администрации г. Хабаровска не имелось оснований для нерассмотрения в установленном порядке заявления Коваленко А.О. от 29 августа 2022 года о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с чем суд апелляционной инстанции обоснованно признал оспариваемый ответ управления жилищного фонда и приватизации жилья администрации г. Хабаровска от 9 сентября 2022 года N А27-05-9331 незаконным и возложил на администрацию г. Хабаровска обязанность повторного рассмотрения заявления Коваленко А.О. от 29 августа 2022 года.
Приведенные в кассационной жалобе доводы администрации г. Хабаровска являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в апелляционном определении, выводы суда не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке исследованных судом доказательств и оспариванию установленных по делу фактических обстоятельств, что не может являться основанием к отмене обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Поскольку кассационная жалоба не содержит ссылок на существенные нарушения судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов муниципального образования, оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Хабаровска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.