Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Климовой С.В, Дегтеревой О.В, при помощнике судьи Макушненко В.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционным жалобам ОСФР по г. Москве и Московской области, Колосовой Л.П. на решение Симоновского районного суда города Москвы от 20 мая 2022 года, которым постановлено:
иск удовлетворить частично, признать незаконным решение Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области в части отказа во включении в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы Колосовой... с 13.03.1992 по 21.08.1993, с 23.05.1994 по 14.08.1996, с 26.08.1996 по 13.09.2007, с 29.10.2007 по 29.12.2007, с 03.01.2008 по 12.08.2009, с 13.08.2009 по 12.08.2016, с 21.11.2016 по 28.08.2018, обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы Колосовой... с 13.03.1992 по 21.08.1993, с 23.05.1994 по 14.08.1996, с 26.08.1996 по 13.09.2007, с 29.10.2007 по 29.12.2007, с 03.01.2008 по 12.08.2009, с 13.08.2009 по 12.08.2016, с 21.11.2016 по 28.08.2018, в остальной части иска отказать,
УСТАНОВИЛА:
Колосова Л.П. 29.03.2022 обратилась в суд с иск к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по городу Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области) об оспаривании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости от 08.09.2021, обязании включить в страховой стаж периоды работы с 13.03.1992 по 21.08.1993, с 23.05.1994 по 14.08.1996, с 26.08.1996 по 13.09.2007, с 29.10.2007 по 29.12.2007, с 03.01.2008 по 12.08.2009, с 13.08.2009 по 12.08.2016, с 21.11.2016 по 28.08.2018 и назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 19.04.2021, мотивируя обращение тем, что оснований для отказа в назначении пенсии не имелось, учитывая, что стаж работы подтвержден необходимыми документами.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал, ответчик в судебное заседание не явился.
20.05.2022 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в части отказа в удовлетворении требований об обязании назначить пенсию просит истец Колосова Л.П. по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Демоновым Р.Б, срок на подачу которой восстановлен определением от 17.03.2023, и об отмене которого в полном объеме просит ответчик ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области по доводам апелляционной жалобы, поданной 14.06.2022, подписанной представителем по доверенности Демёхиной К.А.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 25.05.2023 произведена замена ответчика ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области в порядке правопреемства по ст. 44 ГПК РФ на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по г. Москве и Московской области (далее - ОСФР по г. Москве и Московской области) (л.д. 219-220).
В заседании судебной коллегии представитель истца Колосовой Л.П. по доверенности Демонов Р.Б. доводы апелляционной жалобы истца поддержал, против жалобы ответчика возражал, ответчик ОСФР по г. Москве и Московской области в судебное заседание не явился, извещен (л.д. 242).
Обсудив доводы апелляционных жалоб, исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ) страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР), а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 1); нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в ч. 1 настоящей статьи, имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных ст. 10 настоящего Федерального закона (ч. 2); иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3).
Согласно ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1); периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно подп. "м" п. 1 Постановления Правительства от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001
включительно; Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992. В данных Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж, предусмотрены должности воспитателя, учителя, преподавателя в общеобразовательных учреждениях (школы всех наименований, лицей, гимназия), дошкольных образовательных учреждениях (детские сады всех наименований, ясли-сад), учреждениях начального и среднего профессионального образования (училища всех видов и наименований, лицей, техникумы и колледжи всех наименований).
Этим же Постановлением Правительства РФ утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" (далее - Правила), согласно п. 14 которых работа за период с 01.11.1999 в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет, а в п. 4 указанных Правил предусмотрено, что периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Такие же условия были предусмотрены в Постановлении Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей".
Российская Федерация и Республика Беларусь являются участниками Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", а также Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения, подписанного в г. Санкт-Петербурге 24.01.2006.
Согласно п. 5 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР, при этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16); периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, при этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо социальное страхование.
В соответствии со ст. 10 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения, подписанного в г. Санкт-Петербурге 24.01.2006 (далее - Договор), каждая договаривающаяся сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства (ч. 1); при переезде лица, которому назначена пенсия (за исключением социальной пенсии), с территории одной договаривающейся стороны на территорию другой договаривающейся стороны для проживания выплата пенсии продолжается договаривающейся стороной, ее назначившей (ч. 2).
Положения ст. 5 указанного Договора устанавливают, что застрахованные, на которых распространяется действие настоящего Договора, подпадают исключительно под действие законодательства той договаривающейся стороны, на территории которой они выполняют работу (ч. 1), за исключением случаев, указанных в ч. 2 этой статьи.
В силу ст. 11 Договора при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (ч. 1); в случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории; данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, при этом подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (ч. 2); в случае если общая продолжительность страхового (трудового) стажа, приобретенного согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны, составляет менее одного года и этот период не дает права на пенсию, то этот период засчитывается компетентным органом (организацией) другой Договаривающейся Стороны при условии, что с учетом страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории этой Договаривающейся Стороны, возникает право на пенсию (ч. 3); при определении права на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет (в Российской Федерации - досрочную трудовую пенсию по старости) учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях и в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон на аналогичных условиях, работах, в профессиях, должностях, учреждениях (организациях), кроме
случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (ч. 4).
В соответствии со ст. 23 Договора назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке: 1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13.03.1992 на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает договаривающаяся сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором; 2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13.03.1992 на территориях договаривающихся сторон, каждая договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором (п. 1); по желанию и на основании заявлений граждан договаривающихся сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству договаривающейся стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора и такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит (п. 2).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Колосова Л.П,.., являющаяся гражданином Республики Беларусь, с 10.07.2019 имеющая вид на жительство в Российской Федерации и 05.04.2019 зарегистрированная в системе обязательного пенсионного страхования РФ, 08.09.2021 обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и п. 1 ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (л.д. 47-63).
Решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области от 08.09.2021 в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием специального страхового стажа, который составил 3 года 1 месяц 15 дней (включены периоды работы с 15.08.1990 по 12.03.1992 учителем русского языка и литературы в ГУО "Гимназия N 58 г. Гомеля имени Ф.П. Гааза", с 26.08.2019 по 29.12.2019, с 01.01.2020 по 05.05.2020, с 09.05.2020 по 28.05.2020 и с 01.07.2020 по 18.04.2021 воспитателем в ОАНО "Школа Наследник"), и необходимой величины ИПК, которая составляет 13, 857.
В специальный стаж не включены периоды работы истца в Республике Беларусь с 13.03.1992 по 21.08.1993 учителем русского языка и литературы в ГОУ "Гимназия N 58 г. Гомеля имени Ф.П. Гааза", с 26.08.1996 по 13.09.2007 учителем русского языка и литературы в ГОУ Средняя школа N 119 г. Минска, с 29.10.2007 по 29.12.2007 воспитателем в ГУО "Ясли-сад N 334 г. Минска", с 03.01.2008 по 12.08.2009 учителем русского языка и литературы в ГУО Гимназия N 75 г. Минска имени Масленикова П.В, с 13.08.2009 по 12.08.2016 учителем русского языка и литературы в ГУО "Ордена трудового Красного Знамени гимназия N 50 г. Минска", с 21.11.2016 по 28.08.2018 - преподавателем в УО Минский государственный профессиональный лицей N 9 автомобилестроения, поскольку п. 2 ч. 1 ст. 23 Договора периоды работы, приобретенные после 13.03.1992 должны быть учтены при назначении пенсии на территории Республики Беларусь и не могут быть приняты при расчете страховой пенсии на территории РФ без соответствующего подтверждения компетентными органами Республики Беларусь, а также в страховой стаж не включен период с 13.03.1992 по 14.08.1996 нахождения в отпуске по уходу за ребенком, 22.08.1993 года рождения, поскольку не предусмотрено Правилами N 516 (Согласно разъяснению N 5, утв. Министерством труда и социального развития РФ от 22.05.1996 N 29, период отпуска по уходу за ребенком включается в стаж на соответствующих видах работ до 06.10.1992) (л.д. 39-45).
Согласно диплому и трудовой книжке ВТ-1 N 2441162 датой заполнения 20.08.1990 на имя Ковалевой (изменена на фамилию "Колосова" на основании свидетельства о заключении брака... от 20.03.1993)..,... г.р, истец с 01.09.1985 по 29.06.1990 обучалась в Минском государственном педагогическом институте им А.М. Горького, с 15.08.1990 принята на работу учителем русского языка и литературы в СШ N 58 г. Гомеля, откуда уволена 14.08.1996, с 26.08.1996 по 13.09.2007 работала в Средней школе N 119 г. Минска учителем русского языка и литературы, с 29.10.2007 по 29.12.2007 - воспитателем в ГУО Ясли-сад N 354 г. Минска, с 03.01.2008 по 12.08.2009 - в Гимназии N 75 г. Минска учителем русского языка и литературы, с 13.08.2009 по 12.08.2016 - в Государственном учреждении образования Ордена трудового Красного Знамени Гимназии N 50 г. Минска учителем русского языка и литературы, с 21.11.2016 по 28.08.2018 - в УО Минский государственный профессиональный лицей автомобилестроения N 9 преподавателем, с 26.08.2019 принята на работу воспитателем в ОАНО "Школа Наследник" (г. Москва), где истец продолжала работать на момент обращения с заявлением о назначении пенсии (л.д. 13-19, 72).
По материалам пенсионного дела и ответам на запросы, направленным ответчиком, Колосова Л.П. работала в Государственном учреждении образования "Гимназия N 58 г..Гомеля имени Ф.П. Гааза" в должности учителя русского языка и литературы с 15.08.1990 (приказ о приеме от 20.08.1990 N 50-к) по 14.08.1996 (приказ об увольнении от 13.08.1996 N 43-к) и в соответствии с приказом от 20.10.1993 N 171-к ей предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года с.., приступила к работе 22.06.1994 (приказ от 27.06.1994 N 165-к), при этом решением Исполкома районного Совета народных депутатов Советского района г..Гомеля N 480 от 10.08.1993 экспериментальная школа-лаборатория N 58 отдела образования Советского райисполкома г..Гомеля с 01.09.1993 реорганизована в школу-гимназию N 58 имени Ф.П. Гааза, решением Гомельского городского исполкома N 950 от 05.08.1998 школе-гимназии N 58 имени Ф.П. Гааза присвоен статус "Средняя общеобразовательная школа N 58 имени Ф.П.
Гааза с углубленным изучением английского языка, музыкально-хоровым, художественным уклоном" с 01.09.1998; Колосова Л.П. работала учителем русского языка и литературы 1 категории в государственном учреждении образования "Средняя школа N 119 г..Минска" с 26.08.1996 (приказ N 61-к от 26.08.1996) по 13.09.2007 (приказ N 97-к от 13.09.2007), а также в должности учителя русского языка и литературы в Гимназии N 50 с 13.08.2009 (приказ о приеме на работу N 60-к от 13.08.2009) по 12.08.2016 (приказ об увольнении N 87-к от 10.08.2016), при этом решением Мингорисполкома N 1622 от 17.08.2006 средняя общеобразовательная школа N 75 с архитектурно-художественным уклоном переименована в архитектурно-художественную гимназию N 75 (решение Мингорисполкома N 1073 от 26.06.2003), Архитектурно-художественная гимназия N 75 переименована в Государственное учреждение образования "Гимназия N 75 г..Минска с архитектурно-художественным уклоном"; Колосова Л.П. действительно работала в учреждении образования "Минский государственный профессиональный лицей N 9 автомобилестроения" в должности преподавателя с 21.11.2016 (приказ от 21.11.2016 N 01-02/124-к) по 28.08.2018 (приказ от 15.08.2018 N 01-02/40к), о чем выданы справки Управления соцзащиты населения Советского района г..Гомеля Республики Беларусь и работодателями (л.д. 23, 73-84).
Из справки ГОУ Средняя школа N 119 г. Минска от 14.11.2022 N 373 следует, что с 26.08.1996 по 13.09.2007 Колосова Л.П. работала учителем русского языка и литературы на полную ставку (л.д. 164, 235), по справкам ГУО "Гимназия N 75 г. Минска имени Масленикова П.В." от 15.11.2022 N 309, от 30.06.2023 N 226, 227 Колосова Л.П. работала учителем русского языка и литературы с 03.01.2008 по 12.08.2009 с недельной педагогической нагрузкой более 18 часов (л.д. 163, 232-234), в справке ГУО "Ордена трудового Красного Знамени гимназия N 50 г. Минска" от 07.08.2023 N 02-11/300 указано о работе Колосовой Л.П. учителем русского языка и литературы с 13.08.2009 по 12.08.2016 с недельной педагогической нагрузкой более 18 часов, а в справках УО Минский государственный профессиональный лицей (УО "Минский государственный колледж автомобилестроения") от 04.07.2023 N 254, от 04.08.2023 N 284 указано о работе Колосовой Л.П. преподавателем учебных предметов "Русский язык и литература" с 21.11.2016 по 28.08.2018 с обучением в лицее более 70% учащихся в возрасте до 18 лет с годовой педагогической нагрузкой 2016-2017 учебный год - 983 часа, 2017-2018 учебный год - 1091 час) (л.д. 165, 228).
Кроме того, истцом представлена информация, содержащаяся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица за период с 01.01.2009 по 31.08.2019, выданная Минским городским управлением Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь, в котором имеются сведения о работе истца, начиная с 01.01.2003 и уплате страховых взносов 5 работодателями (л.д. 119- 183, 237-239).
Разрешая спор с учетом установленных по делу обстоятельств на основании собранных доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для обязания ответчика включить в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" периодов работы Колосовой Л.П. с 13.03.1992 по 21.08.1993, с 23.05.1994 по 14.08.1996, с 26.08.1996 по 13.09.2007, с 29.10.2007 по 29.12.2007, с 03.01.2008 по 12.08.2009, с 13.08.2009 по 12.08.2016, с 21.11.2016 по 28.08.2018, и об отказе в иске в части назначения пенсии с 19.04.2021 на основании п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", указав, что по состоянию на момент обращения в пенсионные органы с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, то есть на 19.04.2021, стаж истца на соответствующих видах работ составил более 25 лет, однако при возникновении у лица права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в 2021 году страховая пенсия по старости может быть назначена не ранее, чем через 36 месяцев со дня возникновения права на ее назначение.
Проверяя доводы апелляционной жалобы ответчика, в которой он ссылается на неверное применение положений Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006, судебная коллегия приходит к выводу об их несостоятельности, учитывая, что с 10.07.2019 Колосова Л.П. имеет вид на жительство в Российской Федерации, получателем пенсии в Республике Беларусь не является, а материалы дела содержат сведения о периодах работы истца, при выполнении которой по законодательству Российской Федерации предусмотрено досрочное пенсионное обеспечение, при этом, что характер выполнения такой работы подтвержден как справками работодателей, так и сведениями соответствующего компетентного органа в виде информации, содержащейся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, выданной Минским городским управлением Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь, содержащем сведения об уплате страховых взносов.
При таких данных совокупность собранных по делу доказательств свидетельствует о выполнении Колосовой Л.П. в спорные периоды педагогической деятельности в должностях и в соответствующих учреждениях для детей, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", а также в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" в части требований к выполнению нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, начиная с 01.09.2000, а также условия обучения в учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет, за периоды с 13.03.1992 по 21.08.1993 учителем русского языка и литературы в ГОУ "Гимназия N 58 г. Гомеля имени Ф.П. Гааза", с 26.08.1996 по 13.09.2007 учителем русского языка и литературы в ГОУ Средняя школа N 119 г. Минска, с 03.01.2008 по 12.08.2009 учителем русского языка и литературы в ГУО Гимназия N 75 г. Минска имени Масленикова П.В, с 13.08.2009 по 12.08.2016 учителем русского языка и литературы в ГУО "Ордена трудового Красного Знамени гимназия N 50 г. Минска" и с 21.11.2016 по 28.08.2018 преподавателем в УО Минский государственный профессиональный лицей N 9 автомобилестроения.
Вместе с тем, сведений о соответствии указанным условиям выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы в период работы с 29.10.2007 по 29.12.2007 воспитателем в ГУО "Ясли-сад N 334 г. Минска" не представлено, в связи с чем указанный период включению в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения не подлежит и в этой части судебное решение подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в иске.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимыми изменить судебное решение в части включения в специальный стаж периодов с 13.03.1992 по 21.08.1993 и с 23.05.1994 по 14.08.1996, указав на включение в такой стаж периодов с 13.03.1992 по 24.10.1993 и с 22.06.1994 по 14.08.1996, поскольку в соответствии со справкой ГОУ "Гимназия N 58 г. Гомеля имени Ф.П. Гааза" Колосова Л.П. находилась в отпуске по уходу за ребенком с... и приступила к работе с 22.06.1994 (л.д. 23).
Также судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований Колосовой Л.П. об обязании ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 19.04.2021.
Так, с 01.01.2019 Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ) в п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" о сохранении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости внесены изменения, которыми предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 настоящей статьи.
В ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19 - 21 ч.1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В приложении 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" о сроках назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30 (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию независимо от возраста) страховая пенсия назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в случае если годом возникновения права на страховую пенсию по старости является 2019 год, и не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в случае если годом возникновения права на страховую пенсию по старости является 2020 год.
При этом ч. 2 с. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ установлено, что за гражданами, достигшими до 01.01.2019 возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Как установлено выше и подтверждается решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области от 08.09.2021 специальный стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на дату обращения с заявлением о ее назначении 19.04.2021 составил 3 года 01 месяц 15 дней, спорные периоды работы истца с 13.03.1992 по 24.10.1993, с 22.06.1994 по 14.08.1996, с 26.08.1996 по 13.09.2007, с 03.01.2008 по 12.08.2009, с 13.08.2009 по 12.08.2016, с 21.11.2016 по 28.08.2018 составляют 25 лет 02 месяца 13 дней, в связи с чем на 19.04.2021 специальный стаж Колосовой Л.П. для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составлял 28 лет 03 месяца 28 дней при необходимом стаже 25 лет, и такой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, выработан истцом до 01.01.2019.
Учитывая положения ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" о сроках назначения пенсии, устанавливающие, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, право на назначение пенсии возникло у истца до введения нового правового регулирования, т.е. когда ею выработан необходимый стаж осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей не менее 25 лет, в связи с чем положения ст. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, приложения 7 к нему и ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ, на которые сослался суд первой инстанции, не применяются, сохранение права пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ предусмотрено ч. 2 ст. 10 этого закона, при этом судебная коллегия учитывает, что величина ИПК для назначения страховой пенсии по старости рассчитана ответчиком как 13, 857 и такая величина являлась необходимой на 2018 год (13, 8) в соответствии с положениями ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", т.е. когда истец выработала необходимую продолжительность страхового стажа не менее 25 лет.
При таких данных, доводы апелляционной жалобы истца в этой части являются обоснованными, решение суда в части отказа в назначении Колосовой Л.П. досрочной страховой пенсии по старости не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием по делу в этой части нового решения об удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Симоновского районного суда города Москвы от 20 мая 2022 года в части обязания включить в специальный стаж периоды работы Колосовой Л.П. с 13.03.1992 по 21.08.1993 и с 23.05.1994 по 14.08.1996 изменить, указав на включение в специальный стаж периодов с 13.03.1992 по 24.10.1993 и с 22.06.1994 по 14.08.1996, решение Симоновского районного суда города Москвы от 20 мая 2022 года в части обязания включить в специальный стаж период работы Колосовой Л.П. с 29.10.2007 по 29.12.2007 и в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости отменить, в этой части принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Колосовой Л.П. об обязании включить в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, период работы с 29.10.2007 по 29.12.2007 отказать, обязать ОСФР по г. Москве и Московской области (в лице филиала N 8) назначить Колосовой... досрочную страховую пенсию по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 19 апреля 2021 года, в остальной части решение Симоновского районного суда города Москвы от 20 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ОСФР г. Москве и Московской области, Колосовой Л.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.