Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Мызниковой Н.В, судей Рачиной К.А, Дегтеревой О.В, при ведении протокола помощником судьи Филатовой Н.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А, гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Шерстнева И.А.
на решение Дорогомиловского районного суда города Москвы от 23 марта 2023 года, которым постановлено:
Исковые требования Управления социальной защиты населения ЗАО города Москвы в лице Отдела социальной защиты населения района Фили-Давыдково удовлетворить.
Взыскать с Шерстнева И. А. в пользу Управления социальной защиты населения ЗАО города Москвы переплату региональной социальной доплаты к пенсии в сумме 161 325 рублей 08 копеек.
Взыскать с Шерстнева И. А. государственную пошлину в доход бюджета города Москвы в размере 4427 рублей,
УСТАНОВИЛА:
Управление социальной защиты населения ЗАО города Москвы обратилось в суд с иском к Шерстневу И.А. о взыскании переполученной региональной социальной доплаты к пенсии в сумме 161 325, 08 руб. В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что Шерстнев И.А. являлся получателем региональной социальной доплаты к пенсии как неработающий пенсионер. С 01.01.2021 выплата региональной социальной доплаты к пенсии была приостановлена в связи с поступлением сведений об имеющихся у ответчика периодах работы. В рамках межведомственного информационного взаимодействия было выявлено, что Шерстнев И.А. осуществляет трудовую деятельность, о чем ответчику не сообщил и что явилось причиной переплаты.
Стороны в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит ответчик Шерстнев И.А. по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя истца и представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Положениями ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии, которая назначается пенсионеру, проживающему на территории Российской Федерации, не осуществляющему работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", не выплачивается в период выполнения указанной работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N1268-ПП право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания; к неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В абзаце первом пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.
В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (абзац второй пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В силу п. 35 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии неработающих пенсионеров, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП при поступлении сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы вправе приостанавливать ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается.
В п. 33 указанного Порядка предусмотрены случаи утраты права на получение региональной социальной доплаты, к которым в числе прочих относится осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пп. "г"), а также установлено, что если пенсионером в какой-либо из периодов утрачивалось право на получение региональной социальной доплаты, то при представлении им документов, подтверждающих вновь приобретение этого права, региональная социальная доплата назначается заново исходя из общей суммы его материального обеспечения на дату обращения.
Порядок возмещения ущерба, в случаях, когда представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в п. 41 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" повлекло за собой перерасход бюджетных средств на выплату региональной социальной доплаты, установлен в п. 42 указанного Постановления и предусматривает, что управление социальной защиты населения города Москвы определяет сумму излишне выплаченных средств.
Исходя из приведенных положений нормативного правового акта города Москвы (постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии") право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. Региональная социальная доплата к пенсии назначается неработающим пенсионерам управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании его письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии. На пенсионера возлагается обязанность сообщать управлению социальной защиты населения района города Москвы об обстоятельствах, влекущих прекращение региональной социальной доплаты к пенсии.
Положения ст. ст. 1102, 1103 ГК РФ регулируют отношения из обязательств вследствие неосновательного обогащения.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шерстнев И.А. являлся получателем региональной социальной доплаты (РСД) к пенсии как неработающий пенсионер с 01.02.2019.
Выплата РСД к пенсии приостановлена с 01.01.2021 в результате поступления сведений о периодах его работы.
В рамках межведомственного информационного взаимодействия истцом было установлено, что Шерстнев И.А. с 07.07.2017 является настоятелем и председателем приходского совета в Местной православной религиозной организации Приход Никольского храма с. Никольское Краснинского района Липецкой области Елецкой Епархии Русской православной церкви, о чем в управление не сообщил.
Согласно расчету истца переплата региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01.11.2019 по 31.12.2020 составила 161 325, 08 руб.
Разрешая по существу спор о взыскании с Шерстнева И.А. излишне полученной региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01.11.2019 по 31.12.2020 г. в размере 161 325, 08 коп, суд первой инстанции исходил из того, что Шерстнев И.А, являясь получателем региональной социальной доплаты к пенсии, в это время осуществлял деятельность, в период которой он подлежал обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при этом, органу социальной защиты населения о своем трудоустройстве своевременно не сообщил, в связи с чем, пришел к выводу о том, что права на получение данной доплаты в спорный период Шерстнев И.А. не имел, в связи с чем, удовлетворил исковые требования органа социальной защиты.
Судебная коллегия, с учетом положений п. 33 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", ст. 1109 ГК РФ, учитывая, что ответчиком было утрачено право на получение региональной социальной доплаты в спорный период, однако, в нарушении принятых на себя обязательств, ответчик о наступлении таких событий истцу не сообщил, доказательств обратного в материалах дела не имеется, - в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что он не является наемным работником, а является священнослужителем, произошла техническая ошибка при формировании сведений о застрахованных лицах, поданных в ПФР со стороны Местной православной религиозной организации приход Никольского храма с. Никольское Краснинского района Липецкой области Елецкой епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) в выписке из ПФР о фактах осуществления трудовой деятельности, после чего указанная техническая ошибка была исправлена, поданы отменяющие отчеты по форме СЗВ-стаж, судебная коллегия находит несостоятельным, ввиду следующего.
Согласно статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами - лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхования, являются, в частности, священнослужители.
В силу части 4 статьи 24 Федерального закона от 26.09.1997 г N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" работники религиозных организаций, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая приведенные обстоятельства и нормы права, регулирующие возникшие правоотношения, вопреки доводам апелляционной жалобы, ответчик в спорный период не имел права получать доплату к пенсии, т.к. являлся лицом, подлежащим обязательному пенсионному страхованию, что является достаточным основанием для взыскания с него переполученных сумм, вне зависимости от факта получения или не получения им дохода от осуществляемой деятельности.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение первой инстанции не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, определила:
Решение Дорогомиловского районного суда города Москвы от 23 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шерстнева И. А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.