Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей фио, фио
при секретаре Аллахвердиевой Л.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-439/2022 по административному иску Главного управления Министерства юстиции РФ по адрес к Региональной общественной организации содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок "Общественный контроль" о признании общественной организации прекратившей деятельность, исключении из ЕГРЮЛ
по апелляционной жалобе административного ответчика РОО "Общественный контроль", подписанной представителем по доверенности фио, на решение Измайловского районного суда адрес от 29 августа 2022 года об удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Главное управление Министерства юстиции РФ по адрес обратилось в суд с административным иском к Региональной общественной организации содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок "Общественный контроль" (далее - РОО "Общественный контроль") о признании прекратившей свою деятельность в связи с ликвидацией, исключении ее из ЕГРЮЛ, указывая на то, что РОО "Общественный контроль" зарегистрирована в качестве юридического лица. Сведения об административном ответчике внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1147799011194. Данные сведения в соответствии с пунктом 2 статьи 51 ГК РФ носят открытый характер и содержатся на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации egrul.nalog.ru. Запись об административном ответчике внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве за учетным номером 7712017658. На основании подпункта 4 пункта 4.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и во исполнение требования прокуратуры адрес от 4 июня 2020 года N7/33-2471-2020/Ир3251 в соответствии с распоряжением Главного управления от 22 июля 2020 года N6088 в период с 17 августа 2020 года по 11 сентября 2020 года проведена внеплановая документарная проверка организации за период ее деятельности с 3 апреля 2017 года по 31 марта 2020 года.
Административному ответчику направлены уведомление о проведении проверки от 22 июля 2020 года исх. N77/03-37849 и копия распоряжения о проведении проверки от 22 июля 2020 года N6088 с требованием представить документы (информацию), необходимые для проведения проверки, не позднее 17 августа 2020 года.
Административный ответчик в установленный срок документы, необходимые для проведения проверки, в нарушение подпункта 1 и 4 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не представил. В нарушение требований пункта 2 статьи 65.3 и пункта 1 статьи 123.7 ГК РФ и Устава организации к исключительной компетенции высшего органа управления - общего собрания членов административным ответчиком не отнесены полномочия по назначению аудиторской организации или индивидуального аудитора, определение порядка приема в состав членов организации и исключения из числа ее членов, утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности, принятие решений о создании других юридических лиц, об участии организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств организации, назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса, принятие решений о размере и порядке уплаты ее членами членских и иных имущественных взносов. В нарушение требований пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", обязывающего некоммерческую организацию соблюдать требования учредительных документов, административным ответчиком на проверку не представлены протоколы заседания постоянно действующего руководящего органа организации - правления. В нарушение требования абзаца 8 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" административный ответчик не представил информацию об изменении адреса (места нахождения). В нарушение положений пункта 1.8 Устава организации, статьи 14 Федерального закона "Об общественных объединениях" административным ответчиком в проверяемом периоде нарушалась территориальная сфера деятельности, предусмотренная Уставом и законодательством Российской Федерации.
Административный ответчик осуществлял общественный контроль в сфере закупочной деятельности субъектов, расположенных и осуществляющих свою деятельность на территории адрес. Административным истцом при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческой организации, предусмотренного пунктом 4.1. статьи 32 Федерального закона N7-ФЗ, и в соответствии с порядком, определенным Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года N705, административному ответчику вынесены письменные предупреждения от 7 февраля 2018 года N77/03-5449, от 27 августа 2018 года N77/03-42827, от 14 сентября 2020 года N77/03-47314, от 23 ноября 2020 года N77/03-61053, от 9 февраля 2021 года N77/03-6208, которые были получены, однако на момент направления искового заявления в суд административным ответчиком, не исполнены. Информация об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в Главное управление Министерства юстиции РФ по Москве, не поступила.
Ссылаясь на данные обстоятельства, административный истец просил ликвидировать Региональную общественную организацию содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок "Общественный контроль" (ОГРН 1147799011194) и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решением Измайловского районного суда адрес от 29 августа 2022 года административные исковые требования ГУ Министерства юстиции РФ по Москве удовлетворены. Указанным решением постановлено:
ликвидировать Региональную общественную организацию содействия осуществления общественного контроля за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок "Общественный контроль" (ОГРН 1147799011194) и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика РОО "Общественный контроль" по доверенности фио ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика РОО "Общественный контроль" по доверенности фио, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона от Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 данной статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.
Формы представления указанных документов и сроки их представления определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Подпунктами 1, 4, 5 пункта 5 той же статьи предусмотрено, что в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами. Такие проверки могут проводиться в отношении структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, за исключением структурных подразделений иностранной неправительственной некоммерческой организации, обладающих иммунитетом от указанных действий;
в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
В силу пункта 2 статьи 14 данного Федерального закона требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях" основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются:
неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Юридическое лицо, по правилам статьи 165.1 ГК РФ, несет риск последствий неполучения юридическим лицом значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя сообщения, доставленные по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу. Указанная правовая позиция также отражена в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ".
Разрешая настоящее дело, суд установил, что РОО "Общественный контроль" зарегистрирована в качестве юридического лица.
Сведения об административном ответчике внесены в ЕГРЮЛ 11 июля 2014 года за основным государственным регистрационным номером 1147799011194.
Запись об административном ответчике внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве за учетным номером 7712017658.
Как установлено судом, административным истцом на основании подпункта 4 пункта 4.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и во исполнение требования прокуратуры адрес от 4 июня 2020 года N7/33-2471-2020/Ир3251 в соответствии с распоряжением Главного управления от 22 июля 2020 года N6088 в период с 17 августа 2020 года по 11 сентября 2020 года проведена внеплановая документарная проверка организации за период ее деятельности с 03 апреля 2017 года по 31 марта 2020 года.
Административному ответчику направлено уведомление о проведении проверки от 22 июля 2020 года исх. N77/03-37849 и копия распоряжения о проведении проверки от 22 июля 2020 года N6088 с требованием представить документы (информацию), необходимые для проведения проверки, не позднее 17 августа 2020 года.
Судом установлено, что административный ответчик в установленный срок в нарушение требований статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" документы, необходимые для проведения проверки в полном объеме не представил.
По результатам проверки установлено нарушение организацией требований законодательства РФ, что отражено в акте проверки от 11 сентября 2020 года.
Так, в нарушение требований пункта 2 статьи 65.3 и пункта 1 статьи 123.7 ГК РФ и Устава организации к исключительной компетенции высшего органа управления - общего собрания членов организации административным ответчиком не отнесены полномочия по назначению аудиторской организации или индивидуального аудитора, определению порядка приема в состав членов организации и исключения из числа ее членов, утверждению годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности, принятию решений о создании других юридических лиц, об участии организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств организации, назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса, принятию решений о размере и порядке уплаты ее членами членских и иных имущественных взносов.
В нарушение требований пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", обязывающего некоммерческую организацию соблюдать требования учредительных документов, административным ответчиком на проверку не представлены протоколы заседания постоянно действующего руководящего органа организации-правления, сведения о его формировании, протоколы общего собрания членов организации за 2018-2020 годы.
В нарушение требования абзаца 8 статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" административный ответчик не представил документы, подтверждающие место нахождения постоянно действующего руководящего органа организации, информацию об изменении адреса места нахождения.
В нарушение положений пункта 1.8 Устава организации, статьи 14 Федерального закона "Об общественных объединениях" административным ответчиком в проверяемом периоде нарушалась территориальная сфера деятельности, предусмотренная Уставом и законодательством Российской Федерации. Административный ответчик, являясь региональным общественным объединением, осуществлял общественный контроль в сфере закупочной деятельности субъектов, расположенных и осуществляющих свою деятельность на территории адрес.
При проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческой организации, административным истцом административному ответчику вынесены письменные предупреждения от 7 февраля 2018 года N77/03-5449, от 27 августа 2018 года N77/03-42827, от 14 сентября 2020 года N77/03-47314, от 23 ноября 2020 года N77/03-61053, от 09 февраля 2021 года N77/03-6208, которые не исполнены.
Информация об устранении выявленных нарушений законодательства РФ в Главное управление Минюста РФ по адрес не поступала.
На основании изложенного, оценив установленные обстоятельства по правилам статьи 84 КАС РФ в совокупности с собранными по делу доказательствами, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для ликвидации РОО "Общественный контроль".
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика об отсутствии оснований для прекращения деятельности общественной организации в связи с его ликвидацией судебная коллегия отклоняет, поскольку фактически они направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, в то время как право оценки доказательств в силу статьи 84 КАС РФ относится к исключительной компетенции суда, который оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании.
Разрешая настоящий спор, суд по правилам статьи 84 КАС РФ дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Данных, объективно опровергающих выводы суда о том, что деятельность РОО "Общественный контроль" осуществляется с нарушением принципа территориальности, уставные документы не соответствуют требованиям закона, документы, подтверждающие место нахождения постоянно действующего руководящего органа организации за периоды 2017-2020 годов, отсутствуют, как отсутствуют протоколы общих собраний членов организации, которые в соответствии с Уставом должны проводиться не реже 1 раза в год, и заседаний постоянно действующего руководящего органа организации, которые согласно Уставу должны проводиться не реже 1 раза в квартал, апелляционная жалоба не содержит.
Утверждения о том, что в период 2017-2019 годов заседания правления не фиксировались письменными протоколами, а в период 2020-2021 годов очные заседания не проводились, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку подобные действия административного ответчика противоречат его же Уставу, положениями которого предусмотрено ведение протоколов заседаний правления (пункт 5.9).
Несогласие административного ответчика с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права; нарушений статьи 84 КАС РФ при оценке собранных по делу доказательств не допущено.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Измайловского районного суда адрес от 29 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 июля 2023 года
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.