Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лукашенко Н.И., судей Пильгановой В.М., Гордеевой О.В., при секретаре Абрамовой О.Н., рассмотрев по докладу судьи Гордеевой О.В. в открытом судебном заседании административное дело N2а-846/2022 по административному исковому заявлению Цыцына Алексея Анатольевича к ФСИН России о признании действий незаконными, присуждении компенсации
по апелляционной жалобе административного истца Цыцына А.А. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 28 июня 2022 года о частичном удовлетворении заявленных требований,
УСТАНОВИЛА:
Цыцын А.А. обратился в суд с административным иском к ФСИН России о признании незаконными действия в части норм, предусмотренных ст. 73, 81 УИК, приказом Минюста России N17, Федерального закона N96-ФЗ, ст. 12 Федерального закона N59-ФЗ, ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также нарушением Конституции Российской Федерации, присуждении компенсации в размере сумма
В обоснование требований указал на то, что после осуждения был направлен в ФКУ ИК-5 УФСИН России по адрес, которая находится на значительном удалении от места жительства его родственников, что отразилось на семейных отношениях и социальных связях; о нарушении прав узнал в 2021 г.; в апреле 2021 г. направил в ФСИН России заявление о переводе в ИУ ближе к месту жительства родственников, но получил формальный отказ, с которым не согласен; в сентябре 2021 г. повторно обратился с заявлением о переводе, ответа на которое не получил; его мама направила жалобу в Генеральную прокуратуру Российской Федерации; полагает, что ФСИН России допущены незаконные действия по направлению и содержанию в ИК-5; с 2016 г. не мог в полном объеме реализовать свое право на свидания.
Решением Замоскворецкого районного суда адрес от 28 июня 2022 года постановлено:
"Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействия ФСИН России в части не принятия решения по заявлению Цыцына Алексея Анатольевича о переводе в исправительное учреждение ближе к месту жительства родственников, нарушении сроков рассмотрения обращения предусмотренного ст. 12 Федерального закона N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Обязать ФСИН России в течение месяца с момента вступления решения в законную силу принять окончательное решение по заявлению Цыцына Алексея Анатольевича о переводе в исправительное учреждение ближе к месту жительства родственников.
В остальной части иска отказать".
Административным истцом подана апелляционная жалоба на решение, в которой он выражает несогласие с отказом в присуждении компенсации.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав путем использования систем видеоконференц-связи объяснения административного истца Цыцына А.А, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного дела судом было установлено, что Цыцын А.А. до ареста проживал в адрес. Ранее судим. Осужден 13.10.2015 г. Тимирязевским районным судом адрес по ч.1 ст. 105 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком 9 лет. Является бывшим сотрудником правоохранительных органов.
Цыцын А.А. для отбывания наказания в силу ч.3 ст. 80 УИК РФ на основании указания ФСИН России от 17.12.2015 г. Nисх-03-80370 был направлен в ФКУ ИК-5 УФСИН России по адрес.
Согласно данному указанию осужденные, проживающие в Москве, подлежат направлению в адрес.
Цыцын А.А. ранее не обращался с заявлениями о переводе в иное исправительное учреждение ближе к месту жительства родственников.
После вступления в действие Федерального закона N96-ФЗ Цыцын А.А. направил в ФСИН России заявление о переводе. 03.06.2021 г. ФСИН России направила ответ об отказе в удовлетворении заявления, поскольку не имеется сведений о близких родственниках.
Доказательств того, что в личном деле такие сведения имелись, суду не представлено.
Как указал административный истец, в сентябре 2021 г. повторно направил заявление в УФСИН России по адрес, приложив документы о родственниках. Обращение было направлено в ФСИН России.
22.10.2021 г. ФСИН России направила Цыцыну А.А. ответ о том, что его заявление рассматривается.
Из вышеприведенного следует, что Цыцын А.А. отбывает наказание в ИК-5 с 2016 года, то есть значительный период времени до обращения его в суд с настоящим иском (24.03.2022 г.).
Вместе с тем, несмотря на доводы административного истца о нарушении его прав на поддержание социально полезных связей с родственниками, сведений о том, что Цыцын А.А. до 2021 г. обращался в ФСИН России с заявлением о переводе в иное исправительное учреждение, расположенное вблизи места жительства его родственников, и по данному вопросу федеральным органом исполнительной власти было принято какое-либо решение, материалы дела не содержат.
Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым в КАС РФ внесена норма статьи 227.1 КАС РФ, предусматривалось, что в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.
Цыцын А.А. не обращался с подобной жалобой в Европейский Суд по правам человека о нарушении его прав.
Таким образом, в течение длительного периода времени Цыцын А.А. каким-либо образом о нарушении своих прав в результате направления его для отбывания наказания в исправительное учреждение УФСИН России по адрес, в том числе и права на поддержание социально полезных связей с родственниками, не заявлял, каким-либо правовым средством защиты своих прав не воспользовался, впервые заявив об их нарушении спустя четыре года с момента помещения его в соответствующее учреждение путем обращения в суд с настоящим иском, содержащим требования о присуждении в его пользу компенсации за нарушение условий содержания.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о законности действий ФСИН России по направлению Цыцына А.А. в ИК-5, а также отказу 03.06.2021 в переводе в иное исправительное учреждение, отсутствии оснований для присуждения компенсации за нарушение условий содержания.
Вместе с тем, судом установлено, что нарушены сроки рассмотрения обращения, предусмотренные ст. 12 Федерального закона N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", поскольку по заявлению Цыцына А.А. от сентября 2021 года о переводе в иное исправительное учреждение решение не принято.
Разрешая заявленные требований, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из того, что ФСИН России надлежит в течение месяца с момента вступления решения в законную силу принять окончательное решение по заявлению Цыцына А.А. о переводе в исправительное учреждение ближе к месту жительства родственников.
Оснований не согласиться с такими суждениями и выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, они соответствуют законодательству и фактическим обстоятельствам, подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств, получивших надлежащую правовую оценку суда.
В соответствии с положениями статьи 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний (часть 1); при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом (часть 2).
Согласно части 1 статьи 89 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания.
Согласно статье 73 УИК РФ (в редакции Федерального закона от 01.04.2020
N 96-ФЗ) осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их письменного согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации. В случаях, указанных в части второй.1 настоящей статьи, осужденный отбывает наказание в исправительном учреждении, расположенном на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника (часть 1); при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства осужденного к лишению свободы или по месту его осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденного в имеющихся исправительных учреждениях по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы осужденный направляется в исправительное учреждение, расположенное на территории другого, наиболее близко расположенного субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для его размещения (часть 2).
В силу части 2.1 данной статьи по письменному заявлению осужденного к лишению свободы либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного он может быть направлен в исправительное учреждение, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
В соответствии со статьей 81 УИК РФ (в редакции, действовавшей на период возникновения спорных правоотношений) осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения (часть 1); перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении (часть 2).
Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их перевода из одного исправительного учреждения в другое регламентирован Инструкцией о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.01.2018 г. N 17, которыми предусмотрены аналогичные положения.
Анализируя положения части 2 статьи 81 УИК РФ, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 мая 2017 года N 1016-О также указал, что обозначенный в ней перечень исключительных обстоятельств не является исчерпывающим.
Верховный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание на то, что к иным исключительным обстоятельствам, допускающим в силу части 2 статьи 81 УИК РФ перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, среди прочего, относится и невозможность заключенного поддерживать семейные связи во время отбывания наказания в виде лишения свободы (кассационные определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации N 5-КА19-51 от 06.11.2019 года, N 5-КА19-24 от 12 июля 2019 года и др.).
Разрешая спор, судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия также не усматривает, поскольку она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 28 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.