Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Семченко А.В., судей Жолудовой Т.В., Рачиной К.А., при помощнике судьи Макушненко К.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А., гражданское дело по апелляционным жалобам истца Дудника П. В. и Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по г.Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 19 апреля 2023 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-2180/2023), которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по городу Москве и Московской области от 05.07.2022 года N 220000254705/794186/22 незаконным в части исключения из специального стажа Дудника П. В, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы.
Обязать Филиал N 2 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж Дудника П.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы: в льготном исчислении - 1 год работы как 1 год и 6 месяцев: в Детской городской клинической больнице N 4 в должности медицинского брата хирургического торакального отделения с 04.07.1992 года по 31.07.1992 года; в календарном исчислении: в Республиканском центре реабилитации детей с детским церебральным параличом и нарушением психики г. Нерюнгри с 06.08.1995 года по 23.09.1998 года, с 03.10.1998 года по 04.01.2000 года, с 07.01.2000 года по 12.09.2004 года, с 13.09.2004 года по 28.02.2005 года; в ГБУЗ "Городская детская поликлиника N 4 г. Белгорода" с 01.03.2005 года по 26.02.2009 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать,
УСТАНОВИЛА:
Дудник П.В. обратился в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии, включении периодов трудовой деятельности в специальный трудовой стаж, назначении страховой пенсии по старости. В обоснование своих исковых требований указал, что 08.06.2022 года обратился в ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 05.07.2022 года N 220000254705/794186/22 в установлении пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Дуднику П.В. отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа. Истец просит:
признать решение ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 05.07.2022 года N 220000254705/794186/22 незаконным, принять период работы истца в Детской городской клинической больнице N 4 с 02.09.1991 года по 05.08.1995 года в должности медицинского брата хирургического торакального отделения в льготном исчислении 5 лет 10 месяцев 21 день; включить в специальный стаж истца периоды работы: в Республиканском центре реабилитации детей с детским церебральным параличом и нарушением психики г. Нерюнгри с 06.08.1995 года по 28.02.2005 года календарно; в Областном ГБУЗ "Городская детская поликлиника N 4 г. Белгорода" с 01.03.2005 года по 26.02.2009 года - календарно; в качестве индивидуального предпринимателя, основной вид деятельности 85.12 "Врачебная практика" с 18.04.2005 года по 12.10.2011 года - календарно; в ООО "Консультативно-диагностическая поликлиника" г. Белгорода с 18.04.2011 года по 31.12.2012 года, с 09.01.2013 года по 31.08.2013 года, с 02.09.2013 года по 31.12.2013 года, с 03.01.2014 года по 31.03.2014 года - календарно; в ООО "Диагностический центр" г. Белгорода - с 14.01.2014 года по 31.12.2015 года, с 03.01.2016 года по 31.12.2016 года, с 03.01.2017 года по 16.04.2018 года - календарно; в ООО "Нейро-ортопедический центр" г. Белгорода - с 17.04.2018 года по 21.09.2018 года - календарно; в ООО "СМ-Мед" г. Москвы с 26.09.2018 года по 03.06.2020 года - календарно; в ООО "Дэрайс" г. Москвы с 11.06.2020 года по 31.12.2021 года - календарно; признать право истца на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции была произведена замена ответчика решение ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области.
Истец Дудник П.В. и его представитель в судебное заседание суда первой инстанции явились, исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание суда первой инстанции явился, возражал против удовлетворения исковых требований.
Суд постановилприведенное выше решение, об изменении которого в апелляционной жалобе просит истец Дудник П.В. и об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области.
Истец Дудник П.В. в судебном заседании судебной коллегии доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Ответчики в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом. В соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав истца, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционных жалоб не имеется.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 1.1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Из Приложения N 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" следует, что граждане, которые с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 г. приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в 2021 году - не ранее чем через 36 месяцев, в 2022 году - не ранее чем через 48 месяцев.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665
"О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период
с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР
от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Указанными выше Списками и Перечнем, поименована должность медицинской сестры, данные Списки предусматривают работу по указанным в них должностям именно в учреждениях здравоохранения независимо от форм собственности.
В силу пункта 2 Списка профессий и должностей работников здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца; врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений /групп/ анестезиологии-реанимации, отделений /палат/ реанимации и интенсивной терапии - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и шесть месяцев.
Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работе по охране здоровья населения и перечню структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за 1 год и 6 месяцев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N1066 с изменениями от 19.02.2001г. установлен перечень должностей врачей и среднего медицинского персонала, которые пользуются правом на льготное исчисление специального стажа из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения
и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что правом на льготное исчисление специального стажа из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев пользуются операционные медицинские сестры, включая старших, в отделениях хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1-6, 8, 12, 15, 20, 21, 27-30 списка, медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, медицинские сестры палатные, в том числе старшие, медицинские сестры-анестезисты отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
Судом установлено, что 08.06.2022 года Дудник П.В. обратился в ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 05.07.2022 года N 220000254705/794186/22 в установлении пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Дуднику П.В. отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа, специальный стаж определен 5 лет 9 месяцев 11 дней, при этом, в подсчет специального стажа не был включен ряд периодов.
Так, истец просил признать период работы в Детской городской клинической больнице N 4 с 02.09.1991 года по 05.08.1995 года в должности медицинского брата хирургического торакального отделения в льготном исчислении - как 1 год за 1 год и 6 месяцев.
Согласно записям в трудовой книжке истца, 02.09.1991 года Дудник П.В. принят на работу в Детскую муниципальную клиническую больницу N 4 на должность медбрата детского торакального отделения, 05.08.1995 года уволен по собственному желанию.
Как следует из справки от 21.01.2021 года N 01.01-17/77, выданной КГБУЗ "Детская краевая клиническая больница" им. А.К. Пиотровича МЗ Хабаровского края, Дудник П.В. работал в Детской городской клинической больнице N 4 с 02.09.1991 года по 05.08.1995 года в должности медицинского брата хирургического торакального отделения. Имелись периоды: с 04.07.1992 года по 31.07.1992 года - военные сборы.
Как следует из данных о стаже истца, периоды работы с 02.09.1991 года по 03.07.1992 года, с 01.08.1992 года по 05.08.1995 года включены в специальный стаж истца как лечебная деятельность: хирурги, анестезиологи-реаниматологи, патологоанатомы, т.е. в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 6 месяцев.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования в указанной части (в отношении указанных периодов) удовлетворению не подлежат.
Как следует из данных о стаже истца, период с 04.07.1992 года по 31.07.1992 года включен в страховой стаж истца как обычные условия.
В соответствии с ст. 111 КЗоТ РСФСР, действовавшего в спорный период, на время выполнения государственных или общественных обязанностей, если по действующему законодательству эти обязанности могут осуществляться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Работникам, привлекаемым к выполнению воинских обязанностей, предоставляются гарантии и льготы, предусмотренные законодательством.
Согласно ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
В соответствии со ст. 71 Закона СССР 12 октября 1967 года "О всеобщей воинской обязанности" граждане освобождаются от работы в установленном порядке на время выполнения обязанностей, связанных с воинским учетом, припиской к призывным участкам, призывом на действительную военную службу, учебные и поверочные сборы, а также командирские занятия. За рабочими, служащими и колхозниками, привлекаемыми к выполнению указанных обязанностей, сохраняется средний заработок по месту их постоянной работы.
Согласно ст. 1 и п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.
Поскольку в указанный период с 04.07.1992 года по 31.07.1992 года нахождения на военных сборах истец работал медбратом хирургического отделения и периоды работы в указанной должности, предшествовавшие военным сборам и последовавшие за ними, зачтены пенсионным органом в специальный стаж в льготном исчислении, то данный период нахождения истца на учебных военных сборах, как верно указал суд, подлежит исчислению в льготном порядке 1 год работы как 1 год 6 месяцев.
Также истец просил включить в специальный стаж период работы в Республиканском центре реабилитации детей с детским церебральным параличом и нарушением психики г. Нерюнгри с 06.08.1995 года по 28.02.2005 года.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрены должности: врачи - специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи - руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность; наименование учреждений: центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в том числе реабилитационный для подростков и взрослых инвалидов с последствиями детского церебрального паралича.
Согласно записям в трудовой книжке истца, 01.08.1995 года Дудник П.В. принят на работу в Республиканский центр реабилитации детей, больных детским церебральным параличом (ДЦП) и нарушением психики г. Нерюнгри врачом-невропатологом; 15.01.2001 года врачебная специальность "врач невропатолог" изменена на "врач-невролог"; 15.09.2003 года принят на работу по совместительству в специальную начальную школу-детский сад N 47 "Веселый дельфин" на должность заместителя директора по лечебной части; 01.06.2004 года уволен с работы по совместительству по истечении срока трудового договора; 13.09.2004 года - переведен на должность заведующего кабинетом функциональной диагностики; 13.09.2004 года принят на работу по совместительству врачом-неврологом; 28.02.2005 года уволен по собственному желанию.
Пенсионным органом не засчитан в специальный стаж период работы в Республиканском центре реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями, г. Нерюнгри с 06.08.1995 года по 12.09.2004 года в должности врача-невролога, так как документально не подтверждается факт льготной работы в вышеуказанный период, а также, с 13.09.2004 года по 28.02.2005 года в должности заведующего кабинетом функциональной диагностики, так как в Списках такая должность не предусмотрена, кроме того, не подтверждено выполнение нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.
Вместе с тем, согласно Справке N 2 от 14.04.2021 года, выданной ГБУ Республики Саха (Якутия") "Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, г. Нерюнгри", Дудник П.В. работал в ГУ социального обслуживания населения "Республиканский центр реабилитации детей с детским церебральным параличом и нарушением психики", в должности врача-невролога с 01.08.1995 года по 12.09.2004 года, работал полный рабочий день, полную рабочую неделю на 1 ставку; в должности заведующего кабинетом функциональной диагностики с 13.09.2004 года по 28.02.2005 года, работал полный рабочий день, полную рабочую неделю на 1 ставку; в должности врача-невролога с 13.09.2004 года по 28.02.2005 года работал на 0, 25 ставки по внутреннему совместительству. За время работы Дуднику П.В. предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы с 24.09.1998 года по 02.10.1998 года, с 05.01.2000 года по 06.01.2000 года.
В связи с изложенным, суд правильно пришел к выводу, что материалами дела документально подтвержден факт льготной работы истца в периоды с 06.08.1995 года по 23.09.1998 года, с 03.10.1998 года по 04.01.2000 года, с 07.01.2000 года по 12.09.2004 года, указанные периоды подлежат включению в специальный стаж истца.
В соответствии с Приказом Минздрава РФ от 30.11.1993 года N 283 "О совершенствовании службы функциональной диагностики в учреждениях здравоохранения РФ" отдел, отделение, кабинет функциональной диагностики является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения. Основными задачами отдела, отделения, кабинета функциональной диагностики являются: выполнение специальными биофизическими методами и средствами исследований в целях физиологической оценки состояния органов, систем и организма в целом здоровых и больных людей; наиболее полное удовлетворение потребности населения во всех основных видах функциональных исследований, предусмотренных специализацией и перечнем методов и методик, рекомендуемых для лечебно-профилактических учреждений различного уровня; использование в практике новых, современных, наиболее информативных способов диагностики, рациональное расширение перечня методов исследований; рациональное и эффективное использование дорогостоящей медицинской аппаратуры. По смыслу указанного Приказа Минздрава РФ кабинет функциональной диагностики включает в себя штатные единицы заведующего кабинетом, врача и старшей медицинской сестры. Согласно приложению 3 к данному Приказу Минздрава РФ, на должность заведующего отделом назначается квалифицированный врач функциональной диагностики, имеющий опыт работы по специальности не менее 3 лет, обладающий организаторскими способностями.
В соответствии с задачами отдела, отделения, кабинета функциональной диагностики заведующий осуществляет, в том числе: организацию деятельности подразделения, руководство и контроль за работой его персонала; консультативную помощь врачам функциональной диагностики; разбор сложных случаев и ошибок в диагностике; освоение и внедрение новых современных методов функциональной диагностики и технических средств; мероприятия по координации и преемственности в работе между подразделениями лечебно-профилактического учреждения.
Таким образом, в указанный период истец, будучи врачом-неврологом - руководителем структурного подразделения лечебно-профилактического учреждения, также осуществлял врачебную деятельность - работал в должности врача-невролога по внутреннему совместительству, в связи с чем суд правильно пришел к выводу, что период работы истца с 13.09.2004 года по 28.02.2005 года также подлежат включению в специальный стаж.
Истец просит включить в специальный стаж период работы в ГБУЗ "Городская детская поликлиника N 4 г. Белгорода" с 01.03.2005 года по 26.02.2009 года.
Согласно записям в трудовой книжке истца, 01.03.2005 года истец принят на работу в Городскую детскую поликлинику N 4 г. Белгорода на должность заведующего отделением восстановительного лечения для детей, врачом-неврологом с 50% нагрузки; 01.11.2007 года переведен заведующим отделением восстановительной медицины, врачом-неврологом с 50% нагрузки; 26.02.2009 года уволен по собственному желанию.
Пенсионным органом данный период не был включен в подсчет специального стажа ввиду того, что документально не подтверждается факт льготной работы за вышеуказанный период.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Дудника П.В, периоды работы с 01.03.2005 года по 26.02.2009 года (за исключением периода с 14.04.2008 года по 13.05.2008 года) учтены с кодом 28-ГД, ставка 1, 00.
Согласно приложению к Постановлению Правления Пенсионного фонда России от 11 января 2017 года N 2п "Об утверждении форм документов, используемых для регистрации граждан в системе обязательного пенсионного страхования, и Инструкции по их заполнению" - Виды трудовой или иной общественно полезной деятельности (для форм СЗВ-К), код 28ГД предназначен для обозначения Лечебной и иной работы по охране здоровья населения в городах, акты законодательства - подпункт 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; срок применения с 01.01.2002 года по 31.12.2008 года.
Таким образом, документально подтвержден факт льготной работы истца в вышеуказанный период, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что исковые требования в данной части подлежат удовлетворению, в специальный стаж истца подлежит включению период работы в ГБУЗ "Городская детская поликлиника N 4 г. Белгорода" с 01.03.2005 года по 26.02.2009 года.
Истец просил
включить в специальный стаж следующие периоды работы: в качестве индивидуального предпринимателя, основной вид деятельности 85.12 "Врачебная практика" с 18.04.2005 года по 12.10.2011 года; в ООО "Консультативно-диагностическая поликлиника" г. Белгорода с 18.04.2011 года по 31.12.2012 года, с 09.01.2013 года по 31.08.2013 года, с 02.09.2013 года по 31.12.2013 года, с 03.01.2014 года по 31.03.2014 года; в ООО "Диагностический центр" г. Белгорода - с 14.01.2014 года по 31.12.2015 года, с 03.01.2016 года по 31.12.2016 года, с 03.01.2017 года по 16.04.2018 года; в ООО "Нейро-ортопедический центр" г. Белгорода - с 17.04.2018 года по 21.09.2018 года; в ООО "СМ-Мед" г. Москвы с 26.09.2018 года по 03.06.2020 года; в ООО "Дэрайс" г. Москвы с 11.06.2020 года по 31.12.2021 года.
Как правильно указал суд, в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В пункте 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации было предусмотрено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение) (пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 1920-О).
В разделе "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, индивидуальные предприниматели, общества с ограниченной ответственностью не предусмотрены, что делает невозможным включение данных периодов в специальный стаж истца, на что и было указано судом.
Кроме того, судом учтено, что между Дудником П.В. и ООО "Консультативно-диагностическая поликлиника"; ООО "Диагностический центр" отсутствовали трудовые отношения, между указанными сторонами заключались договоры возмездного оказания услуг, а в период с 09.10.2009 года по 28.04.2018 года истец работал в ООО "Надежда-фарм" менеджером, директором представительства, коммерческим директором.
Поскольку при суммировании периодов работы, включенных судом и пенсионным органом, специальный стаж истца составляет менее 30 лет, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что исковые требования о назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворению также не подлежат.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка. Данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Выводы суда не опровергаются доводами апелляционных жалоб, которые не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 19 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Дудника П.В. и Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.